о признании действий должностного лица незаконными



Дело № 2-4156/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 октября 2010 года Центральный районный суд города Комсомольска -на- Амуре

Хабаровского края в составе:

Председательствующего судьи Бузыновской Е.А.,

При секретаре Лусниковой С.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 109 об обжаловании решения Отдела государственного пожарного надзора города Комсомольска -на- Амуре,

У с т а н о в и л:

Государственным инспектором г. Комсомольска -на- Амуре по пожарному надзору Григорьянц С.С. 06.05.2010 года составлен акт № 160 об установлении МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 109» нарушений требований пожарной безопасности, а именно: пункта 3 ПББ 01-03 и пункта 6.12 СНиП 21-00-97. Нарушение требований пожарной безопасности выразилось в отсутствии вторых эвакуационных выходов из спальных помещений. На основании этого акта 06.02.2010 года было выдано заключение № 007085, в котором указано, что состояние объектов (помещения, имущества и т.п.) МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 109» (далее Детский сад № 109) не позволяет обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности. Не согласившись с актом от 06.05.2010 года и с заключение от 06.05.2010 года МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 109» обратилось в суд с заявлением о признании их незаконными.

В судебном заседании представители Детского сада № 109, - Злыгостева М.А., Действующая на основании доверенности от 06.09.2010 года, и Семенов В.А., действующий на основании доверенности от 06.09.2010 года, на заявлении настаивали. Пояснили, что нарушения пожарной безопасности, изложенные Государственным инспектором г. Комсомольска -на- Амуре по пожарному надзору Григорьянц С.С. в акте от 06.05.2010 года, считают необоснованными, поскольку они противоречат положениям ФЗ «О пожарной безопасности» и СНиП 21-01-97. Здание детского сада № 109 было построено и сдано в эксплуатацию в 1969 году. На момент его проектирования, строительства и сдачи в эксплуатацию соответствовало всем требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к таким строениям. Правила пожарной безопасности, принятые после ввода здания детского сада № 109 в эксплуатацию, распространяются на здания, строительство которых осуществляется после их принятия. Каждая ячейка детского сада (группа в которой находятся дети) имеет два эвакуационных выхода, что соответствует требованиям СНиП «Детские дошкольные учреждения». Эти правила не содержат требований о необходимости иметь два эвакуационных выхода из каждой комнаты. Акт Государственного инспектора нарушает права учреждения, так как повлек за собой выдачу заключения № 007085 от 06.05.2010 года о несоответствии здания требованиям пожарной безопасности. Наличие такого заключения лишает детский сад № 109 возможности получить лицензию на право осуществления общеобразовательной деятельности.

Начальник отдела государственного пожарного надзора г. Комсомольска -на- Амуре - Главный государственный инспектор по пожарному надзору г. Комсомольска -на- Амуре Межуев С.Л., в судебном заседании с жалобой не согласился. Пояснил, что в акте отражены установленными в ходе проверки нарушениями пожарной безопасности, и его требования соответствуют СНиП 21-01-97. Поэтому заключение о не соответствии здания детского сада № 109 требований пожарной безопасности выдано правомерно. Просил в удовлетворении жалобы отказать.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пояснения специалиста, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам:

Как видно из Устава «Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 109» учреждение осуществляет образовательную деятельность, реализует основные и дополнительные программы для детей дошкольного возраста.

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 года № 277 утверждено «Положение о лицензировании образовательной деятельности». Это Положение с 01.01.2009 года устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы. Для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности (далее-лицензия) ее соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган документы, в том числе заключения, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для ведения образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

Положениями Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требование пожарной безопасности - это выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами и уполномоченным государственным органом. Государственный пожарный надзор - деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки, осуществляют должностные лица органов государственного пожарного надзора, находящегося в введении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ организация вправе оспорить в суде действия (бездействие), решение органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены её права и свободы.

В судебном заседании установлено, что 06.05.2010 года Государственный инспектор г. Комсомольска -на- Амуре по пожарному надзору Григорьянц С.С. провел проверку соблюдения требований пожарной безопасности Детским садом № 109 в помещении, находящемся по адресу: г. Комсомольск -на- Амуре, ул. .... По результатам проверки им был составлен акт № 160 от 06.05.2010 года. В акте указано, что выявлено нарушение требований пожарной безопасности, установленных п. 3 ППБ 01-03 и п. 6.12 СНиП 21-01-9. Нарушение выразилось в отсутствии вторых эвакуационных выходов из спальных помещений. На основании этого акта Отдел государственного пожарного надзора г. Комсомольска -на- Амуре 06.05.2010 года выдал заключение № 007085, в котором указал, что состояние объектов (помещения, имущества и т.п.) Детского сада № 109 не позволяет обеспечить ему соблюдение требований пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности.

22.07.2008 года принят Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», вступивший в действие с 01.05.2010 года. Настоящий Федеральный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Он определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; разработке технической документации на объекты защиты (статья 1).

В статьях 4, 6 названного Федерального закона указано, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по проведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.

Пунктом 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ПББ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, определено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Из технического паспорта здания Детского сада № 109, расположенного по адресу: г. Комсомольск -на- Амуре, пр. ... видно, что здание построено и сдано в эксплуатацию в 1969 году. Назначение здание определено при его проектировании - детский сад. При проектировании, строительстве и эксплуатации здания оно соответствовало требованиям пожарной безопасности. После сдачи здания в эксплуатацию его реконструкция, перепланировка не проводилась, назначение здания не изменялось. Это обстоятельство лица, участвующие в деле в судебном заседании не оспаривали.

