Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2010 года. г. Комсомольск-на-Амуре.
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Храмовой М.А.
при секретаре Зайдулиной Ю.Е.
С участием истца Ласун О.А., представителя истца Беломестнова Н. А., представителя ОАО « РЖД» - Аксенова О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ласун О А к администрации города Комсомольска-на-Амуре, открытому акционерному обществу « Российские железные дороги» о прекращении права собственности на секцию в общежитии, признании права собственности на секцию в общежитии,
УСТАНОВИЛ:
Истец Ласун О.А. обратился в суд с иском к администрации города Комсомольска-на-Амуре, открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о прекращении права собственности на секцию в общежитии, признании права собственности на секцию в общежитии. В обоснование заявленных требований указал, что с 12.03.2004 года на основании ордера он проживает в жилом помещении по адресу: г. Комсомольск на Амуре, ... указанное жилое помещение ему было предоставлено ОАО « РЖД» и находится на балансе Комсомольской дистанции гражданских сооружений ДВОСТЖд.
16.03.2010 года он обратился в администрацию города с заявлением о приватизации указанного жилого помещения, однако, в удовлетворении заявления ему отказано по причине того, что в перечне домов, подлежащих приватизации, жилого дома, где расположено спорное жилое помещение нет, так как передача данного жилого дома в муниципальную собственность не производилась.
Данный отказ истец считает неправомерным, поскольку в силу ст.2 Закона РФ от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма вправе приобрести эти жилые помещения в собственность на условиях, предусмотренных Законом.
В соответствии с положениями ст.7 ФЗ от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Если в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность, на данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующее порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям.
Просил суд признать за ним право собственности на жилое помещение - секцию Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... в г. Комсомольске на Амуре, общей площадью 33,4 кв.м..
19 июля 2010 года в суд поступило заявление об изменении исковых требований, истец просил суд прекратить право собственности ОАО « Российские железные дороги» на жилое помещение - секцию Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... в .... Признать за ним право собственности на жилое помещение - секцию Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... в ..., общей площадью 33,4 кв.м.
В судебном заседании истец Ласун О.А. на исковых требованиях настаивал, дал суду пояснения, полностью совпадающие с вышеизложенными обстоятельствами.
Представитель истца Беломестнов Н.А., действующий по устному заявлению, исковые требования своего доверителя поддержал, суду пояснил, что здание общежития было передано ОАО «РЖД» в порядке приватизации, на основании закона о приватизации, но нельзя было данные социальные объекты приватизировать, что указано приказом президента РФ № 8 от 10.01.1993 года. Указанные объекты являются федеральной собственности и должны находиться в собственности местной администрации. Истцу данное помещение было предоставлено в связи с работой, он вселялся по ордеру, с февраля 2010 года истец был сокращен.
В судебном заседании представитель ответчика Аксенов О.Н., действующий на основании доверенности № 845 от 15.10.2009 года исковые требования не признал, дополнительно суду пояснил, что общежитие находится в собственности ОАО «РЖД». Общежитие имеет статус жилого дома. Иск заявлен преждевременно, стоило подождать, когда здание передадут в муниципальную собственность. Иск подлежит отклонению на сегодняшний момент, так как договор найма в общежитиях не является договором социального найма. Ответчик говорит про ордер, но по положению об общежитиях ордер выписывается как основание для заселения. Но решение администрации - это основание для заселения, ордер в данном случае особого правового значения не имеет. Данное помещение на момент заселения было общежитием. Не существует никакой нормы права, которая запрещает иметь в собственности у юридического лица жилого помещения, а общежитие таким статусом и обладает, проживающие в общежитии не имеют право на приватизацию. Приватизация может быть только там, где был заключен договор социального найма. Они с работниками таких договоров не заключали. С 2003 -2004 года в этом общежитии ведется практика заключения договоров коммерческого найма, которые не предполагают приватизацию - бесплатную передачу в собственность. Общежитие ближе к статусу служебного жилья.
