РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2010 года Центральный районный суд
г. Комсомольска-на-Амуре
Хабаровского края
В составе:
председательствующего - судьи Известкиной И.Г.,
при секретаре - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об обжаловании действий начальника УВД по ..., возложении обязанности восстановить право на получение информации и ознакомить с материалами служебной проверки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с вышеназванным заявлением, ссылаясь на то, что 6 апреля 2010 года он обратился с заявлением об ознакомлении с материалами служебной проверки, проведенной по его заявлению об обжаловании противоправного поведения сотрудников милиции ГОМ-2 УВД по ..., письмом от 22 апреля 2010 года начальник УВД по ... отказал ему в ознакомлении с указанными материалами, тем самым нарушил требования п.2 ст.5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» и его конституционное право на получение информации, гарантированное ч.2 ст.24 Конституции РФ, в связи с чем просит суд признать действия начальника УВД по ... незаконными и обязать восстановить право на получение информации и ознакомить его с материалами служебной проверки.
В судебное заседание ФИО3, извещенный о времени и месте судебного заседания согласно расписке 09.06.2010 года л.д.61) не явился, представил письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в присутствии его представителя ФИО4 л.д.13), в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заявителя в соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ.
Ранее, в судебном заседании ФИО3 на требованиях настаивал, дал суду пояснения, полностью совпадающие с вышеизложенными обстоятельствами.
Представитель ФИО2, ФИО4, действующий на основании нотариальной доверенности ... от Дата обезличена года, в судебном заседании пояснил, что сотрудники милиции, права, свободы и законные интересы которых затрагиваются материалами служебной проверки, являются не физическими лицами, а должностными лицами, поэтому полагает, что их права, свободы и законные интересы не могут быть в данном случае затронуты. Кроме того, существуют государственная, коммерческая, банковская тайна, а такого понятия, как служебная тайна, нет, государственная тайна это не служебная тайна. В том случае, если материал служебной проверки, с которым ФИО3 не был ознакомлен относится к государственной тайне, то на нем должен быть гриф «Секретно» либо «Совершенно секретно».
Кроме того, считает, что ссылки на приказ МВД РФ Номер обезличен дсп от 1997 года необоснованны, поскольку указанный приказ не зарегистрирован Министерством юстиции РФ, что в силу закона является обязательным.
Просил суд удовлетворить требования ФИО2 в полном объеме.
Представитель должностного лица ФИО8, действующий на основании доверенности начальника УВД по ... ФИО6Номер обезличен от Дата обезличена года, требования не признал и пояснил, что 06.04.2010 года ФИО3 обратился с заявлением на имя начальника УВД по ... об ознакомлении с материалами служебной проверки, проведенной по заявлению ФИО2 об обжаловании действий сотрудников ГОМ-2 УВД по ..., начальник отделения участковых уполномоченных УВД по ... ФИО7 после проведения порученной ему проверки, подготовил заключение служебной проверки от 06.04.2010 года, которое было утверждено начальником УВД по ... ФИО6 22.04.2010 года. Из данного заключения следует, что согласно приказу МВД РФ Номер обезличен - ДСП от 1997 года, на основании раздела Номер обезличен Правил обращения со служебной информацией ограниченного распространения, допуск граждан к ознакомлению с материалами служебных проверок запрещен. На основании данного заключения 22.04.2010 года начальником УВД по ... ФИО2 был дан ответ, который считает законным и обоснованным, в связи с чем, просит суд в удовлетворении заявления отказать.
Суд, выслушав пояснения заявителя ФИО2, его представителя ФИО4, представителя должностного лица ФИО8, показания свидетеля ФИО7, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно п.2 статьи 24 ФИО9, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В судебном заседании установлено, что 6 апреля 2010 года ФИО3 обратился с заявлением на имя начальника УВД по ..., в котором просил ознакомить его с материалами служебной проверки, проведенной по его заявлению по факту противозаконного поведения, нарушения законодательства со стороны сотрудников милиции ГОМ-2 УВД по ... л.д.8).
22 апреля 2010 года на имя ФИО2 подготовлен ответ, которым последний уведомлен о том, что согласно нормативным документам МВД России, допуск граждан к служебным сведениям, ознакомление лицами, не являющимися сотрудниками органов внутренних дел со служебной информацией ограниченного распространения запрещен л.д.7).
