№ 2-1875/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июля 2010 года Центральный районный суд города Комсомоль ска -на-Амуре Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи -Тучиной О.В.
при секретаре - Столешниковой Ю.Ю.
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Комсомольска-на-Амуре, действующего в интересах Фоминой ФИО12 к Муниципальному образованию городской округ « Город Комсомольск-на-Амуре» в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре, Комитету по делам опеки и попечительства Правительства Хабаровского края, третьи лица МУП «Служба заказчика №4», Ярош ФИО13 о возложении обязанности по проведению ремонта жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Прокурор г.Комсомольска-на-Амуре, действия в защиту интересов Фоминой А.Ю., Дата обезличена года рождения, обратился в суд с иском к Муниципальному образованию - город Комсомольск-на-Амуре, Комитету по делам опеки и попечительства Правительства Хабаровского края о возложении обязанности произвести ремонт квартиры .... В обоснование заявленных требований указал, что Фомина А.Ю относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, до Дата обезличена года воспитывалась в детском доме Номер обезличен и находилась на полном государственном обеспечении. Фоминой А. Ю. на праве собственности принадлежит 1/2 доля квартиры .... Контроль за содержанием указанного жилого помещения в надлежащем состоянии должен был осуществлять орган опеки и попечительства. В квартире с 2002 года никто не проживает. В настоящее время квартира находится в непригодном для проживания состояния: отсутствуют приборы отопления, электропроводка, требуется ремонт.
Определением суда от 09.04.2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих требований, привлечены Фомина Э.В., МУП «Служба заказчика №4»
Определением суда от 08 июня 2010г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Ярош Т.С., Фомина Э.В. освобождена от участия в деле.
В судебном заседании прокурор Бражникова Н.С. настаивала на удовлетворении исковых требований. При этом дала пояснения, соответствующие изложенным выше обстоятельствам. Дополнительно пояснила, что до января 2010 года обязанности органов опеки и попечительства были возложены на органы местного самоуправления, а в последствии в связи с внесением изменений в ст.34 ГК РФ, переданы в ведение субъектов РФ. В соответствии с действующим законодательством, обязанность по сохранению в надлежащем состоянии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям, оставшимся без попечения родителей, к каковым после лишения родительских прав матери, стала относится Фомина А.Ю., возложена на органы опеки и попечительства. За период нахождения Фоминой А.Ю. с Дата обезличенаг. до Дата обезличенаг. в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом (для детей школьного возраста) Номер обезличен, жилое помещение - ... которого принадлежит Фоминой А.Ю. на праве собственности, пришло в негодное для проживания состояние, из-за бездействия ответчиков по непринятию мер по содержанию жилого помещения в надлежащем состоянии, в связи с чем ответчики обязаны за счет выделенных им денежных средств из краевого бюджета произвести ремонт указанного жилого помещения.
В судебное заседание Фомина А.Ю. не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена в установленном законном порядке, просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствии.
В судебном заседании представитель ответчика - Комитета по делам опеки и попечительства Правительства Хабаровского края - Святкина И.В., действующая на основании доверенности от 11.01.2010г. исковые требования не признала, пояснив, что с 01.01.2010г. распоряжением Губернатора Хабаровского края от 7 мая 2009 создан Комитет по делам опеки и попечительства Правительства Хабаровского края. Его структурным подразделением, созданным с 01 января 2010 года, является отдел по делам опеки и попечительства г.Комсомольска-на-Амуре, который не является правопреемником отдела по делам защиты прав несовершеннолетних Центрального округа администрации г.Комсомольск-на-Амуре, ранее осуществлявшего функции органа опеки и попечительства, и ликвидированного в связи с созданием указанного Комитета. До создания структурных подразделений Комитета, функции органа опеки осуществляли отдела администраций муниципальных образований. Кроме того действующим законодательством не предусмотрены расходные обязательства органов опеки и попечительства по выполнению ремонтных работ, по содержанию в надлежащем состоянии жилых помещений, находящихся в собственности или пользовании детей-сирот или детей оставшихся без попечения родителей. Мерами по охране прав несовершеннолетних на жилые помещения является контроль за законностью прекращения или ограничения их прав на указанные жилые помещения.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Комсомольска-на-Амуре Перехожева А.В., действующая на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличенаг. исковые требования не признала, дала пояснения, аналогичные пояснениям представителя Комитета по делам опеки и попечительства Правительства Хабаровского края, дополнительно указав, за период нахождения Фоминой О.А. в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом (для детей школьного возраста) №1 ее право собственности на спорное жилое помещение не было прекращено либо ограничено, в связи с чем обязанности органа опеки и попечительства администрации города, существовавшего до 01.01.2010 года, по сохранению жилого помещения Фоминой О.А. выполнены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований МУП «Служба заказчика №4» не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен в установленном законом порядке, об отложении слушания дела не просил, о причинах неявки суд не извещал, в связи с чем, суд рассмотрел гражданское дело в его отсутствии. Ранее в судебном заседании представитель МУП «Служба заказчика №4», Трубникова И.В., действующая на основании доверенности от Дата обезличена года, просила отказать в удовлетворении исковых требований пояснив, что на момент передачи спорного жилого помещения органу опеки и попечительства, квартира уже находилась в непригодном для проживания состоянии, в ней никто не проживал, замки во входной двери отсутствовали, в связи с чем, указанная квартира была закрыта.
