РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2010 года Центральный районный суд
г.Комсомольска-на-Амуре
Хабаровского края
В составе:
председательствующего - судьи Известкиной И.Г.,
при секретаре - Комляковой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Комсомольска-на-Амуре в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №, Муниципальному образованию - город Комсомольск-на-Амуре в лице администрации города о возложении обязанности получения лицензии на образовательную деятельность в соответствии с законодательством об образовании,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Комсомольска-на-Амуре, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №, Муниципальному образованию - город Комсомольск-на-Амуре в лице администрации города, ссылаясь на то, что дошкольное учреждение детский сад № в соответствии с его уставом является образовательным учреждением, в связи с чем осуществляемая им деятельность согласно Закону РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» подлежит лицензированию.
Срок действия лицензии Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № на образовательную деятельность истекла ДД.ММ.ГГГГ, и по этой причине с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время указанное учреждение осуществляет свою деятельность без соответствующей лицензии.
Обращаясь в суд, просит возложить на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № и Муниципальное образование - город Комсомольск-на-Амуре в лице администрации города, являющимся учредителем Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №, обязанность получения лицензии на образовательную деятельность в соответствии с законодательством об образовании.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Комсомольска-на-Амуре Петровская Т.С. на исковых требованиях настаивала, дала пояснения, полностью совпадающие с вышеизложенными обстоятельствами.
Ответчик в лице заведующей Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № Мезенцевой Ю.В. исковые требования признала и пояснила, что срок действия лицензии Министерства образования Хабаровского края на образовательную деятельность МДОУ детский сад № истек ДД.ММ.ГГГГ, однако, продлить данную лицензию в установленный для этого срок не представилось возможным, поскольку ДД.ММ.ГГГГ Государственным инспектором г.Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору вынесено предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности в первом квартале 2011 года в виде выполнения устройства вторых эвакуационных выходов из всех помещений с одновременным пребыванием более 10 человек (спальные помещения первого этажа); выполнения дверей помещения кладовой музыкального работника (где хранятся горючие материалы) с пределом огнестойкости не менее ЕI 30, эвакуационной двери с первого этажа открывающейся по направлению выхода из здания; уборки горючих материалов из подвального помещения; оборудования выходов из лестничной клетки на чердак противопожарной дверью с пределом огнестойкости не менее ЕI 30. В соответствии с вышеуказанным предписанием ДД.ММ.ГГГГ начальником Отдела государственного пожарного надзора по г.Комсомольску-на-Амуре Межуевым С.Л. было выдано заключение, согласно которому состояние МДОУ детский сад № не позволяет обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности при осуществлении данным учреждением образовательной деятельности.
Поскольку заключение Отдела государственного пожарного надзора по г.Комсомольску-на-Амуре от ДД.ММ.ГГГГ действовало в течение 6 месяцев с момента его подписания, в ноябре 2010 года был заключен договор возмездного оказания услуг с ООО «Прометей» о проведении экспертизы для оценки соответствия объекта защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска. В соответствии с экспертным заключением ООО «Прометей» уровень пожарной безопасности для людей в здании МДОУ детский сад № соответствует требуемому, то есть пожарная безопасность здания обеспечена. Только после получения данного экспертного заключения ДД.ММ.ГГГГ Отделом государственного пожарного надзора по г.Комсомольску-на-Амуре было выдано заключение № о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, позволяющее МДОУ детский сад № обратиться в Министерство образования Хабаровского края для получения лицензии на образовательную деятельность.
Представитель ответчика Муниципальное образование - город Комсомольск-на-Амуре в лице администрации города Ипатова И.В., действующая на основании доверенности главы города М.В.П. № от ДД.ММ.ГГГГ, извещенная о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явилась, представила письменное ходатайство, в котором просила рассмотреть дело без ее участия, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в соответствии с п.5 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской Федерации МДОУ детский сад № является дошкольным образовательным учреждением (л.д.10,11).
Согласно ч.6 ст. 33 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» (в ред. ФЗ № 243 от 28.09.2010 года) право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии.
В судебном заседании установлено, что МДОУ детский сад № с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет образовательную деятельность, подлежащую лицензированию в соответствии с Законом РФ № 3266-1 от 10.07.2010 года «Об образовании», без соответствующего разрешения на данный вид деятельности.
Данное обстоятельство подтверждается лицензией № с регистрационным № от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которой истек ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).
Так, в соответствии с предписанием № по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выданном ДД.ММ.ГГГГ Государственным инспектором г.Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору Г.С.С., МДОУ детский сад № было предписано выполнить устройство вторых эвакуационных выходов из всех помещений с одновременным пребыванием более 10 человек (спальные помещения первого этажа); двери помещения кладовой музыкального работника (где хранятся горючие материалы) выполнить с пределом огнестойкости не менее ЕI 30; эвакуационную дверь с первого этажа выполнить открывающуюся по направлению выхода из здания; убрать горючие материалы из подвального помещения; выходы из лестничной клетки на чердак оборудовать противопожарной дверью с пределом огнестойкости не менее EI 30.
Результатом предписания № по устранению нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ явилась выдача Отделом государственного пожарного надзора по г.Комсомольску-на-Амуре ДД.ММ.ГГГГ заключения о соблюдении на объектах соискателя лицензии требований пожарной безопасности №, согласно которого состояние объектов соискателя лицензии не позволяет обеспечить ему соблюдение требований пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (л.д. 7).
В соответствии с заключением № о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, выданном ДД.ММ.ГГГГ Отделом государственного пожарного надзора по г.Комсомольску-на-Амуре по результатам экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного ООО «Прометей», объект защиты соответствует обязательным требованиям пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в случае незамедлительного обращения заведующей МДОУ детский сад № № к независимым экспертам возможность получения лицензии на образовательную деятельность МДОУ детский сад № была бы реализована в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об образовании.
С учетом изложенного суд считает исковые требования Прокурора г.Комсомольска-на-Амуре к МДОУ детский сад № о возложении обязанности получения лицензии на образовательную деятельность в соответствии с законодательством об образовании обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, суд считает необходимым отказать в исковых требованиях Прокурора г.Комсомольска-на-Амуре к Муниципальному образованию - город Комсомольск-на-Амуре по следующим основаниям.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в дошкольных образовательных учреждениях регламентированы в ст. 31 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» (в ред. ФЗ № 243 от 28.09.2010 года), и к таковым относятся: организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Положением ч.14 ст. 33 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» (в ред. ФЗ № 243 от 28.09.2010 года) предусмотрено, что контроль за соблюдением образовательным учреждением законодательства при осуществлении им образовательной деятельности возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функцию по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, Муниципальное образование - город Комсомольск-на-Амуре не может выступать в качестве субъекта, на которого может быть возложена обязанность получения лицензии на образовательную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
С учетом времени и финансовых затрат, необходимых МДОУ детский сад № для оформления лицензии на образовательную деятельность, суд приходит к выводу о возможности возложения на ответчика данной обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При таких обстоятельствах суд считает необходимым взыскать с МДОУ детский сад № в федеральный бюджет государственную пошлину согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в размере 2 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора города Комсомольска-на-Амуре в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № о возложении обязанности получения лицензии на образовательную деятельность в соответствии с законодательством об образовании удовлетворить.
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить лицензию на образовательную деятельность в соответствии с законодательством об образовании.
В удовлетворении исковых требований Прокурора города Комсомольска-на-Амуре в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию - город Комсомольск-на-Амуре в лице администрации города о возложении обязанности получения лицензии на образовательную деятельность в соответствии с законодательством об образовании отказать.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.
Судья Известкина И.Г.