РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2010 года Центральный районный суд
г. Комсомольска-на-Амуре
Хабаровского края
В составе:
председательствующего - судьи Известкиной И.Г.,
при секретаре - Комляковой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Комсомольска-на-Амуре в защиту интересов ветерана труда Ликучан И.Л. к Муниципальному образованию городской округ «Город Комсомольск-на-ФИО4» в лице Администрации города о признании незаконным п.1.2 постановления Администрации ...-на-ФИО4 Номер обезличенпа от Дата обезличена года «О снятии с учета граждан, имеющих право на получение специальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», восстановлении регистрации Ликучан И.Л. в реестре граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья, в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор города Комсомольска-на-Амуре обратился в суд в защиту интересов ветерана труда Ликучан И.Л. с вышеназванным заявлением, ссылаясь на то, что проверкой, проведённой прокуратурой города по обращению Ликучан И.Л. о нарушении его прав на получение жилищной субсидии, установлены нарушения федерального законодательства.
Так, на основании п. 1.2 Постановления Администрации ...-на-ФИО4 Номер обезличенпа от Дата обезличена г. «О снятии с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» Ликучан И.Л. был снят с учёта в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений о периоде нахождения и прибытия в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, что не соответствует действительности.
В соответствии с положениями ст.1 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 125-ФЗ от 25.10.2002г., п.6 раздела II Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели, и граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья при наличии стажа работы не менее 10 календарных лет.
Согласно трудовой книжке и справке Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное Учреждение) в ...-на-ФИО4 и ... Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий), Ликучан И.Л. начал трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 26 декабря 1967 г., то есть ранее 1 января 1992 года, его общий трудовой стаж составляет 30 лет 9 мес. 15 дней, из них 27 лет 4 мес. 9 дней в местности, приравненной к районам Крайнего севера.
Следовательно, Ликучан И.Л. приобрёл право на получение жилищной субсидии и не может быть произвольно лишён права на получение жилищной субсидии, в связи с чем просит суд признать п.1.2 Постановления Администрации ...-на-ФИО4 Номер обезличенпа от Дата обезличена г. «О снятии с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» незаконным, возложить обязанность поставить Ликучан И.Л. на учет для получения социальных выплат на приобретение жилья.
В судебном заседании помощник прокурора Бражникова Н.С. уточнила исковые требования, просила суд признать п.1.2 Постановления Администрации ...-на-ФИО4 Номер обезличенпа от Дата обезличена г. «О снятии с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» незаконным и восстановить регистрацию Ликучан И.Л. в реестре граждан имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья, на требованиях настаивала, дала пояснения, полностью совпадающие с вышеизложенными обстоятельствами.
Ликучан И.Л. в судебном заседании на требованиях настаивал и пояснил, что 21.07.2003 года он обратился в администрацию ...-на-ФИО4 с заявлением о постановке его на учет на получение жилищной субсидии, как выезжающего из районов Крайнего Севера, поскольку посчитал, что такое право у него возникло в связи с проживанием в период с 1974 года по 1997 год в г. Николаевске-на-Амуре (18 лет), в тот же день он был поставлен на учет с номером очереди 477.
В соответствии с Федеральным Законом РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях для граждан, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» государство приняло на себя обязательство по предоставлению жилой площади гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 10 календарных лет, а получившим инвалидность, в том числе и по общему заболеванию, до истечения указанного срока.
В 2004 году на его запрос в администрацию ...-на-ФИО4 о движении очередности, получил ответ Номер обезличен от 28.04.2004 года о том, что состоит на учете с 21.07.2003 года, регистрационный номер 477, в 2006 году на повторный запрос, получил ответ от 27.12.2006 года Номер обезличен, в котором сообщалось, что он включен в единый список граждан-получателей жилищных субсидий в третью очередь (раздел: пенсионеры), под Номер обезличен, и будет обеспечен жилищной субсидией для приобретения жилья в ... в порядке очередности.
