о восстановлении срока для принятия наследства



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2010 г. Центральный районный суд

г.Комсомольска-на-Амуре

Хабаровского края

Под председательством судьи Кузнецовой Т.В.,

При секретаре - Черненко И.Ю.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симоновой Е.Е., Сорокина О.А., Сорокин А.А. к ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре о восстановлении срока для принятия наследства,

УСТАНОВИЛ:

Сорокина О.А., Сорокин А.А. обратились с иском к ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре о восстановлении срока для принятия наследства, обосновывая свои требования тем, что в 2004 г. умерла их мать ФИО3 В установленный законом срок они не обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства, поскольку узнали о смерти матери только в конце июля 2010 г. В 1993 г. их отец ФИО7 приобрел квартиру по <адрес> и их мать вместе с дочерью от первого брака Симоновой Е.Е. переехала в эту квартиру. Их она оставила проживать с отцом. При жизни матери они отношения с ней не поддерживали, мать состояла на учете в психиатрической больнице с тяжелым хроническим заболеванием. О смерти матери они узнали от своей сестры Симонова Е.Е. Просили восстановить срок для принятия наследства, открывшегося после смерти их матери ФИО3, поскольку он пропущен по уважительной причине.

Симонова Е.Е. обратилась с иском к Администрации г.Комсомольска-на-Амуре о восстановлении срока для принятия наследства, в котором она указала, что ее мать ФИО3 умерла в 2004 г., точная дата смерти не установлена. На момент смерти ФИО3 проживала в квартире по <адрес>, которая является наследственным имуществом после ее смерти. Мать состояла на учете в психиатрической больнице, до 1998 г. она проживала с матерью, в июле 1998 г. переехала в <адрес>. Она регулярно писала матери письма, в 1999 г.,2002, 2004 г. она приезжала в г.Комсомольск-на-Амуре, но не смогла попасть в квартиру, в которой проживала ФИО3 В 2005 г. родила ребенка и не могла приехать в город Комсомольск-на-Амуре. В июле 2010 г. она приехала в г.Комсомольск-на-Амуре и подала заявление в милицию о розыске матери. 23.07.2010 г. она получила уведомление о смерти матери. Считает, что срок для принятия наследства ею пропущен по уважительной причине, поскольку о смерти матери узнала только в июле 2010 г.

Определением суда от 10.09.2010 г. гражданское дело по иску Сорокиной О.А., Сорокина А.А. и гражданское дело по иску Симоновой Е.Е. соединены в одно производство.

Определением суда от 08.11.2010 г. произведена замена ненадлежащего ответчика по иску Симоновой Е.Е. - администрации города Комсомольска-на-Амуре на ИФНС России.

В судебном заседании истец Симонова Е.Е. на иске настаивала и дала пояснения, аналогичные установочной части решения. Дополнительно пояснила, что с 1993 г. по 1998 г. она проживала с матерью по <адрес>. В 1998 г. она уехала учиться в <адрес>, С 1999 г. по настоящее время проживает в <адрес>. В 1999 г. она приезжала в Комсомольск н/А навестить маму, но в квартиру попасть не смогла, поскольку дверь была закрыта изнутри. ФИО3 дверь квартиры ей не открыла. Она отправляла письма, телеграмму матери, но вернулся ответ, что телеграмма не получена. В 2002 г. она вновь приехала в г.Комсомольск-на-Амуре, пришла в квартиру по <адрес> навестить мать, но та ей дверь квартиры не открыла. Поскольку мать состояла на учет в психбольнице с заболеванием шизофрения, она пошла в психбольницу, чтобы выяснить, приходит ли ФИО3 на прием к врачу, и посещают ли медработники её на дому. В психбольнице ей сказали, что со слов соседей знают, что ФИО3 выглядит аккуратно, за собой сама ухаживает, ни с кем не разговаривает. В 2004 г. она снова приехала в г.Комсомольск-на-Амуре, прожила больше месяца у отца. Приходила в квартиру по <адрес>, но дверь никто не открывал, шторы на окнах были закрыты. Соседи ей сказали, что иногда видят её мать, обычно рано утром, сказали, что она ни с кем не здоровалась и не разговаривала. В 2005 г. она родила ребенка, поэтому смогла приехать в г.Комсомольск-на-Амуре только в 2010 г. Она вновь пришла в квартиру по <адрес>, в квартиру попасть не смогла, и после этого она обратилась в милицию с заявлением о розыске матери. В милиции ей сообщили, что ФИО3 похоронена в 2004 г. как безродная, а в квартире проживает сотрудник ГОМ-5 с 2006 г. Считает, что Сорокины пропустили срок по неуважительной причине, поскольку они не интересовались здоровьем матери, с ней не общались. Просила восстановить ей срок для принятия наследства, открывшегося после смерти матери, поскольку он пропущен ею по уважительной причине.

В судебном заседании представитель истца Меркулова И.С., действующая на основании доверенности, исковые требования Симоновой Е.Е. поддержала в полном объеме.

