оспаривание действий



Дело № 2-4478/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2010 года Центральный районный суд города Комсомольска -на- Амуре

Хабаровского края в составе:

Председательствующего судьи Бузыновской Е.А.,

При секретаре Лусниковой С.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Цалко Анны Леонтьевны об обжаловании решения органа местного самоуправления,

У с т а н о в и л:

Цалко А.Л. обратилась в суд с заявлением об обжаловании решения органа местного самоуправления от 09.04.2010 года, которым она была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных. В заявлении указала, что с 1990 года по настоящее время проживает с членами своей семьи - сыном Ашарчук Д.П., дочерью Цалко В.Н., в жилом помещении - квартире № ... в г. Комсомольске -на- Амуре. Как лицо, подвергшееся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, она имеет право на получение льгот, в том числе на получении жилищного сертификата. С 22.04.2002 года она была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления по месту жительства - Центральном округе администрации города Комсомольска -на- Амуре. Решением заместителя главы г. Комсомольска -на- Амуре она была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает это решение незаконным.

В судебном заседании Цалко А.Л. и её представитель адвокат Чикмарева Г.А., действующая на основании ордера № 1350 от 12.10.2010 года, настаивали на заявлении. Цалко А.Л. пояснила, что она является лицом, подвергшимся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается соответствующим удостоверением, выданным 15.10.1997 года. В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» она имеет право на получении жилищного сертификата. Поэтому в апреле 2002 года она была поставлена на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства - в Центральном округе администрации г. Комсомольска -на- Амуре. Ежегодно она предоставляла документы, подтверждающие отсутствие у неё и членов её семьи в собственности жилого помещения. В июле 2010 года ей стало известно, что она снята с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает такое решение незаконным, поскольку до настоящего времени она не обеспечена жилищным сертификатов на приобретение жилого помещения в собственность, и не имеет в собственности жилое помещение.

В судебное заседание заинтересованные лица Ашарчук Д.П. и Цалко В.Н. поддержали заявление Цалко А.Л., просили его удовлетворить.

В судебном заседании представитель Администрации города Комсомольска -на- Амуре - Ткаченко В.Л., действующая на основании доверенности от 17.11.2009 года, возражала против удовлетворения заявления. Пояснила, что действительно лица, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на получение жилищного сертификата при условии, что они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. В апреле 2002 года Цалко А.Л. была принята на учет как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий. Она в это время проживала с семьей (состав семьи 4 человека) в жилом помещении - ..., которая находилась в закрытом военном городке. Ежегодно лица, стоящие на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, предоставляют документы, подтверждающие обеспеченность их жилыми помещениями. В период с января по апрель 2010 года Цалко А.Л. предоставила документы, из которых было видно, что состав её семьи изменился, стал три человека. Также распоряжением правительства РФ от 15.09.2009 года № 1330-р с пос. ... был снят статус закрытого военного городка, и жилое помещение, в котором проживает заявитель, было зарегистрировано как государственный жилищный фонд. Поскольку Цалко А.Л. перестала быть лицом, которое может быть признано нуждающимся в улучшении жилищных условий, то 09.04.2010 года было принято решение снять её с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам:

Как определено положениями статей 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Цалко А.Л. на основании ордера № ..., выданного 27.11.1990 года Министерством обороны РФ, с семьей в составе 4-х человек вселилась в жилое помещение - ... г. Комсомольска -на- Амуре. Квартира имеет общую площадь 50,70 кв.м., в том числе жилую площадь 34,5 кв.м.. Цалко А.Л. в период с 26.04.1986 года по 09.01.1987 год подверглась радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехала добровольно из зоны проживания с правом на отселение, в подтверждение чего ей 15.10.1997 года Администрацией Хабаровского края выдано удостоверение серии АК № 034829.

По заявлению Цалко А.Л. в апреле 2002 года она, с составом семьи 4 человека, была принята по месту жительства органом местного самоуправления - Администрацией города Комсомольска -на- Амуре, на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением комиссии по жилищным вопросам от 07.04.2010 года (протокол № 13) Цалко А.Л. была признана лицом, не нуждающимся в улучшении жилищных условий, и подлежащей исключению из списка очередников на получение жилого помещения (жилищного сертификата). Приказом заместителя главы администрации города - начальника Центрального округа администрации города Комсомольска -на- Амуре от 09.04.2010 года № 120 «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Цалко Анна Леонтьевна (состав семьи 3 человека) была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилых помещений по договорам социального найма, и исключена из списка очередником на получение жилых помещений в Центральном округе администрации города Комсомольска -на- Амуре.

Положениями пунктов 1, 3 статьи 13, статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями и дополнениями), гарантировано обеспечение граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации, и нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 866 «О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц» установлено, что основной формой обеспечения жильем граждан, которые имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», является предоставление им субсидий на приобретение жилья. В соответствии с «Правилами обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц», утвержденных этим постановлением, субсидии предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года и имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Положениями статей 51, 52, 55, 56 Жилищного кодекса РФ определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений до договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещения требованиям. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до обеспечения их жилыми помещениями (субсидиями на приобретение жилья) или до выявления предусмотренных законом оснований снятия их с учета. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае утраты оснований дающих им право на получение субсидии на приобретение жилья.

Системное толкование приведенных норм права позволяет суду сделать вывод, что право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета имеют граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения после аварии на Чернобыльской АЭС либо выехавшие в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01 января 2005 года. Следовательно, гражданин, выехавший в добровольном порядке из зоны отчуждения и из зоны переселения после аварии на Чернобыльской АЭС после принятия решения об эвакуации, не признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеет право на получение субсидии для приобретения жилья из федерального бюджета.

