РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2010 года г. Комсомольск на Амуре.
Центральный районный суд г. Комсомольска на Амуре Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Храмовой М.А.
при секретаре - Зайдулиной Ю.Е.
С участием представителя истца помощника прокурора города Комсомольска на Амуре - Бражниковой Н.С., истца Краснопольской Е.К., представителя ответчика - муниципального образования городской округ « г. Комсомольск на Амуре» в лице администрации города Комсомольска на Амуре Ипатовой И.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Комсомольска на Амуре к муниципальному образованию городской округ « г. Комсомольск на Амуре» в лице администрации города Комсомольска на Амуре о признании незаконным бездействие муниципального образования городской округ « г. Комсомольск на Амуре» в лице администрации города Комсомольска на Амуре по непринятию жилого дома <адрес> в муниципальную собственность, обязывании муниципального образования городской округ « г. Комсомольск на Амуре» в лице администрации города Комсомольска на Амуре принять в муниципальную собственность жилой дом, расположенный в г. Комсомольске на Амуре, <адрес>
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Комсомольска на Амуре, в соответствие со ст. 45 ГПК РФ, действуя в интересах Краснопольской Е С, обратился с вышеназванным иском в суд, в обоснование иска указав, что в прокуратуру г. Комсомольска-на-Амуре обратилась гражданка Краснопольская Е.С. с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Комсомольска-на-Амуре по непринятию <адрес> <адрес> в муниципальную собственность. Прокуратурой города в марте 2010 г. проведена проверка принадлежности жилых домов, расположенных в п. Старт, ранее находившихся на балансу учреждения ЯБ 257/8 ГУИН Минюста России по УИН Хабаровского края.
Проверкой установлено, что жилые дома, расположенные по адресам <адрес>, <адрес> федеральной собственностью, были закреплены на праве хозяйственного ведения за ГУП учреждения ЯБ 257\8 ГУИН Минюста России по УИН Хабаровского края. Собственником указанных жилых домов является Территориальное Управление Росимущества по Хабаровскому краю.
Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 02.12.2002 г. постановлено обязать Администрацию г. Комсомольска-на-Амуре принять в муниципальную собственность объекты недвижимости социально-культурного назначения, находящиеся на балансе государственного унитарного предприятия учреждения ЯБ-257/8 ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю.
Определением арбитражного суда Хабаровского края от 19.01.2005 г. ГУП учреждение ЯБ-257/8 ГУИН Министерства РФ по Хабаровскому краю обязано принять участие в подготовке документов для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящегося у него на балансе, зарегистрировать право на передаваемое имущество в муниципальную собственность в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для чего изготовить технические. документы (технические паспорта на передаваемые объекты), ответчик - муниципальное образование должно зарегистрировать право муниципальной собственности на указанное имущество. Определением арбитражного суде Хабаровского края от 01.08.2007 г. предоставлена отсрочка исполнение постановления Арбитражного суда Хабаровского края от 02.12.2002 г. до 1 ноября 2007 г. для подготовки технической документации.
12.01.2007 г. распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (распоряжение № 13-р от 12.01.2007 г.) принято решение о ликвидации ГУП Учреждение ЯБ-257/8 ГУИН Минюста России УИН по Хабаровскому краю, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ, учреждение ликвидировано 22.04.2008 г.
В связи с ликвидацией учреждения ЯБ-257/8 ГУИН Минюста России
определением арбитражного суда от 08.12.2008 г. прекращено исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа арбитражного суда от 02.12.2002 о понуждении администрации г. Комсомольска-на-Амуре принять в муниципальную собственность объект недвижимости социально-культурного и коммунально-бытового назначения находившиеся на балансе ЯБ-257/8 ГУИН Министерства РФ по Хабаровскому краю.
В соответствии с п. 2 распоряжения ТУ Росимущества от 30.01.2008 г № 73 «О безвозмездной передаче имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения за Государственным (унитарным) предприятием учреждения ЯБ 257/8 ГУИН Минюста России по УИН Хабаровского края, в собственность муниципального образования «Городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» определено передать поименованные в приложении к распоряжению имущество (жилые дома) в собственность, муниципального образования «Городской округ «Город Комсомольск-на - Амуре». Пунктами 5-7 распоряжения установлено, что в течение трех недель с момента издания настоящего распоряжения муниципальное образование «Городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» обязано представить на утверждение в ТУ Росимущество подписанный акт приема-передачи. В случае не подписания и (или) непредставления муниципальным образованием акта приема-передачи, он в одностороннем порядке утверждается передающей стороной. Право собственности муниципального образования возникает с момента утверждения акта приема-передачи имущества.
Бездействие муниципального образования «Город Комсомольск-на-Амуре» по непринятию жилищного фонда в муниципальную собственности нарушает права и законные интересы граждан, пользующихся жилыми помещениями, кроме того, влечет повреждение и (или) уничтожение государственного имущества. За период с 2002 г. по 2010 г. в <адрес> сгорели дома по <адрес> <адрес> непригодны к проживанию дом по <адрес>. <адрес> находится в аварийном состоянии, <адрес>, <адрес> находятся в аварийном состоянии.