Истец Сорокина О.А. на иске настаивала и дала пояснения, аналогичные установочной части решения. Дополнительно пояснила, что ФИО3 приходилась ей матерью. В 1993 г. её родители - ФИО3 и ФИО7 расторгли брак, после расторжения брака ФИО3 вместе со своей дочерью от первого брака Симоновой Е.Е. переехала жить в квартиру по <адрес>, а она с братом - Сорокиным А.А. остались жить с отцом. Отношения с матерью они не поддерживали, мать их не навещала, встретиться с ними не пыталась. На тот момент, когда родители расторгли брак, ей было 8 лет, а брату 5 лет, их воспитанием занимался отец. Через два года после того, как ФИО3 и ФИО7 расторгли брак её сестра - Симонова Е.Е., которая проживала с матерью, предложила ей встретиться с мамой. Когда она пришла домой к матери, та не проявила никаких эмоций и не захотела с ней разговаривать. После этого она не пыталась встретиться с мамой. В июле 2010 г. от сестры она узнала, что мама умерла. Возражений по поводу требований Симоновой Е.Е. она не имеет, считает, что они все пропустили срок по уважительной причине, поскольку не знали о смерти ФИО3

Истец Сорокин А.А. на иске настаивал и дал пояснения, аналогичные установочной части решения. Дополнительно пояснил, что после расторжения брака между родителями с матерью ФИО3 отношения не поддерживал, он видел ее один раз в 1997 г., в гости к ней не ходил, мать их не навещала. Его воспитанием занимался отец. О смерти матери узнал от сестры Симоновой Е.Е. в июле 2010 г. Возражений по поводу требований Симоновой Е.Е. у него нет.

Представитель ИФНС России в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен должным образом, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ИФНС России.

В судебном заседании свидетель ФИО9 пояснила, что с Симоновой Е.Е. дружит давно, они вместе учились в школе, ходили друг другу в гости. В то время Сорокины жили одной семьей по <адрес>. Она была знакома с мамой Симоновой Е.Е. - ФИО3 Когда ФИО3 расторгла брак с ФИО3, Сорокина О.А. и Сорокин А.А. были еще совсем детьми. Чтобы не разменивать трехкомнатную квартиру, ФИО7 купил двухкомнатную квартиру по <адрес>, где стали проживать ФИО3 и Симонова Е.Е., а Сорокина О.А. и Сорокин А.А. остались проживать с отцом по <адрес>. Потом Симонова Е.Е. рассказала, что ее мама заболела. В 1998 г. Симонова Е.Е. уехала учиться в <адрес> и попросила ее заходить проведывать ее маму. Она неоднократно приходила к ФИО3, но дверь никто не открывал, хотя свет в квартире горел. В 2006 г. она ездила в гости к Симоновой Е.Е. в <адрес>, та сказала, что когда сын подрастет поедет знакомить его с бабушкой и попросила сходить к ее маме. Она в сентябре 2006 г. вновь пошла к ФИО3, но дверь квартиры никто не открыл. Соседи сказали, что женщина в квартире проживает, но ни с кем не общается, никто к ней не ходит. С 2006 г. по 2010 г. она неоднократно проходила мимо дома по <адрес> и видела, что в квартире ФИО3 горел свет. Летом 2010 г. в г.Комсомольск-на-Амуре приехала Симонова Е.Е. с сыном и от нее она узнала, что ФИО3 мама умерла.

В судебном заседании свидетель ФИО7 пояснил, что ФИО3 была его женой. Они проживали совместно с 1984 г., в 1988 г. зарегистрировали брак, в 1993 г. брак расторгли. В браке у них родилось двое детей: дочь Оксана и сын Андрей. У ФИО3 была дочь от первого брака - Симонова Е.Е. Когда он расторг брак с ФИО3,, Симонова Е.Е. осталась проживать с ней, а Сорокина О. и Сорокин А. остались проживать с ним. С 1994 г. он стал проживать с ФИО10, с которой в 1996 г. заключил брак и проживал совместно до 1998 г. С ними также проживали дочь и сын ФИО10 Она заботилась о его детях - Оксане и Андрее, осуществляла уход за ними. ФИО3 детей не навещала и не интересовалась ими. О смерти ФИО3 он узнал в 2010 году от своей дочери Оксаны, которая рассказала, что ФИО3 умерла в 2004 г. и её похоронили как безродную. Оксана и Андрей знали о том, что у ФИО3 была квартира в собственности, поскольку он сам ее покупал. ФИО3 была психически больная, в квартиру никого не впускала.

Свидетель ФИО11 в судебном заседании пояснил, что семью Сорокиных знает с 1995 г., он учился вместе с Сорокиным А. в школе, они проживали рядом, дружили. Он часто приходил к Андрею в гости в квартиру по <адрес>. Сорокин А. проживал с отцом и сестрой, потом с ними стала проживать женщина по имени Галина со своими двумя детьми. Про мать А. ничего не может сказать, ему известно, что она проживала в квартире, которой ей купил отец А. после расторжения брака. Сорокин А. со своей матерью не общался, по какой причине, ему неизвестно. Месяц назад ему Андрей сказал, что его мать умерла.