В судебное заседание третье лицо не заявляющее самостоятельных требований Ярош Т.С., не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена в установленном законом порядке, об отложении слушания дела не просила, о причинах неявки не извещала, в связи с чем, суд признав причины ее неявки не уважительными рассмотрел гражданское дело в его отсутствии. Ранее в судебном заседании Ярош Т.С. не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что на основании договора дарения от Дата обезличена года мать истца - Фомина Э.В. подарила ей 1/2 долю квартиры ... для дальнейшего решения вопроса о продаже квартиры. Переход права собственности зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю. Квартира находится в разрушенном состоянии, в ней практически нет приборов отопления, не работает сантехника, стены и полы давно не крашены.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст.ст.1, 5, ч.1 ст. 8 Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опека и попечительства - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для защиты их прав и интересов. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.34 ГК РФ (в редакции действующей до 01 января 2008 года, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
В соответствии со ст.3 Закона Хабаровского края «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству» от 31 октября 2007 года №149 органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству (далее - государственные полномочия), в том числе: по принятию мер по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; по выдаче в соответствии с действующим законодательством разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных; по выдаче согласия на обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений; по выдаче согласия на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом не затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц; по выдаче разрешений на передачу жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, а также по выдаче согласия на передачу жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, в собственность указанным лицам.
В соответствии со ст.ст.5, 7 указанного выше закона органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны использовать переданные для осуществления государственных полномочий материальные и финансовые средства по целевому назначению. Финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления настоящим законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого фонда компенсаций. Распределение субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий, осуществляется на основании методики согласно приложению к закону. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, и их распределение устанавливаются законом о краевом бюджете на очередной финансовый год.
Законом Хабаровского края от 28 ноября 2007 года №166 «О краевом бюджете на 2008 года» утверждено распределение субвенций бюджетам муниципальных образований края из краевого фонда компенсаций на выполнение полномочий органов государственной власти края, установленных Законом Хабаровского края от 31.10.2007г. №149 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству» в сумме 1205157,40 тыс. рублей. При этом в соответствии Приложением №15 к указанному закону Муниципальному образованию Городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» выделено на указанные расходные обязательства 182087,20 тыс. рублей.
Методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству (Приложение к Закону Хабаровского края от 31 октября 2007 г. N149) не предусмотрены субвенции на производство ремонтных работ по содержанию в надлежащем состоянии жилых помещений, находящихся в собственности или пользовании детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Анализируя изложенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов опеки и попечительства, каковыми до 01 января 2008 года являлись соответствующие органы местного самоуправления - отдел по делам опеки и попечительства Центрального округа администрации г.Комсомольска-на-Амуре, а в последствии орган субъекта РФ - Комитет по делам опеки и попечительства Правительства Хабаровского края, по сохранению жилых помещений, находящихся в собственности детей, оставшихся без попечения родителей, к категории которых относилась Фомина А.Ю. после лишения ее матери родительских прав, путем производства ремонтных работ по содержанию жилого помещения в надлежащем состоянии. В соответствии с действующим законодательством мероприятиями по защите жилищных прав детей по сохранению жилых помещения находящихся в их собственности или пользовании, заключается в контроле за отчуждением указанного имущества другим лицам, лишением или прекращением детьми права пользования ими.
Кроме того, суд учитывает следующее.
В соответствии со ст. 34 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N258-ФЗ в пункт 1 статьи 34 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.)органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство.
В соответствии со ст.6, п.11 ч.1 ст.8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся обеспечение сохранности их имущества.
Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 7 мая 2009 г. N 307-р создан Комитет по делам опеки и попечительства Правительства Хабаровского края, на который возложены полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Хабаровского края.