Просил суд признать незаконным бездействие муниципального образования г. Комсомольск-на-Амуре по непринятию жилого <адрес> в муниципальную собственность. Обязать муниципальное образование г. Комсомольск-на-Амуре принять в муниципальную собственность жилой дом, расположенный по адресу <адрес> <адрес>.
В судебном заседании представитель процессуального истца Бражникова Н.С. исковые требования прокурора г. Комсомольска на Амуре поддержала, суду пояснила, что у дома истца нет управляющей компании, он никому не принадлежит, до конца документы не оформлены. Дом истца разрушается, Краснопольская Е.С. обратилась в прокуратуру города и в результате проверки выявлено, что на основании распоряжения № 73 администрация г. Комсомольска-на-Амуре должна была принять в муниципальную собственность дом истца, но до настоящего времени не предприняты даже попытки.
Материальный истец Краснопольская Е.С. исковые требования, заявленные прокурором г. Комсомольска на Амуре поддержала, суду пояснила, что с 1982 года она живет в данном доме, он относился к колонии, потом другие дома была переданы администрации г. Комсомольска-на-Амуре в муниципальную собственность, а ее деревянный дом не передали. У нее одноэтажный небольшой дом, он стареет, за ним нужен уход. Жильцы сами вывозят мусор. Администрация г. Комсомольска-на-Амуре разрешила им заключить договор с теплоцентралью, горводоканалом, они сами вынуждены обслуживать свой дом, управляющей компании у них нет. Справки о регистрации по месту пребывания им никто не дает, так как дом их никому не принадлежит.
Представитель ответчика - Ипатова И.В., действующая на основании доверенности № 1-1-28/5731 от 09.12.2009 года, иск не признала, суду пояснила, что в соответствие с п. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 года № 122 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силы некоторых актов РФ…» установлен порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность. Необходимо предложение, решение передачи имущества из федеральной в муниципальную. Федеральными органами утверждаются перечни имущества. Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать имущество в соответствие передаточным актом. Данный акт направляется органу местного самоуправления, орган государственной власти, осуществляющий передачу имущества, обязан передать документы. По перечню, установленному постановлением правительства от 13.06.2006 года № 374, законодатель не определил, что на муниципальное образование возложена обязанность по регистрации права собственности на передаваемое имущество. Полагает, что в связи с тем, что законом не предусмотрены, какие- либо действия органа местного самоуправления для передачи имущества в муниципальную собственность, не определена процедура принятия данного имущества. Считает, что администрация г. Комсомольска-на-Амуре не бездействовала.
Суд, выслушав пояснения представителя процессуального истца, материального истца, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу.
В соответствие с ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, о признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано имущество, которое может находиться в федеральной собственности; также установлен порядок безвозмездной передачи федерального имущества из федеральной собственности в муниципальную, в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничена полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации v органами местного самоуправления.
Согласно Приложению № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республики в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность» жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся к муниципальной собственности.
В силу пп.4, 6 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 13 К ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом; организация содержания муниципального жилищного фонда отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Таким образом, законодателем в процессе разграничения уровней государственной собственности на недвижимое имущество в отношении жилищного фонда установлен только один вид собственности - муниципальная собственность и определен его владелец - муниципальное образование, на территории которого расположен жилой фонд.
Имущество, указанное в приложении к распоряжению от 30.01.2008 г. № 73, в силу прямого указания закона относится к муниципальной собственности, находится на территории муниципального образования «Городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» и его содержание относится к вопросам местного значения городского округа.
Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на передаваемые объекты не произведена, вместе с тем, всоответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 № 8 «С некоторых вопросах практики решения споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав» субъектами федеральной государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 30320-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
В прокуратуру г. Комсомольска-на-Амуре обратилась гражданка Краснопольская Е.С. с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Комсомольска-на-Амуре по непринятию <адрес> в муниципальную собственность. Прокуратурой города в марте 2010 г. проведена проверка принадлежности жилых домов, расположенных в п. Старт, ранее находившихся на балансе учреждения ЯБ 257/8 ГУИН Минюста России по УИН Хабаровского края.
Проверкой установлено, что жилые дома, расположенные по адресам <адрес> являются федеральной собственностью, были закреплены на праве хозяйственного ведения за ГУП учреждения ЯБ 257\8 ГУИН Минюста России по УИН Хабаровского края. Собственником указанных жилых домов является Территориальное Управление Росимущества по Хабаровскому краю.
Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 02.12.2002 г. постановлено обязать администрацию г. Комсомольска-на-Амуре принять в муниципальную собственность объекты недвижимости социально-культурного назначения, находящиеся на балансе государственного унитарного предприятия учреждения ЯБ-257/8 ГУИНМинистерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю.