В судебное заседание представитель администрации г. Комсомольска на Амуре не явился, извещен, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленного заявления исковые требования не признал, поскольку жилой дом, расположенный по ... не является муниципальной собственностью, администрация г. Комсомольска на Амуре не является надлежащим ответчиком по делу. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в соответствие с п.5 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в соответствие с п.5 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что общежитие Комсомольской дистанции гражданских сооружений, расположенное по адресу: ... в г. Комсомольске на Амуре принадлежит на праве собственности открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, свидетельством о государственной регистрации права Номер обезличен Номер обезличен..
Согласно справки Номер обезличен от Дата обезличена года общежитие « Дом молодого железнодорожника», расположенный по адресу: ... ... находится на балансе Комсомольской дистанции гражданских сооружений. л.д.8).
Ласун О.А., состоял в трудовых отношениях с 21.05.1999 года с Комсомольским отделением Дальневосточной железной дороги, что подтверждается трудовой книжкой истца, с 12.02.2004 года зарегистрирован и проживает по адресу: ...бщежитие ( комната Номер обезличен), в общежитии секционного типа, которое находится в ведомстве ОАО « РЖД». Ласун О.А. зарегистрирован по ордеру. л.д.7).
Ласун О.А. обратился с заявлением в администрацию г. Комсомольска-на-Амуре о приватизации жилого помещения Номер обезличен, расположенного в общежитии по ..., в чем ему было отказано в виду того, что указанное здание не является муниципальной собственностью.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 1,2,7, 8 Закона РФ от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
В соответствии с преамбулой названного Закона целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
В силу ст. 18 Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В силу ч.5 ст. 2 Закона РФ от 03.07.1991г. №1532-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
В силу ст. 4 ЖК РСФСР находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.
Как установлено судом, Российская Федерация в качестве вклада в Уставный капитал ОАО « РЖД» передает имущество (имущественные комплексы) организации федерального железнодорожного транспорта, включая земельные участки согласно передаточного акта, в том числе, и права собственности и права по обязательствам, что подтверждается сводным передаточным актом, утвержденным распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 года. Согласно Приложения № 1 к передаточному акту в перечень сооружений-комплексов и отдельных объектов недвижимого имущества включено здание общежития, расположенное по адресу: ... в ....
В связи с вышеизложенным, надлежащим ответчиком по делу является ОАО «Российские железные дороги».
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренных Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", является внесение государственного или муниципального имущества в уставный капитал открытого акционерного общества (подпункт 9 пункта 1 статьи 13).
Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ осуществляется, согласно статье 25 данного Федерального закона, по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления с целью учреждения открытых акционерных обществ либо в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ. Для осуществления государственного контроля за деятельностью акционерных обществ данной статьей закреплено правило, в соответствии с которым доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом Российской Федерации в отношении стратегических акционерных обществ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение, и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, являются соответственно стратегическими предприятиями и стратегическими акционерными обществами.
Согласно Федеральному закону "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом (статья 3). При этом учредителем единого хозяйствующего субъекта (ОАО "РЖД") является Российская Федерация, а решение об учреждении единого хозяйствующего субъекта принимается Правительством Российской Федерации, которое также утверждает его устав (пункт 1 статьи 4).
В соответствии с названным Федеральным законом Правительство Российской Федерации постановлением от 18 сентября 2003 года N585 учредило ОАО "РЖД" и утвердило его устав. Согласно данному постановлению доля принадлежащих Российской Федерации акций в общем количестве акций указанного акционерного общества составляет 100 процентов.
Кроме того, в соответствии Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года N1009 был утвержден Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, содержащий список предприятий и пакетов акций акционерных обществ, находящихся в государственной собственности и в отношении которых должен применяться специальный порядок приватизации. Согласно данному перечню ОАО "РЖД" внесено в список стратегических акционерных обществ (N 404), акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
Совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30 сентября 2003 года N4557-р/6-р/884р утвержден Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД". В процессе приватизации в уставный капитал данного акционерного общества необходимо было внести такой комплекс имущества, который со всей полнотой обеспечивал бы осуществление технологического цикла организации перевозочного процесса и не позволил бы привести к росту издержек отрасли, к ухудшению социальной защищенности работников железнодорожного транспорта, в частности к лишению предприятий железнодорожной отрасли возможности предоставлять своим сотрудникам жилье на время работы.