Указанный ответ дан на основании заключения начальника отделения участковых уполномоченных УВД по ... ФИО7, утвержденного начальником УВД по ... ФИО6 22.04.2010 года, из которого следует, что допуск граждан к ознакомлению с материалами проверок запрещен на основании раздела Номер обезличен «Правил обращения со служебной информацией ограниченного распространения», утвержденного приказом МВД РФ Номер обезличен дсп - 1997 года л.д.26).
Приказ МВД РФ Номер обезличен дсп от Дата обезличена года «Об утверждении документов, регламентирующих порядок обращения со служебными сведениями ограниченного распространения», который является документом служебного пользования (ДСП) обозревался в ходе судебного заседания.
Согласно выписке из указанного приказа - Приложения Номер обезличен «Правила обращения со служебной информацией (сведениями) ограниченного распространения и документами, ее содержащими, в системе МВД России», представленной представителем должностного лица, служебные сведения - это информация, которая:
- образуется в процессе деятельности органов, подразделений и учреждений системы МВД России и внутренних войсках МВД России или передача им из других федеральных органов исполнительной власти;
- не составляет государственной тайны, однако ее разглашение (распространение) может нанести ущерб интересам МВД России;
- несет действительную или потенциальную ценность и может являться предметом посягательства в силу неизвестности ее другим лицам и отсутствия к ней свободного доступа на законных основаниях.
Разглашение (распространение) служебных сведений означает ознакомление с ними лиц, не являющихся сотрудниками органов внутренних дел и не имеющих к этим сведениям непосредственного отношения лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе или работе, без указания и разрешения соответствующего должностного лица.
Не могут быть отнесены к служебным сведениям и документам, их содержащим:
- нормативные акты, устанавливающие правовой статус системы ОВД;
- сведения о чрезвычайных ситуациях;
- описание структуры МВД России;
- порядок распространения и разрешения жалоб, заявлений и устных обращений граждан, а также принятые по ним решения;
- сведения об исполнении бюджета;
- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек.
В соответствии с пунктом 26 Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от Дата обезличена года Номер обезличен, знакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки в части, его касающейся, имеет право сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка.
Анализирую данные нормы, суд приходит к выводу о том, что перечень сведений и документов, которые не могут быть отнесены к служебным, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, что свидетельствует о том, что материалы служебной проверки являются служебными сведениями, ознакомление с которыми лицами, не являющимися сотрудниками органов внутренних дел означает разглашение (распространение) служебных сведений.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что материалы служебной проверки отнесены к служебным сведениям, с которыми имеют право знакомиться лишь сотрудники органов внутренних дел, а также то, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, к которой и относятся служебные сведения, суд приходит к выводу о том, что обжалуемые действия начальника УВД по ... по отказу в ознакомлении с материалами служебной проверки соответствуют требованиям закона, вследствие чего, в удовлетворении заявления необходимо отказать.
Доводы представителя ФИО2, ФИО4 о том, что ссылки на приказ МВД РФ Номер обезличен дсп от 1997 года необоснованны, поскольку указанный приказ не зарегистрирован Министерством юстиции РФ, что в силу закона является обязательным, несостоятельны, по следующим основаниям.
Так, в соответствии с п.212 Приказа МВД РФ от 27 июня 2003 г. N 484 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России" не подлежат направлению на государственную регистрацию:
- индивидуальные правовые акты;
- акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов, подразделений и организаций системы МВД России.
Согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" и пункту 1 Приказа МВД РФ от 7 мая 2008 г. N405 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Министерства внутренних дел Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации" подлежат официальному опубликованию в установленном порядке нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, вступают в силу с момента их подписания (утверждения), если самими нормативными правовыми актами не установлен иной срок или порядок вступления в силу.
Как установлено в судебном заседании, Приказ МВД РФ Номер обезличен дсп от Дата обезличена года «Об утверждении документов, регламентирующих порядок обращения со служебными сведениями ограниченного распространения» является документом служебного пользования (ДСП), содержащим сведения конфиденциального характера, что свидетельствует о том, что указанный приказ в силу требований вышеуказанных нормативных актов, официальному опубликованию в установленном порядке не подлежит.
Руководствуясь ст. ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО2 об обжаловании действий начальника УВД по ..., возложении обязанности восстановить право на получение информации и ознакомить с материалами служебной проверки отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.
Судья Известкина И.Г.