Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 августа 2010 года г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска- на-Амуре Хабаровского края под председательством судьи Лукьянченко Р.В., при секретаре Стрениной Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Силакова А.А. об оспаривании бездействия инспекции ФНС по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края по не внесению в государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений о потребительском кооперативе «Жилищно-строительный кооператив № 24»,
УСТАНОВИЛ:
Председатель потребительского кооператива «Жилищно-строительный кооператив № 24» Силаков А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия инспекции ФНС по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края по не внесению в государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений о потребительском кооперативе «Жилищно-строительный кооператив № 24», ссылаясь на следующее: Дата обезличена г. он, как председатель ЖСК № 24 обратился в ИФНС по г. Комсомольску-на-Амуре с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года. Дата обезличена года он получил письмо ИФНС об оставлении без рассмотрения его заявления в связи с тем, что в налоговом органе отсутствуют документы, подтверждающие государственную регистрацию ПК «ЖСК № 24» в качестве юридического лица. Считает, что данным бездействием налоговый орган создает препятствия для осуществления членами жилищного кооператива целей, указанных в уставе кооператива, ограничивает правоспособность кооператива, как юридического лица. ПК «ЖСК № 24» создан 22 июня 1981 года на основании решения № Номер обезличен, устав кооператива зарегистрирован в производственном жилищно-эксплутационном управлении горисполкома. Прежнее руководство ПК «ЖСК № 24» не обращалось за внесением сведений о кооперативе в единый государственный реестр юридических лиц, но данное обстоятельство не лишает кооператив права быть внесенным в реестр.
В судебном заседании Силаков А.А. поддержал заявленные требования, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.
Представитель заявителя Хорошева А.В., действующая на основании ходатайства Силакова А.А. в соответствии с ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, поддержала позицию заявителя, пояснила, что в установленные срок руководство кооператива не представило в ИФНС сведения о юридическом лице, зарегистрированном до 2002г., однако кооператив в установленном порядке не был ликвидирован. Законом не запрещено подавать указанные сведения по истечении установленного срока. Кооператив создан в установленном законом порядке, приобрел права юридического лица, оснований считать его прекратившим существование не имеется.
Представитель инспекции ФНС по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края Максимов К.В., действующий на основании доверенности от Дата обезличенаг. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления Силакова А.А., так как действия инспекции соответствуют закону.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с положениями § 2 главы 2 Гражданского кодекса РСФСР (1964 года), юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или в третейском суде.
Юридическими лицами являются: государственные предприятия и иные государственные организации, учреждения и иные государственные организации, другие организации в случаях, предусмотренных законодательством.
Юридическое лицо действует на основании устава (положения), обладает гражданской правоспособностью в соответствии с установленными целями его деятельности.
Правоспособность юридического лица возникает с момента утверждения его устава или положения, а в случаях, когда оно должно действовать на основании общего положения об организациях данного вида, - с момента издания компетентным органом постановления о его образовании. Если устав подлежит регистрации, правоспособность юридического лица возникает в момент регистрации.
Юридические лица образуются в порядке, установленном законодательством Союза ССР и РСФСР, а те общественные организации, порядок образования которых законодательством не установлен, - в порядке, предусмотренном их уставами (положениями).
Юридическое лицо прекращается путем ликвидации или реорганизации (слияния, разделения или присоединения).
Кооперативные, а также государственно-колхозные и иные государственно-кооперативные организации прекращаются по основаниям, указанным в законе и в уставе (положении).
Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 01.06.1962 № 561 «Об индивидуальном и кооперативном жилищном строительстве», установлено, что жилищно-строительные кооперативы могут создаваться при жилищных управлениях (отделах) или управлениях (отделах) коммунального хозяйства исполкомов Советов депутатов трудящихся, при предприятиях, организациях и учреждениях.
В соответствии с пунктом 3 Постановления СМ РСФСР от 2 октября 1965 г. N 1143 "О ходе выполнения плана кооперативного жилищного строительства в 1965 году" (с изменениями от 22 апреля 1980 г., 26 ноября 1982 г.), принятый собранием Устав кооператива регистрируется в жилищном управлении (отделе) или управлении (отделе) коммунального хозяйства соответствующего исполкома городского, районного, поселкового Совета депутатов трудящихся, утвердившего решение об организации жилищно-строительного кооператива, а в городах с районным делением исполкома районного Совета депутатов трудящихся по месту строительства жилого дома (домов).