Таким образом, нет оснований полагать, что само по себе закрепление выходящих за рамки общеустановленного правового регулирования правил приватизации имущества организаций федерального железнодорожного транспорта (в том числе отдельных объектов коммунально-бытового назначения) при учреждении ОАО "РЖД", содержащихся в положениях названных федеральных законов и изданных на их основе или во исполнение их предписаний нормативных актов, являющихся частью правового регулирования процесса приватизации государственного и муниципального имущества, который осуществляется исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество), может повлечь за собой нарушение права истца на приватизацию жилого помещения.
Вместе с тем, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18 апреля 2006 года N119-О, закрепляя право на приватизацию в федеральном законе, государство обязано обеспечить возможность его реализации таким образом, чтобы при передаче имущества в собственность субъектам частного права соблюдались соответствующие гарантии, закрепленные Конституцией Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта (ОАО "РЖД"). Пункт 6 статьи 9 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и пункт 15 статьи 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" снимают запрет на внесение в уставный капитал жилищного фонда.
Это обосновано тем, что ОАО "РЖД" согласно Указу Президента РФ "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ", внесено в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ; участие РФ в управлении ОАО "РЖД" обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.
Вместе с тем, поскольку все акции ОАО "Российские железные дороги" находятся в собственности Российской Федерации (часть 1 статьи 7 закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта"), учредителем единого хозяйствующего субъекта (ОАО "РЖД") является Российская Федерация (статья 4 закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта") приватизацию имущества железнодорожного транспорта не следует рассматривать буквально как способ передачи имущества в частную собственность. Законодатель стремился увеличить эффективность работы железнодорожной отрасли, повысить ее конкурентоспособность на мировом рынке, адаптацию к рыночным методам хозяйствования путем формирования единой структуры, которая в виду ее важности для государства остается подконтрольной последнему.
Доводы представителя ответчика о том, что договор найма в общежитиях не является договором социального найма, в связи с чем, приватизация невозможна, судом признаются несостоятельными в связи с вышеизложенными обстоятельствами.
Поскольку в соответствии с Законом «О приватизации жилищного фонда в РФ» истцы в случае соблюдения законодательства о приватизации государственных предприятий, приобретают право на получение бесплатно занимаемых ими жилых помещений, то они вправе требовать отчуждения такого имущества.
Поскольку Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» установлены иные сроки реализации прав граждан на получение в собственность занимаемых ими жилых помещений, которые зависят от установленного законом предельного срока реализации данного права, и самого волеизъявления гражданина, то их требования допускают прекращение права ответчика на оспариваемые ими жилые помещения (до 1 марта 2013 года - в ред. Федерального закона от 01.02.2010 года № 4-ФЗ).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права Номер обезличен Номер обезличен право собственности на здание в целом по ... в г. Комсомольске-на-Амуре зарегистрировано за ответчиком, а предусмотренный законом «О приватизации жилого фонда в РФ» механизм реализации права граждан на получение в собственность жилого помещения, реализован быть не может, то в соответствии со ст. 12 ГК РФ суд признает необходимым прекратить право собственности ОАО «РЖД» на секцию в общежитии и признать за ФИО4 право собственности на занимаемое им жилое помещение.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ласун О А к открытому акционерному обществу « Российские железные дороги» о прекращении права собственности на секцию в общежитии, признании права собственности на секцию в общежитии - удовлетворить.
Прекратить право собственности открытого акционерного общества « Российские железные дороги» на секцию Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... в г. Комсомольске-на-Амуре.
Признать за Ласун О А право собственности на жилое помещение- секцию в общежитии Номер обезличен, в доме Номер обезличен по ... в г. Комсомольске-на-Амуре общей площадью 33,4 кв.м.
В удовлетворении исковых требований Ласун О А к администрации города Комсомольска-на-Амуре о прекращении права собственности на секцию в общежитии, признании права собственности на секцию в общежитии - отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный г. Комсомольска на Амуре суд в течение десяти дней с момента изготовления его в окончательной форме.
Судья М.А. Храмова.