В судебном заседании свидетель ФИО12 пояснила, что с мая 1999 г. знает Сорокиных О. и А., которые проживали с отцом ФИО7, со своей матерью они не общались. Она вместе с Оксаной летом 2004 г. ходили к ее маме на <адрес>, но та дверь не открыла, хотя была дома, они заметили её возле окна. Знает, что ФИО3 была психически больна. О смерти ФИО3 Оксана узнала летом 2010 г., когда приехала Симонова Е.Е.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО3 являлась собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В 2004 году ФИО3 умерла. После ее смерти открылось наследство в виде указанной квартиры. Симонова Е.Е., Сорокина О.А. и Сорокин А.А. являются ее родными детьми. В установленный законом срок истцы не обратились в нотариальную контору с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, поскольку из пояснений сторон установлено, что об открытии наследства им не было известно и об этом они узнали в июле 2010 г.

На основании решения суда брак между ФИО7 и ФИО3 был расторгнут. Из пояснений истцов и свидетелей установлено, что после расторжения брака между ФИО7 и ФИО3, истцы Сорокина О.А. и Сорокин А.А. остались проживать с отцом - ФИО7, а истец Симонова Е.Е. стала проживать в спорной квартире со своей матерью - ФИО3, которая отношения со своими детьми Сорокиной О.А. и Сорокиным А.А. не поддерживала, их не навещала, участия в воспитании не принимала, их судьбой не интересовалась, с ними не общалась. О смерти ФИО3 истцы Сорокина О.А. и Сорокин А.А. узнали только летом 2010 г. от Симоновой Е.Е.

Из записей в амбулаторной карте ФИО3 видно, что Симонова Е.Е. в августе 2002 г. приходила на прием к врачу в психиатрическую больницу, приехала из <адрес>, интересовалась, когда мать была последний раз на приеме, поскольку в квартиру она её не впускает. Как пояснила Симонова Е.Е., она неоднократно приезжала в г.Комсомольск-на-Амуре к матери, но двери никто не открывал, со слов соседей ей было известно, что ФИО3 в квартире проживает, но ни с кем не общается.

Как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, Симонова Е.Е. обучалась на очном отделении Московской открытой социальной академии социально-психологического факультета с 01.09.1999 г. по июнь 2004 г. в г.Москве.

28.08.2005 г. у Симоновой Е.Е. родился сын и в июле 2010 г. она приехала в г.Комсомольск-на-Амуре к матери, только после обращения в милицию с заявлением о розыске ФИО3 узнала о ее смерти.

Как следует из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ от начальника ГОМ-1 по г.Комсомольску-на-Амуре, выданного Симоновой Е.Е., ФИО13 скончалась в 2004 г. на квартире по своему месту проживания. В свидетельстве о смерти ФИО3 указана дата смерти - 2004 год.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, а также материалами дела: справкой «ХГУПТИ»; свидетельством о рождении Меркуловой Е.Е.; свидетельством о заключении брака между ФИО15 и Меркуловой Е.Е.; свидетельством о рождении ФИО16; справкой о заключении брака между ФИО17 и ФИО18; справкой о заключении брака между ФИО7 и Меркуловой Н.В.; сообщением нотариуса; свидетельством о смерти ФИО3; договором купли-продажи; справками ф-519-р; талоном-уведомлением; уведомлением ГОМ-1; свидетельством о расторжении брака между ФИО3 и ФИО7; свидетельством о рождении Сорокина А.А.; свидетельством о рождении Сорокиной О.А.; решением суда от ДД.ММ.ГГГГ; справкой Московской академии; справкой психбольницы; копией амбулаторной карты ФИО3

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд находит установленным, что об открытии наследства после смерти ФИО3, умершей в 2004 г., истцы не знали по объективным причинам и узнали об этом только в июле 2010 г.

В силу ч.1 ст.1142 ГК РФ Симонова Е.А., Сорокина О.А. и Сорокин А.А, как дети наследодателя, являются наследниками по закону первой очереди.

Согласно ч.1. ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

В соответствии со ст.1155 ГК РФ, по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что срок для принятия наследства пропущен Симоновой Е.Е., Сорокиным А.А. и Сорокиной О.А. по уважительным причинам, поскольку о смерти наследодателя им стало известно в июле 2010 г. С заявлением о восстановлении срока для принятия наследства истцы обратились в течение шести месяцев после того, как им стало известно об открытии наследства.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит иск Симоновой Е.Е., Сорокиной О.А. и Сорокина А.А. о восстановлении срока для принятия наследства обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Симоновой Е.Е., Сорокина О.А., Сорокин А.А. к ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре о восстановлении срока для принятия наследства - удовлетворить.

Восстановить Симоновой Е.Е., Сорокина О.А., Сорокин А.А. срок для принятия наследства, открывшегося после смерти их матери - ФИО3, умершей в 2004 г., актовая запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, составленная в отделе ЗАГС Ленинского округа администрации г.Комсомольска-на-Амуре, и признать их наследниками, принявшими наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения суда.

Судья Т.В.Кузнецова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200