Так как здание детского сада № 109 было построено и введено в эксплуатацию до введения в действие Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, то оно должно соответствовать требованиям пожарной безопасности, которые были установлены до введения в действия указанных законом и нормативных правовых актов, если в судебном заседании не будет установлено, что дальнейшая эксплуатация указанного здания приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

Положениями статьи 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения, действия возложена на орган, принявший оспариваемое решение или совершивший оспариваемое действие. Следовательно, Отдел государственного пожарного надзора г. Комсомольска -на- Амуре обязан предоставить суду доказательства того, что дальнейшая эксплуатация здания детского сада № 109, построенного и сданного в эксплуатацию в 1969 году, приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. Таких доказательств Отделом государственного пожарного надзора г. Комсомольска -на- Амуре суду не предоставлено. Представитель этого учреждения в судебном заседании пояснил, что такой вывод им сделан на основе его внутреннего убеждения.

Пункты 1.1, 1.4 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» устанавливают, что настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на свех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую квалификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Наряду с настоящими нормами должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке. Эти нормативные документы могут содержать дополнения, уточнения и изменения положений настоящих норм, учитывающие особенности функционального назначения и специфику пожарной защиты отдельных видов зданий, помещений и инженерных систем.

Пункт 6.12 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» устанавливает требования к наличию не менее двух эвакуационных выходов в помещениях класса Ф1.1, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек.

В судебном заседании лица, участвующие в деле подтвердили, что в детском саду в каждой групповой ячейке одновременно находится более 10 человек.

Пункты 4.3, 4.6 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» установил, что в дошкольных образовательных учреждениях основные помещения состоят из групповой ячейке (полнокомплектной групповой ячейке и малокомплектной групповой ячейке). Из каждой групповой ячейке должно быть не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов.

Пункты 3.4, 3.10, 3.18, 3.29 Ведомственных строительных норм 49-86 «Детские дошкольные учреждения (нормы проектирования), утвержденных Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР установлено, что в зданиях детских дошкольных учреждениях следует предусматривать помещения - групповые. Из каждой групповой ячейке должны быть запроектированы рассредоточенные выходы на две лестничные клетки. Каждая возрастная группа детей должна размещаться в помещениях групповой ячейке, состоящей из раздевальни, групповой, спальни, туалетной и буфетной. Из каждой групповой ячейке должно быть не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов.

Специалист Трегубов В.А., имеющий лицензию № 1/11270 на право проведения экспертизы организационных и технических решений по обеспечению пожарной безопасности, проведение ведомственного контроля за обеспечением пожарной безопасности, выданную МЧС России 09.07.2007 года, в судебном заседании пояснил, что СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» к зданиям категории Ф1.1 относит помещения детских садов. В детских садах помещением, предназначенным для пребывания детей (группы детей), является групповая ячейка, состоящая из нескольких, смежных между собой комнат: раздевальни, групповой, спальни, туалетной и буфетной. Количество комнат определяется в зависимости от типа детского сада (ясли-сад, детский сад), типа группы (возраста детей) и количества детей в одной возрастной группе. Действующие СНиП требуют наличие не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов из каждой групповой ячейке, а не из каждого помещения, входящего в состав групповой ячейке.

Как видно из технического паспорта здания Детского сада № 109, расположенного по адресу: г. Комсомольск -на- Амуре, пр. Ленина дом 15/2, здание имеет два этажа. На каждом этаже находятся групповые ячейки, которые включают в себя раздевальню, групповую, спальню и туалетную комнату. Каждая групповая ячейка имеет два рассредоточенных эвакуационных выхода. В судебном заседании представитель Отдела государственного пожарного надзора по г. Комсомольску -на- Амуре это обстоятельство не оспаривал.

Учитывая указанные обстоятельства суд приходит к выводу, что фактически государственным инспектором не было установлено нарушение требований пожарной безопасности, а именно пункта 3 ПББ 01-03 и пункта 6.12 СНиП 21-00-97, при эксплуатации здания Детского сада № 109, расположенного по адресу: г. Комсомольск -на- Амуре, пр.Ленина 15/2. Выводы Государственного инспектора города Комсомольска -на- Амуре по пожарному надзору о наличии нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации этого здания, выразившихся в отсутствии двух эвакуационных выходов из помещений спален, являются следствием неправильного толкования действующих законов, нормативных правовых актом, норм и правил в области пожарной безопасности.

В соответствии со реализация" target="blank" data-id="13118">ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод гражданина (юридического лица) или препятствие к осуществлению гражданином (юридическим лицом) его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственно власти и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств суд приходит к выводу, что акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности № 160 от 06 мая 2010 года, составленный Государственным инспектором города Комсомольска -на- Амуре по пожарному надзору Григорьянц Сергеем Святославовичем, не соответствуют требованиям Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации (ПББ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, и иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативным документам, содержащим требования пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в связи с чем он является незаконным. Вследствие этого является незаконным и заключение о соблюдении на объектах соискателем лицензии требований пожарной безопасности № 007085 от 06 мая 2010 года, выданное Отделом государственного пожарного надзора по г. Комсомольску -на- Амуре, так как оно выдано на основании сведений, изложенным в акте № 160 от 06.05.2010 года. Так как доводы жалобы Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 109 нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, то жалоба подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 109 об обжаловании решения Отдела государственного пожарного надзора города Комсомольска -на- Амуре, - удовлетворить.

Признать акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности № 160 от 06 мая 2010 года, составленный Государственным инспектором города Комсомольска -на- Амуре по пожарному надзору Григорьянц Сергеем Святославовичем, незаконными.

Признать заключение о соблюдении на объектах соискателем лицензии требований пожарной безопасности № 007085 от 06 мая 2010 года, выданное Отделом государственного пожарного надзора по г. Комсомольску -на- Амуре, незаконным.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд города Комсомольска -на- Амуре.

Судья: Бузыновская Е.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200