обжалование заключения отдела государственного пожарного надзора



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2010 года Центральный районный суд

г.Комсомольска-на-Амуре

Хабаровского края

В составе:

председательствующего - судьи Известкиной И.Г.,

при секретаре - Комляковой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № об оспаривании акта и решения Отдела государственного пожарного надзора по г.Комсомольску-на-Амуре,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детского сада общеразвивающего вида № обратилось в суд с вышеназванным заявлением, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного пожарного надзора по г.Комсомольску-на-Амуре ГНС составлен акт б/н об установлении нарушений требований пожарной безопасности, а именно: пункта 3 ПББ 01-03 и пункта 5.2.12 СП 1.13130.2009, нарушение требований пожарной безопасности выразилось в отсутствии вторых эвакуационных выходов из спальных помещений.

На основании указанного акта, ДД.ММ.ГГГГ было выдано заключение, в котором указано, что объект защиты - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детского сада общеразвивающего вида № не соответствует обязательным требованиям пожарной безопасности, с чем заявитель не согласен, в связи с чем просит суд признать незаконными действия государственного инспектора отдела государственного пожарного надзора по г.Комсомольску-на-Амуре ГПС, признать недействительным заключение № от ДД.ММ.ГГГГ и обязать устранить в полном объеме допущенные нарушения.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, представитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № Злыгостева М.А., действующая на основании доверенности и.о.заведующей Е.В.Романовой № от ДД.ММ.ГГГГ уточнила требования, просила суд признать незаконным решение государственного пожарного надзора по г.Комсомольску-на-Амуре, признать недействительными акт б/н от ДД.ММ.ГГГГ и заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, обязав государственный пожарный надзор по г.Комсомольску-на-Амуре выдать положительное заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности.

Определением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 22 ноября 2010 года производство по делу по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № о возложении обязанности на государственный пожарный надзор по г.Комсомольску-на-Амуре выдать положительное заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности прекращено, в связи с отказом истца от иска.

В судебном заседании представители Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № Злыгостева М.А., действующая на основании доверенности и.о.заведующей Е.В.Романовой № от ДД.ММ.ГГГГ, Семенов В.А., действующий на основании доверенности и.о.заведующей Е.В.Романовой № от ДД.ММ.ГГГГ на требованиях настаивали, дали суду пояснения, полностью совпадающие с вышеизложенными обстоятельствами.

Кроме того, пояснили, что здание детского сада построено в 1976 году, в соответствии с действующими в тот момент нормами и правилами, ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ устанавливает, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и простроенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

В соответствии с п.п. 5.2.29 и 5.2 раздела 5 свода правил 1.13130.2009, в помещениях, рассчитанных на единовременное пребывание в нем не более 50 человек, с расстоянием вдоль прохода от наиболее удаленного места до эвакуационного выхода не более 25 метров не требуется проектировать второй эвакуационный выход, в соответствии с заключением ООО «Инспект+» общий путь эвакуации составляет 18 метров, что соответствует требованиям свода правил.

В соответствии с п.п.4.3, 4.6 СНиП 31-06-2009 и п.п.3.4, 3.10, 3.18, 3.29 Ведомственных строительных норм 49-86 «Детские дошкольные учреждения» в дошкольных образовательных учреждениях основные помещения состоят из групповых ячеек, из каждой групповой ячейки должно быть не менее двух эвакуационных выходов, указанные правила не содержат требований о необходимости иметь два эвакуационных выхода из каждой комнаты, в связи с чем просят суд удовлетворить требования в полном объеме.

Начальник отдела государственного пожарного надзора г. Комсомольска -на- Амуре - Главный государственный инспектор по пожарному надзору г. Комсомольска -на- Амуре МСЛ, в судебном заседании с заявлением не согласился и пояснил, что в акте отражены установленные в ходе проверки нарушения пожарной безопасности, что является очевидным, в связи с чем заключение о не соответствии здания детского сада № требованиям пожарной безопасности является обоснованным, в связи с чем просит суд отказать в удовлетворении требований.

Суд, выслушав пояснения представителей Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № Злыгостевой М.А., Семенова В.А., начальник отдела государственного пожарного надзора г. Комсомольска -на- Амуре - Главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Комсомольска -на- Амуре МСЛ изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Как видно из Устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № учреждение осуществляет образовательную деятельность, реализует основные и дополнительные программы для детей дошкольного возраста.

Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 года № 277, с 01.01.2009 года устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы.

Для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности ее соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган документы, в том числе заключения, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для ведения образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

Положениями Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требование пожарной безопасности - это выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами и уполномоченным государственным органом.

Государственный пожарный надзор - деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки, осуществляют должностные лица органов государственного пожарного надзора, находящегося в введении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ организация вправе оспорить в суде действия (бездействие), решение органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены её права и свободы.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного пожарного надзора по г.Комсомольску-на-Амуре ГНС проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детским садом общеразвивающего вида № в помещениях, находящихся по адресу: <адрес> в г. Комсомольске -на- Амуре.

По результатам проверки государственным инспектором отдела государственного пожарного надзора по г.Комсомольску-на-Амуре ГНС составлен акт б/н от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно указанному акту, в помещениях детского сада выявлено нарушение требований пожарной безопасности, установленных пунктом 3 ПББ 01-03 и пунктом 5.2.12 СП 1.13130.2009.

Нарушение выразилось в отсутствии вторых эвакуационных выходов из групп 1,2,3,4 (л.д.7).

На основании данного акта, начальником Отдела ГПН МСЛ выдано заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что объект защиты - Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №», расположенное по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре, <адрес>, не соответствует обязательным требованиям пожарной безопасности.

В судебном заседании установлено, что 22.07.2008 года принят Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», вступивший в действие с 01.05.2010 года.