Судом установлено, что Решением от Дата обезличена года Номер обезличен «О создании жилищно-строительного кооператива № 24 в городе Комсомольске-на-Амуре» исполнительный комитет Комсомольского-на-Амуре городского Совета народных депутатов утвердил протокол Номер обезличен общего собрания и списки граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив № 24; обязал жилищно-строительный кооператив № 24 в трехдневный срок зарегистрировать в производственном жилищно-эксплуатационном управлении горисполкома Устав ЖСК № 24.
13.07.1981 года Устав жилищно-строительного кооператива № 24 зарегистрирован в производственном жилищно-эксплуатационном управлении горисполкома г. Комсомольска-на-Амуре.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями заявителя, материалами дела: копией решением от Дата обезличена г. Номер обезличен; Уставом ЖСК № 24.
Таким образом, с момента регистрации Устава жилищно-строительного кооператива № 24 в производственном жилищно-эксплуатационном управлении горисполкома г. Комсомольска-на-Амуре, т.е. в порядке государственной регистрации ЖСК до введения в действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ЖСК № 24 считается созданным и приобрел статус юридического лица (п. 3 Устава ЖСК № 24).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (с изменениями от 12 августа 2002 г., 25 апреля, 16 сентября 2003 г.) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц.
Как следует из Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314, после вступления в силу соответствующего федерального закона Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразуется в Федеральную налоговую службу, с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 4, 26 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса.
Порядок и сроки передачи регистрирующему органу указанных регистрационных дел устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2, 3, 5 Порядка и сроков передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 441, передача регистрационных дел ранее зарегистрированных юридических лиц осуществляется в течение шести месяцев со дня введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" на основании запросов регистрирующих органов.
Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации запрашивают у органов, ранее осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц, списки (реестр) юридических лиц с указанием их полного наименования, адреса (места нахождения), регистрационного номера и даты регистрации, формируют списки с использованием сведений о месте нахождения юридического лица и рассылают их в подведомственные инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Также, в силу п. 6 Порядка и сроков передачи регистрационных дел, инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам вправе истребовать регистрационное дело юридического лица в случае поступления документов от заявителя.
По обстоятельствам дела судом установлено, что Дата обезличена г. (вх. Номер обезличен) в инспекцию ФНС по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края поступили документы ПК «Жилищно-строительный кооператив № 24» формы N Р17001 - "Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
Дата обезличена года инспекцией ФНС по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края в адрес ПК «Жилищно-строительный кооператив № 24» направлено уведомление об оставлении документов без рассмотрения.
Письмом от Дата обезличена г. Номер обезличен председателю ПК «Жилищно-строительный кооператив № 24» Силакову А.А. разъяснено, что документы формы Р17001 потребительского кооператива «Жилищно-строительный кооператив № 24» оставлены без рассмотрения в связи с тем, что в ИФНС по г. Комсомольску-на-Амуре отсутствуют документы, согласно п.1 ст. 26 129-ФЗ, подтверждающие государственную регистрацию ПК «ЖСК №24» в качестве юридического лица, в связи с чем, сведения о ПК «ЖСК №24» не могут быть внесены в единый государственный реестр юридических лиц.
Также данным письмом Силакову А.А. разъясняется, что для регистрации потребительского кооператива в качестве юридического лица, ему необходимо подать заявление формы Р11001 с приложенным к нему пакетом документов в соответствии со ст. 12 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Однако как следует из пояснений данных суду заявителем, он, как председатель кооператива считает ПК «ЖСК №24» действующим юридическим лицом, не желает вновь регистрировать кооператив, как вновь созданный, так как при этом кооператив теряет закрепленное в Уставе и в ранее действовавшем законодательстве право бессрочного пользования земельным участком в пределах городской черты.
Статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" установлены основания исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Так юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Кроме того, положениями ст. 26 данного Федерального Закона установлено, что невыполнение уполномоченным лицом юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязанности в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, также является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.
