РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2010 года г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в составе:
председательствующего судьи Галенко В.А,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филимонов А.К. к Краевому государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре, министерству финансов Хабаровского края, министерству социальной защиты населения Хабаровского края о восстановлении мер социальной поддержки населения, взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л :
Филимонов А.К. обратился в суд с иском к Краевому государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре», в котором указал, что в нарушение действующего законодательства отдел социальной защиты населения г.Комсомольска-на-Амуре прекратил предоставлять ему как ветерану труда меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 22 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Считает, что в результате неправомерных действий ответчика ему с Дата обезличена года не были предоставлены такие льготы как бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования, оплата за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 50%. Просит обязать КГУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» с Дата обезличена года восстановить ему как ветерану труда неправомерно упраздненные меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 22 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», взыскать с ответчика в его пользу в качестве компенсации за не предоставленные натуральные льготы денежные средства в сумме 55 914 руб.
Определением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от Дата обезличена года к участию в деле в качестве соответчика привлечено министерство финансов Хабаровского края.
Определением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от Дата обезличена года к участию в деле в качестве соответчика привлечено министерство социальной защиты населения Хабаровского края.
В судебном заседании истец Филимонов А.К. изменил исковые требования, просил суд восстановить ему неправомерно упраздненные меры социальной поддержки с Дата обезличена года, взыскать компенсацию за неправомерно упраздненные меры социальной поддержки в размере 42 574 руб. за период с Дата обезличена года, при этом дал показания, аналогичные вышеизложенным обстоятельствам.
Представитель ответчика министерства финансов Хабаровского края, извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и возражения на исковое заявление в котором просит применить последствия пропуска истцом срока исковой давности.
Представитель ответчика КГУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре», представитель ответчика министерства социальной защиты населения Хабаровского края, извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Ранее опрошенный в судебном заседании представитель ответчика КГУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» Вальков Н.Е., действующий на основании доверенности от Дата обезличена года, исковые требования Филимонов А.К. не признал и пояснил суду, что на основании п. 2 ст. 4.1. Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» истец является получателем мер социальной поддержки, которые состоят из набора социальных услуг за счёт ежемесячной денежной выплаты в размере 425 руб. 70 коп.
Филимонов А.К. имеет право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и на основании Федерального закона «О ветеранах», однако получение одновременно нескольких мер социальной поддержки не предусмотрено, в связи с чем истцу предоставлено право выбора меры социальной поддержки.
Поскольку ранее меры социальной поддержки Филимонов А.К. предоставлял отдел социальной защиты населения Центрального округа по г.Комсомольску-на-Амуре, с КГУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» не могут быть взысканы денежные средства в качестве компенсации за не предоставленные истцу натуральные льготы, так как он не является его правопреемником. Кроме того, считает, что Филимонов А.К. пропущен срок исковой давности для защиты своего права, установленный ст. 196 ГК РФ.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Филимонов А.К. является ветераном труда и одновременно гражданином, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получившим суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр)в связи с чем имеет право на предоставление мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», законом Хабаровского края от 26 января 2005 года № 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
С апреля 2006 года истцу прекращено предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Хабаровского края от 26 января 2005 года № 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан» со ссылкой на невозможность получения одновременно мер социальной поддержки по федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации.
Указанные обстоятельства не оспариваются участвующими в деле лицами и подтверждаются копиями представленных удостоверений о праве на льготы на имя Филимонов А.К., заявлением Филимонов А.К. в отдел социальной защиты населения Центрального округа администрации г.Комсомольска-на-Амуре от Дата обезличена года и ответом на указанное заявление от Дата обезличена года, обращением Филимонов А.К. в КГУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» от Дата обезличена года, ответом КГУ Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре от Дата обезличена года, сообщением министерства социальной защиты населения Хабаровского края от Дата обезличена года, сообщением Управления Пенсионного фонда РФ в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края от Дата обезличена года, справкой Управления Пенсионного фонда РФ в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края от Дата обезличена года.
В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.4.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеют право на ежемесячную денежную выплату. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Ежемесячная денежная выплата осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
При наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Федеральным законом, по различным основаниям ему предоставляются меры социальной поддержки по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину только по одному из оснований по его выбору в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (ст.6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»).
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются расходным обязательством Российской Федерации. Порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации (ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»).
Согласно ст.22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п.5 ст.13 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Статьей 5 Закона Хабаровского края от 26 января 2005 года № 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан» установлен перечень мер социальной поддержки ветеранам труда, порядок и условия их предоставления.
Ветеранам труда из числа лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф, меры социальной поддержки, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются при наличии у них права на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (п.7 ст.5 Закона Хабаровского края от 26 января 2005 года № 254).
Если гражданин одновременно имеет право на меры социальной поддержки по настоящему закону и иным нормативным правовым актам независимо от оснований, по которым они устанавливаются, ему предоставляются меры социальной поддержки либо по настоящему закону, либо по иным нормативным правовым актам по выбору гражданина, за исключением граждан, получающих меру социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 09 июня 1993 года № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» (п.2 ст.8 Закона Хабаровского края от 26 января 2005 года № 254).