Настоящий Федеральный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.

Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; разработке технической документации на объекты защиты (статья 1).

В статьях 4, 6 названного Федерального закона указано, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по проведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.

Пунктом 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ПББ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, определено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Из технического паспорта здания Детского сада №, расположенного по адресу: <адрес> г. Комсомольске -на- Амуре видно, что здание построено и сдано в эксплуатацию в 1976 году.

Назначение здание определено при его проектировании - детский сад.

При проектировании, строительстве и эксплуатации здания оно соответствовало требованиям пожарной безопасности. После сдачи здания в эксплуатацию его реконструкция, перепланировка не проводилась, назначение здания не изменялось, что лицами, участвующими в деле в судебном заседании не оспаривалось.

Так как здание детского сада № было построено и введено в эксплуатацию до введения в действие Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, то оно должно соответствовать требованиям пожарной безопасности, которые были установлены до введения в действие указанных законов и нормативных правовых актов, если в судебном заседании не будет установлено, что дальнейшая эксплуатация указанного здания приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

Положениями статьи 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения, действия возложена на орган, принявший оспариваемое решение или совершивший оспариваемое действие.

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что дальнейшая эксплуатация здания детского сада №, построенного и сданного в эксплуатацию в 1976 году, приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, Отделом государственного пожарного надзора г. Комсомольска -на- Амуре не предоставлено, в виду отсутствия таковых.

Пункты 1.1, 1.4 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» устанавливают, что настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую квалификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

Наряду с настоящими нормами должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке. Эти нормативные документы могут содержать дополнения, уточнения и изменения положений настоящих норм, учитывающие особенности функционального назначения и специфику пожарной защиты отдельных видов зданий, помещений и инженерных систем.

Пункт 6.12 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» устанавливает требования к наличию не менее двух эвакуационных выходов в помещениях класса Ф1.1, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек.

В судебном заседании лица, участвующие в деле подтвердили, что в детском саду в каждой групповой ячейке одновременно находится более 10 человек.

Пунктами 4.3, 4.6 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» установлено, что в дошкольных образовательных учреждениях основные помещения состоят из групповой ячейки (полнокомплектной групповой ячейки и малокомплектной групповой ячейки). Из каждой групповой ячейке должно быть не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов.

Пунктами 3.4, 3.10, 3.18, 3.29 Ведомственных строительных норм 49-86 «Детские дошкольные учреждения (нормы проектирования), утвержденных Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР установлено, что в зданиях детских дошкольных учреждениях следует предусматривать помещения - групповые. Из каждой групповой ячейки должны быть запроектированы рассредоточенные выходы на две лестничные клетки. Каждая возрастная группа детей должна размещаться в помещениях групповой ячейки, состоящей из раздевальни, групповой, спальни, туалетной и буфетной. Из каждой групповой ячейки должно быть не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов.

Как видно из технического паспорта здания Детского сада №, расположенного по адресу: <адрес> в г. Комсомольске -на- Амуре, здание имеет два этажа, на каждом этаже находятся групповые ячейки, которые включают в себя раздевальню, групповую, спальню и туалетную комнату.

Каждая групповая ячейка имеет два рассредоточенных эвакуационных выхода, что Главным государственным инспектором по пожарному надзору г. Комсомольска -на- Амуре МСЛ в судебном заседании не оспаривалось.

Учитывая указанные обстоятельства суд приходит к выводу, что фактически государственным инспектором не было установлено нарушение требований пожарной безопасности, а именно пункта 3 ПББ 01-03 и пункта 5.2.12 СП 1.13130.2009, при эксплуатации здания Детского сада №, расположенного по адресу: <адрес> в г. Комсомольске -на- Амуре, что подтверждается представленным представителем Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № Злыгостева М.А., экспертным заключением № оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, выполненным ООО «Прометей» ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому уровень пожарной опасности для людей в здании МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №» соответствует требуемому и составляет 0,88.10-6 воздействия опасных факторов пожара, в год в расчете на каждого человека, то есть пожарная безопасность здания обеспечена (д.д.111).

Выводы Государственного инспектора города Комсомольска -на- Амуре по пожарному надзору о наличии нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации этого здания, выразившихся в отсутствии двух эвакуационных выходов из помещений спален, являются следствием неправильного толкования действующих законов, нормативных правовых актов, норм и правил в области пожарной безопасности.

На основании установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств суд приходит к выводу, что акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности б/н от ДД.ММ.ГГГГ, составленный государственным инспектором отдела государственного пожарного надзора по г.Комсомольску-на-Амуре ГНС, не соответствует требованиям Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации (ПББ 01-03), утвержденным приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, и иным нормативным документам по пожарной безопасности и нормативным документам, содержащим требования пожарной безопасности, утвержденным в установленном порядке, в связи с чем он является незаконным.

Вследствие этого является незаконным и заключение о соблюдении на объектах соискателем лицензии требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное начальником Отдела ГПН МСЛ, так как оно выдано на основании сведений, изложенным в акте б/н от ДД.ММ.ГГГГ, признанном судом незаконным.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод гражданина (юридического лица) или препятствие к осуществлению гражданином (юридическим лицом) его прав и свобод.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № об оспаривании акта и решения Отдела государственного пожарного надзора по г.Комсомольску-на-Амуре удовлетворить.

Признать незаконным акт обследования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №» б/н от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии данного объекта требованиям пожарной безопасности, составленный инспектором- государственным инспектором ОГПН ГНС

Признать незаконным заключение № о несоответствии объекта защиты - Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад №» обязательным требованиям пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, выданное начальником Отдела Государственного пожарного надзора МСЛ

На решение может быть подана кассационная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.

Судья Известкина И.Г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200