По обстоятельствам дела установлено, что регистрирующим органом - инспекцией ФНС по г. Комсомольску-на-Амуре решение об исключении юридического лица ПК «ЖСК №24» из единого государственного реестра юридических лиц, как прекратившего свою деятельность, а также как не представившего в регистрирующий орган в установленный срок сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 129-ФЗ, не принималось, что следует из пояснений представителя налогового органа, сообщения ИФНС от Дата обезличенаг.
Согласно справке ИФНС от Дата обезличенаг. сведения о данных ЖДСК № 24 в ЕГРЮЛ отсутствуют.
Таким образом, после вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" регистрационное дело потребительского кооператива «Жилищно-строительный кооператив №24» регистрирующим органом не запрашивалось. Информации о передаче регистрационного дела зарегистрированного ранее юридического лица от органа, осуществлявшего государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", не представлено. Сведения о ПК «ЖСК №24» в единый государственный реестр юридических лиц не вносились.
Уполномоченным лицом ПК «Жилищно-строительный кооператив №24» в установленный законом шестимесячный срок со дня вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в регистрирующий орган не представлялись.
При этом отсутствуют предусмотренные законом основания считать потребительский кооператив «Жилищно-строительный кооператив № 24» прекратившим свою деятельность (ликвидированным).
Суд считает, что инспекцией ФНС по г. Комсомольску-на-Амуре при получении документов формы Р17001 потребительского кооператива «Жилищно-строительный кооператив №24» не было предпринято предусмотренных законом мер по истребованию регистрационного дела потребительского кооператива «Жилищно-строительный кооператив №24» от органа, осуществлявшего государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц". Указанные документы кооператива не обоснованно были оставлены без рассмотрения.
Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц", либо иными нормативными актами не предусмотрена возможность оставления названого сообщения кооператива и представленных документов без рассмотрения.
Вывод инспекции ФНС по г. Комсомольску-на-Амуре о том, что сведения о ПК «ЖСК №24» не могут быть внесены в единый государственный реестр юридических лиц в связи с тем, что в ИФНС по г. Комсомольску-на-Амуре отсутствуют документы, согласно п. 1 ст. 26 129-ФЗ, подтверждающие государственную регистрацию ПК «ЖСК №24» в качестве юридического лица, так же не основан на законе.
Суд считает, что не выполнение уполномоченным лицом юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу Федерального закона 129-ФЗ, обязанности в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона не может являться препятствием для внесения в установленном порядке в единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридическом лице зарегистрированном до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", поскольку влечет за собой иные юридические последствия, предусмотренные законом.
Также, суд приходит к выводу о том, что нарушение Порядка и сроков передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц по отношению к ПК «ЖСК №24» не должно влиять на права и законные интересы данного юридического лица.
Окончание установленного законом шестимесячного срока для предоставления юридическим лицом в регистрирующий орган сведений в порядке ст. 26 Закона N 129-ФЗ не влечет прекращение обязанности юридического лица представить данные сведения. Регистрирующие (налоговые) органы не вправе отказывать в приеме сообщений от юридического лица до момента его ликвидации.
При данных обстоятельствах, поскольку инспекцией ФНС по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края не был выполнен предусмотренный законом комплекс мероприятий направленных на рассмотрение по существу документов формы Р17001 потребительского кооператива «Жилищно-строительный кооператив № 24» и установление наличия оснований для внесения сведений в реестр, у суда отсутствуют основания для возложения на ИФНС по г. Комсомольску-на-Амуре обязанности по внесению в государственный реестр юридических лиц сведений о потребительском кооперативе «Жилищно-строительный кооператив № 24».
При этом в целях защиты прав заявителя, суд считает необходимым обязать инспекцию ФНС по г. Комсомольску-на-Амуре рассмотреть в установленном порядке документы ПК «Жилищно-строительный кооператив № 24» формы N Р17001 - "Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
На основании изложенного, суд считает требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Силакова А.А. об оспаривании бездействия инспекции ФНС по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края по не внесению в государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений о потребительском кооперативе «Жилищно-строительный кооператив № 24» - удовлетворить частично.
Обязать инспекцию ФНС по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края в установленном законом порядке рассмотреть сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц, представленное потребительским кооперативом «Жилищно-строительный кооператив № 24» Дата обезличенаг.
В удовлетворении заявления в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в 10-дневный срок через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.
Судья Лукьянченко Р.В.