Таким образом, законодательством субъекта Российской Федерации исключается возможность получения ветераном труда мер социальной поддержки в разных формах и по разным основаниям, тогда как федеральное законодательство не исключает такой возможности при условии, что предоставляемые меры социальной поддержки не являются одинаковыми.
В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Пунктом 4 ст.5 Закона Хабаровского края от 26 января 2005 года № 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан» предусмотрены следующие меры социальной поддержки ветеранам труда:
1) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней или средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения;
2) при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения, в частных клиниках и кабинетах по месту жительства в порядке, установленном Губернатором края;
3) по проезду на транспорте, предусмотренные краевой целевой программой "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан";
4) 50-процентная скидка на оплату жилья (в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законодательством края) независимо от вида жилищного фонда, в том числе членам их семей, совместно с ними проживающим;
5) 50-процентная скидка на оплату за пользование коммунальными услугами (водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных Правительством края), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке независимо от вида жилищного фонда. При отсутствии в населенном пункте предприятия, обеспечивающего население топливом, выплачивается компенсация в размере 50 процентов расходов по оплате топлива и его доставке;
6) компенсация в размере 50 процентов расходов по оплате за пользование домашним телефоном (но не более 50 процентов тарифа на предоставление местных телефонных соединений при абонентской системе оплаты услуг местной телефонной связи за неограниченный объем местных телефонных соединений для населения) и радио.
7) 50-процентная скидка на оплату за пользование коллективной телевизионной антенной (кроме спутниковых телевизионных антенн) независимо от вида жилищного фонда.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, приведенные нормы закона, учитывая, что предоставляемые меры социальной поддержки на основании Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и Закона Хабаровского края от 26 января 2005 года № 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан» различны, суд приходит к выводу о наличии у истца права на получение одновременно мер социальной поддержки по двум основаниям, в связи с чем считает обоснованными заявленные исковые требования.
В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В ходе рассмотрения дела представителями ответчиков КГУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре, министерства финансов Хабаровского края заявлено о применении последствий пропуска срока исковой давности.
В соответствии со ст.ст. 199, 200, 196 ГК РФ течение срока исковой давности, о применении последствий пропуска которого заявлено ответчиками, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Исковое заявление подано в суд Дата обезличена года, о чем свидетельствует штамп суда.
Как указывалось выше, в ходе рассмотрения дела истец изменил исковые требования, просил суд восстановить ему неправомерно упраздненные меры социальной поддержки с Дата обезличена года, взыскать компенсацию за неправомерно упраздненные меры социальной поддержки 42 574 руб. за период с Дата обезличена года.
Принимая во внимание пределы заявленных истцом исковых требований, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявлений о применении последствий пропуска срока исковой давности, поскольку исковые требования (с учетом их последующего изменения) предъявлены истцом в пределах установленного ст.196 ГК РФ срока.
В соответствии со ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках из компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункты 1,3 ст.125 ГК РФ).
Согласно п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Пунктом 3.38 Положения о министерстве социальной защиты населения Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2010 года № 4-пр установлено, что министерство социальной защиты населения Хабаровского края осуществляет функции главного распорядителя и получателя, средств краевого бюджета, предусмотренных на финансирование подведомственных Министерству учреждений и реализацию возложенных на него функций. Обеспечивает адресное и рациональное использование бюджетных средств.
При этом одной из функций министерства социальной защиты населения является организация предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан за счет средств краевого бюджета в соответствии с краевым законодательством (пункт 3.2 Положения о министерстве социальной защиты населения Хабаровского края), в связи с чем суд приходит к выводу о том, что с министерства социальной защиты населения за счет средств казны Хабаровского края подлежит взысканию в пользу истца компенсация за неправомерно упраздненные меры социальной поддержки.
При определении размера подлежащей взысканию суммы судом принят во внимание представленный истцом расчет, правильность которого проверена судом, не оспаривается ответчиками, подтверждается представленными квитанциями по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги, пользование телефоном, и согласно которому за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года взысканию подлежит 42 574 руб.
Поскольку компенсация определена по Дата обезличена года включительно, меры социальной поддержки ветерана труда подлежат восстановлению с Дата обезличена года. Указанную обязанность суд считает необходимым возложить на министерство социальной защиты населения Хабаровского края в силу п.3.2 Положения о министерстве социальной защиты населения Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2010 года № 4-пр, а также Краевое государственное учреждение «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре», который в соответствии с п.2 устава осуществляет прием документов от отдельных категорий граждан на предоставление мер социальной поддержки и принимает решение о предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Филимонов А.К. к Краевому государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре, Министерству финансов Хабаровского края, министерству социальной защиты населения Хабаровского края о восстановлении мер социальной поддержки населения, взыскании денежных средств - удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Краевое государственное учреждение «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре, министерство социальной защиты населения Хабаровского края восстановить с Дата обезличена года Филимонов А.К. неправомерное упразднение меры социальной поддержки ветерана труда.
Взыскать с министерства социальной защиты населения Хабаровского края за счет средств казны Хабаровского края в пользу Филимонов А.К. денежную сумму в размере 42 574 руб. в качестве компенсации за не предоставленные меры социальной поддержки ветерану труда в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года.
В остальной части исковые требования Филимонов А.К. - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.
Судья Галенко В.А.