В 2010 году он обратился с заявлением к Губернатору Хабаровского края и получил ответ от министра строительства Хабаровского края от 23.04.2010 года Номер обезличен, из которого ему стало известно, что его право на получение жилищной субсидии утрачено, так как он в период с 07.08.1999 года по 17.08.2000 года проживал в ..., с постановлением Администрации города он не согласен, в связи с чем просит суд удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель Администрации ...-на-ФИО4 Удалова И.В., действующая на основании доверенности главы ...-на-ФИО4 ФИО6 Номер обезличен от Дата обезличена года, требования не признала и пояснила, что во-первых, прокурор не имеет права обращаться с данным заявлением в защиту интересов Ликучан И.Л. в порядке главы 25 ГПК РФ, так как он оспаривает постановление администрации ...-на-ФИО4, которое не является нормативным правовым актом, кроме того, прокурор вправе выходить с заявлением о признании решения органа местного самоуправления незаконным в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, недееспособности, возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, во-вторых, Ликучан И.Л. не воспользовался своим правом на получение субсидии по постоянному месту жительства, а именно в с. им.П.Осипенко или в г. Николаевске-на-Амуре, а также не приобрел право на получение жилищной субсидии, поскольку в г.Комсомольске-на-Амуре проживает и работает с 2000 года.
Считает, что стаж работы должен исчисляться с даты проживания в той местности, в которой гражданин обратился с заявлением о постановке его на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего и приравненных к ним местностей, первоначально Ликучан И.Л. был поставлен на учет как гражданин, имеющий право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей ошибочно, в связи с чем просит суд отказать в удовлетворении требований.
Суд, выслушав пояснения помощника прокурора Бражниковой Н.С, Ликучан И.Л., представителя Администрации ...-на-ФИО4 Удаловой И.В., изучив материалы дела, приходит к следующему.
Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ
"О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.
Статья 1 Федерального закона устанавливает, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.
В судебном заседании установлено, что 21.07.2003 года Ликучан И.Л., желающий выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях обратился в администрацию ...-на-ФИО4 с заявлением о постановке его на учет как гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, предоставив весь пакет документов, установленный п.9 раздела II Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 л.д.106).
В этот же день - 23.07.2003 года Ликучан И.Л. бы поставлен на учет, как гражданин, имеющий право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, под регистрационным номером 477 л.д.95).
Из сообщения начальника отдела по учету и распределению жилого фонда Администрации ...-на-ФИО4 Номер обезличен от 27.12.2006 года, Ликучан И.Л. стало известно, что он включен в единый список граждан - получателей жилищных субсидий в третью очередь: пенсионеры, и с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с учетом времени подачи заявления о постановке на учет (21.07.2003г.) его номер 1805 и что он будет обеспечен жилищной субсидией для приобретения жилого помещения в ... в порядке очередности л.д.96).
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались представителем Администрации ...-на-ФИО4 в судебном заседании.
Далее установлено, что п. 1.2 Постановления Администрации ...-на-ФИО4 Номер обезличенпа от Дата обезличена г. «О снятии с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» Ликучан И.Л. снят с учёта, как гражданин, имеющий право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по причине выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений, о чем Ликучан И.Л. стало известно из письма Министерства строительства Хабаровского края Номер обезличен от Дата обезличена года л.д.87, 100).
Из пояснений представителя Администрации ...-на-ФИО4 в судебном заседании следует, что она обосновывает несоответствие действительности сведений в представленных документах и ошибочность постановки Ликучан И.Л. на учет, как гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, тем, что не была досконально изучена трудовая книжка последнего, из которой видно, что Ликучан И.Л. проживает и работает в г.Комссомольске-на-Амуре с 2000 года.
При этом, представителем Администрации ...-на-ФИО4 не оспаривался тот факт, что до 24.06.2009 года - даты издания постановления, Ликучан И.Л. дополнительных документов в администрацию города не предоставлял, пакет документов оставался прежним, таким, как на день подачи заявления о постановке на учет - 23.07.2003 года.
Вместе с тем, как следует из записей в трудовой книжки на имя Ликучан И.Л., последний в период с 26.12.1967 года по 1970 год проживал в с.им. П.Осипенко, с 1970 года по 1973 год - в г. Хабаровске, с 11.03.1974 года по 07.08.1999 года - в г. Николаевске-на-Амуре, с 07.08.1999 года по 17.08.2000 года - в г. Хабаровске, с 17.08.2000 года по настоящее время - в г. Комсомольск-на-Амуре л.д.17-30).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Ликучан И.Л. прибыл в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, а именно в 1967 году, имеет общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а именно в с.им. П.Осипенко, в г.Николаевске-на-Амуре, в г.Комсомольске-на-Амуре более 25 лет л.д.112), не имеет жилья в других регионах Российской Федерации и не получал субсидии на эти цели.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Ликучан И.Л. в силу требований Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ
"О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" имеет право на жилищную субсидию.
Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 3 закона).
Принимая во внимание, что Ликучан И.Л. зарегистрирован и проживает с 17 августа 2000 года в г.Комсомольске-на-Амуре, то вставать на учет, как гражданин, имеющий право на получение жилищной субсидии, в силу требований статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ
"О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" он должен по месту своего жительства, что и было сделано Ликучан И.Л. 21.07.2003 года.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что Ликучан И.Л. подпадает под категорию граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с намерением выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также то, что в судебном заседании не установлено обстоятельств, подтверждающих наличие в представленных Ликучан И.Л. при постановке на учет документах не соответствующих действительности сведений, доказательств данного обстоятельства, представителем Администрации ...-на-ФИО4 не предоставлено, в виду отсутствия таковых, при этом последней не оспаривался тот факт, что до 24.06.2009 года - даты издания постановления, Ликучан И.Л. дополнительных документов в администрацию города не предоставлял, пакет документов оставался прежним, суд приходит к выводу о том, что оснований для снятия Ликучан И.Л. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей у Администрации ...-на-ФИО4 не имелось, в связи с чем требования прокурора города Комсомольска-на-Амуре обоснованны и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя Администрации ...-на-ФИО4 о том, что стаж работы должен исчисляться с даты проживания в той местности, в которой гражданин обратился с заявлением о постановке его на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего и приравненных к ним местностей несостоятельны, поскольку не согласуются с требованиями статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", согласно которой жилищные субсидии предоставляются гражданам, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет.
Требований о том, что стаж работы должен исчисляться с даты проживания в той местности, в которой гражданин обратился с заявлением о постановке его на учет, указанная норма закона не содержит.
Кроме того, Ликучан И.Л. не может считаться гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поскольку в настоящее время он вновь проживает в районе, приравненном к районам Крайнего Севера - в г.Комсомольске-на-Амуре, а проживание Ликучан И.Л. в период с 07.08.1999 года по 17.08.2000 года - в г. Хабаровске также не свидетельствует о том, что он выехал из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поскольку проживание в указанный период в г.Хабаровске нельзя считать постоянным местом жительства последнего, что также согласуется с требованиями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В случае, если бы Ликучан И.Л. остался проживать в г.Хабаровске и обратился бы с заявлением о постановке его на учет, как гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, то он бы считался гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Доводы представителя Администрации ...-на-ФИО4 о том, что прокурор города Комсомольска-на-Амуре не имел права обращаться в интересах Ликучан И.Л. несостоятельны по следующим основаниям.
В силу требований ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Как следует из материалов дела, Ликучан И.Л. является ветераном труда и инвалидом III группы по общему заболеванию, кроме того, Ликучан И.Л. обратился в прокуратуру города Комсомольска-на-Амуре с целью защиты своих нарушенных прав, в связи с чем в силу требований вышеизложенной статьи прокурор города Комсомольска-на-Амуре имел право обратиться в защиту интересов Ликучан И.Л. с настоящим исковым заявлением.
Доводы представителя Администрации ...-на-ФИО4 о том, что прокурор не имеет права обращаться с данным заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, так как он оспаривает постановление администрации ...-на-ФИО4, которое не является нормативным правовым актом, также несостоятельны, поскольку прокурор города Комсомольска-на-Амуре обратился в суд с исковым заявлением в порядке искового производства, а не с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, поскольку из указанных требований усматривается спор о праве, что согласуется с требованиями части 3 статьи 247 ГПК РФ, согласно которым в случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований статей 131 и 132 настоящего Кодекса.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным п.1.2 постановления Администрации ...-на-ФИО4 Номер обезличенпа от Дата обезличена года «О снятии с учета граждан, имеющих право на получение специальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в части снятия Ликучан И.Л. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений.
Восстановить регистрацию Ликучан И.Л. в реестре граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
На решение могут быть поданы кассационная жалоба, представление в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.
Судья Известкина И.Г.