В соответствии с положениями части 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленный данным органом.

Постановлением Главы Администрации г. Комсомольска -на- Амуре от 8 июня 2005 года N 41-па "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" установлена учетная норма площади жилого помещения при постановке на учет малоимущих граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, которая составляет 13,0 и менее кв.метров общей площади или 8,0 и менее кв. метров жилой площади на одного человека.

Из справки № 135/3, выданной 08.10.2010 года Домоуправлением № 4 Комсомольской КЭЧ видно, что в жилом помещении - квартире ... (общая площадь квартиры 50,7 кв.м., в том числе жилая площадь 34,5 кв.м.) на январь и апрель 2010 года проживало и было зарегистрировано по месту жительства три человека: Цалко Анна Леонтьевна (с 27.11.1990 года), Ашарчук Дмитрий Павлович (с 29 января 2001 года) и Цалко Валентина Николаевна (с 22.10.1998 года).

Из Перечня недвижимого имущества подлежащего включению в Реестр федерального имущества, утвержденного распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) от 30.10.2008 года № 1878, видно, что жилой дом ... в г. Комсомольске -на- Амуре, в том числе квартира № ... этого жилого дома, включены в реестр Федерального имущества. Квартире № 2 ... г. Комсомольска -на- Амуре присвоен реестровый номер Федерального имущества В13290000889. Жилое помещение передано на праве оперативного управления Комсомольской -на- Амуре КЭЧ Министерства обороны РФ.

Из инвентарной карточки учета основных средств № 01020009 видно, что жилой дом ... в г. Комсомольске -на- Амуре находится на территории военного городка №..., находится в ведении Министерства обороны РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. N1330-р утверждены изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1июня 2000 г. N752-р. В подразделе "Хабаровский край" исключена следующая позиция: г. Комсомольск-на-Амуре-... войсковая часть ....

По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю право собственности на жилые помещения за Цалко Анной Леонтьевной, Ашарчук Дмитрием Павловичем и Цалко Валентиной Николаевной в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.

Оценив установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства суд приходит к выводу, что Цалко А.Л. на январь и апрель месяцы 2010 года являлась нанимателем жилого помещения по договору социального найма, проживала в жилом помещении, находящимся в государственном жилищном фонде. Она и члены её семьи - Ашарчук Д.П. и Цалко В.Н. были обеспеченны общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы - по 16,9 кв.м. общей площади на человека (50,7 : 3). Также они были обеспечены жилой площадью на одного члена семьи более учетной нормы - по 11,5 кв.м. жилой площади на человека (34,5 :3).

При таких обстоятельствах суд считает, что на январь и апрель месяцы 2010 года Цалко А.Л. не могла быть признана лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем правомерно была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилых помещений по договорам социального найма (субсидии на приобретение жилья из федерального бюджета), и исключена из списка очередником на получение жилых помещений в Центральном округе администрации города Комсомольска -на- Амуре.

То обстоятельство, что с 05.10.2010 года состав семьи Цалко А.Л. увеличился, и в занимаемое ею жилом помещение вселена Ашарчук А.С., не является основанием к признанию решения органа местного самоуправления незаконным, так как на день принятия этого решения заявитель имел состав семьи 3 человека. Это обстоятельство может служить основанием для нового обращения Цалко А.Л. в орган местного самоуправления с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет для получения жилья.

Доводы Цалко А.Л. что она не имеет в собственности жилого помещения поэтому является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд не принимает во внимание, так как они являются следствием неправильного толкования норм права.

Доводы Цалко А.Л., что она, как лицо, подвергшееся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеет право на получение субсидии на приобретение жилья из федерального бюджета независимо от степени обеспеченности жилым помещением, суд не принимает во внимание, так они являются следствием неправильного толкование норм права.

Доводы Цалко А.Л. что она не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, так как занимаемое ею жилое помещение не входит в состав муниципального жилищного фонда и договор социального найма с нею не заключен, суд не принимает во внимание, так как они опровергаются установленными в ходе рассмотрения дела обстоятельствами. В соответствии с положениями статьи 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилое помещение, занимаемое заявителем включено в государственный жилищный фонд. Факт заключения договора социального найма с Цалко А.Л. подтверждается ордером на право вселения, фактическим её вселением и проживанием в жилом помещении, предоставлением ей коммунальных услуг в этом помещении, внесением ею платы за эти услуги и за наем жилого помещения.

Как определено статьей 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего и права и свободы гражданина не нарушены.

В ходе рассмотрения дела установлено, что приказ от 09.04.2010 года № 120 «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» принят муниципальным служащим в пределах его полномочий (что лица, участвующие в деле не оспаривали), решение принято в соответствии с законом, не нарушает права и свободы Цалко А.Л.. Поэтому оснований для удовлетворения заявления Цалко А.Л. о признании этого решения незаконным у суда не имеется. Поэтому её заявление не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Цалко Анне Леонтьевне в удовлетворении её заявления об обжаловании решения органа местного самоуправления, - отказать.

Признать приказ заместителя главы администрации города - начальника Центрального округа администрации города Комсомольска -на- Амуре от 09.04.2010 года № 120 «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях», которым Цалко Анна Леонтьевна (состав семьи 3 человека) была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилых помещений по договорам социального найма, и исключена из списка очередником на получение жилых помещений в Центральном округе администрации города Комсомольска -на- Амуре, законным и обоснованным.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд города Комсомольска -на- Амуре.

Судья: Бузыновская Е.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200