Определением арбитражного суда Хабаровского края от 19.01.2005 г. ГУП учреждение ЯБ-257/8 ГУИН Министерства РФ по Хабаровскому краю обязано принять участие в подготовке документов для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящегося у него на балансе, зарегистрировать право на передаваемое имущество в муниципальную собственность в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для чего изготовить технические документы (технические паспорта на передаваемые объекты), ответчик - муниципальное образование должно зарегистрировать право муниципальной собственности на указанное имущество. Определением арбитражного суда Хабаровского края от 01.08.2007 г. предоставлена отсрочка исполнения постановления Арбитражного суда Хабаровского края от 02.12.2002 г. до 1 ноября 2007 г. для подготовки технической документации.
12.01.2007 г. распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (распоряжение № 13-р от 12.01.2007 г.) принято решение о ликвидации ГУП Учреждение ЯБ-257/8 ГУИН Минюста России УИН по Хабаровскому краю, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ, учреждение ликвидировано 22.04.2008 г.
В связи с ликвидацией учреждения ЯБ-257/8 ГУИН Минюста России определением арбитражного суда от 08.12.2008 г. прекращено исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа арбитражного суда от 02.12.2002 года о понуждении администрации г. Комсомольска-на-Амуре принять в муниципальную собственность объекты недвижимости социально-культурного и коммунально-бытового назначения находившиеся на балансе ЯБ-257/8 ГУИН Министерства РФ по Хабаровскому краю.
В соответствии с п. 2 распоряжения ТУ Росимущества от 30.01.2008 года
№ 73 «О безвозмездной передаче имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения за Государственным (унитарным) предприятием учреждения ЯБ 257/8 ГУИН Минюста России по УИН Хабаровского края, в собственность муниципального образования «Городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» определено передать поименованные в приложении к распоряжению имущество (жилые дома) в собственность, муниципального образования «Городской округ «Город Комсомольск -на - Амуре». Пунктами 5-7 распоряжения установлено, что в течение трех недель с момента издания настоящего распоряжения муниципальное образование «Городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» обязано представить ни утверждение в ТУ Росимущество подписанный акт приема-передачи. В случае не подписания и (или) непредставления муниципальным образованием акта приема-передачи, он в одностороннем порядке утверждается передающей стороной. Право собственности муниципального образования возникает с момента утверждения акта приема-передачи имущества.
Переданные объекты включены в реестр федерального имущества, Технические паспорта на передаваемые объекты недвижимости направлены в администрацию г. Комсомольска-на-Амуре.
Согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от.
13.06.2006 г. № 374, подготовка необходимых документов требуется на стадии принятия решения о передаче объектов, находящихся в собственности Российской Федерации, в собственность муниципального образования, потому отсутствие документов, поименованных в названном Постановлении, не исключает обязанности муниципального образования принять спорные объекты в муниципальную собственность.
Более того, названное Постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 г. № 374 устанавливает перечень документов необходимых для принятия собственником имущества или уполномоченные органом решения о передаче имущества, однако они не названы в ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ в качестве обязательных при процедуре принятия решения о передаче имущества. Указанные в этой правовой норме решения о передаче имущества являются всего лишь основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Отсутствие правоустанавливающих документов на передачу имущества не исключает возможность принятия домов в муниципальную собственность, поскольку с учетом правовой позиции Конституционного суда РФ по вопросу о необходимости учета волеизъявления сторон при осуществлении мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, подлежащие передаче из федеральной собственности, в муниципальную собственность объекты недвижимости относятся к объектам жилищного фонда, и обязанность их принятия в муниципальную; собственность возложена на муниципальное образование в силу закона.
В связи с вышеизложенным, доводы представителя ответчика признаются судом несостоятельными.
Судом установлено, что ФИО11 проживает с семьей в <адрес> с 1995 г., вселена на основании ордера №, пенсионер (удостоверение №).
Судом установлено, что жилой <адрес> не обслуживается, учитывая отсутствие обслуживания дома, дом разрушается.
Таким образом, бездействие органов местного самоуправления выражено в непринятии органами местного самоуправления жилого дома, расположенного в <адрес> в муниципальную собственность, в результате которого нарушены права и свободы гражданки КраснопольскойЕ.С. и ее семьи.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Комсомольска на Амуре к муниципальному образованию городской округ « г. Комсомольск на Амуре» в лице администрации города Комсомольска на Амуре о признании незаконным бездействие муниципального образования городской округ « г. Комсомольск на Амуре» в лице администрации города Комсомольска на Амуре по непринятию жилого дома <адрес> муниципальную собственность, обязывании муниципального образования городской округ « г. Комсомольск на Амуре» в лице администрации города Комсомольска на Амуре принять в муниципальную собственность жилой дом, расположенный в г. Комсомольске на Амуре, <адрес>. - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального образования городской округ « г. Комсомольск на Амуре» в лице администрации города Комсомольска на Амуре по непринятию жилого дома <адрес> в муниципальную собственность.
Обязать муниципальное образование городской округ « г. Комсомольск на Амуре» в лице администрации города Комсомольска на Амуре принять в муниципальную собственность жилой дом, расположенный в г. Комсомольске на Амуре, <адрес>
Решение может быть обжаловано в течении 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Центральный районный суд г. Комсомольска на Амуре.
Судья: М.А. Храмова.