В соответствии с п.п.1.1., 2.5. Положения о Комитете по делам опеки и попечительства Правительства Хабаровского края (утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 11 августа 2009 г. N251-пр) организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в крае, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами края, постановлениями Губернатора и Правительства края, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления. Контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании изложенных нормативно-правовых актов, с учетом Положения об отделе по делам опеки и попечительства по г.Комсомольску-на-Амуре Комитета по делам опеки и попечительства Правительства Хабаровского края, суд приходит к выводу, что в связи с созданием с 01.01.2010г. Комитета по делам опеки и попечительства Правительства Хабаровского каря, введением в действие Федерального закона РФ «Об опеке и попечительстве» и передаче полномочий указанных органов от органов местного самоуправления к органом субъекта РФ, отдел по делам о по защите прав несовершеннолетних Центрального округа администрации г.Комсомольска-на-Амуре прекратил свою деятельность. При этом вновь созданный Комитет по делам опеки и попечительства Правительства Хабаровского края в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 11 августа 2009 г. N251-пр не является его правопреемником, в связи с чем, в том числе, не отвечает и за ненадлежащее исполнение указанным отделом обязанностей, если таковое имело место.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что 1/2 доля жилого помещения - ... в ... на основании договора мены от Дата обезличена года принадлежит на праве собственности Фоминой А.Ю., другая 1/2 доля ранее принадлежала ее матери Фоминой Э.В., которая Дата обезличена года подарила ее Ярош Т.С. Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда от Дата обезличена года мать Фоминой А.Ю. - Фомина Э.В. была лишена в отношении истца родительских прав, в связи с чем распоряжением начальника Центрального округа г.Комсомольска-на-Амуре от Дата обезличена года Номер обезличенрц Фомина А.Ю. была определена в детский дом, где находилась до Дата обезличена года. Впоследствии зачислена на полное государственное обеспечение к КГОУ НПО «Профессиональный лицей Номер обезличен», в общежитии которого проживает в настоящее время. На момент рассмотрения дела о лишении родительских прав квартира ... находилась в заброшенном состоянии, в квартире никто не проживал, были выбиты стекла, не работала сантехника, отсутствовали приборы отопления. Отделом по защите прав несовершеннолетних Центрально округа г.Комсомольска-на-Амуре проводились обследования указанного жилого помещения для проверки его технического и санитарного состояния. В настоящее время жилое также находится в нежилом состоянии: отсутствуют приборы отопления, не работает канализация, не проведена электроэнергия, полы длительное время не окрашены, в связи с чем истец не имеет возможности вселиться в него.
Установленные в судебном заседании обстоятельства подтверждаются: вступившим в законную силу решением Центрального районного суда от Дата обезличена года, имеющего преюдициальное значение в соответствии со ст.61 ГПК РФ, распоряжением администрации ... от Дата обезличенаг. Номер обезличенрц, актами проверки сохранности от Дата обезличенаг., Дата обезличенаг. от Дата обезличенаг. Дата обезличенаг., Дата обезличенаг., справкой МУП «ЕРКЦ» от Дата обезличена года, поквартирной карточкой, справкой МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом (для детей школьного возраста) Номер обезличен от 23.03,2010 года, справкой КГОУ НПО «Профессиональный лицей Номер обезличен» от Дата обезличена года, свидетельством о рождении Фоминой А.Ю., договором дарения от Дата обезличенаг., свидетельством о регистрации права собственности, сообщением ХКГУП Технической инвентаризации и оценки недвижимости от Дата обезличенаг.
Таким образом, на основании установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что на июнь 2006 года - момент возникновения у органа опеки и попечительства - отдела по делам защиты прав несовершеннолетних ... Администрации г.Комсомольска-на-Амуре обязательства по сохранению квартиры ..., 1/2 доля которого принадлежит на праве собственности Фоминой А.Ю., как жилого помещения, принадлежащего ребенку, оставшегося без попечения родителей, спорное жилое помещение, уже находилось состоянии, требующем ремонта, установки радиаторов отопления и остекления, зафиксированном актом обследования указанного жилого помещения, составленным при рассмотрении гражданского дела о лишении Фоминой Э.В. родительских прав в отношении истца, в связи с чем, причиной приведения жилого помещения в непригодное для проживания состояние не являлось бездействие ответчиков.
Следует также учесть нахождение в собственности истца 1/2 доли указанной выше квартиры, в то время как прокурор, выступая в защиту интересов истца, просит о возложении на ответчиков обязанности по ремонту всего жилого помещения. При этом иных требований прокурором не заявлено.
На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора г.Комсомольска-на-Амуре, действующего в интересах Фоминой ФИО14 к Муниципальному образованию городской округ « Город Комсомольск-на-Амуре» в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре, Комитету по делам опеки и попечительства Правительства Хабаровского края, третьи лица МУП «Служба заказчика №4», Ярош ФИО15 о возложении обязанности по проведению ремонта жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.
Судья: О.В.Тучина