дело № 2-5366/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 декабря 2010 года Центральный районный суд города Комсомольска -на- Амуре
Хабаровского края в составе:
Председательствующего судьи Бузыновской Е.А.,
При секретаре Лусниковой С.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Квецинской Юлии Алексеевны к открытому акционерному обществу «Амурский судостроительный завод», с участием третьих лиц Администрации города Комсомольска -на- Амуре, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, о прекращении права собственности, о признании права собственности,
у с т а н о в и л:
Квецинская Ю.А. обратилась в суд с иском к ОАО «АСЗ» о прекращении права собственности ОАО «АСЗ» на жилое помещение и признании за ней права собственности на жилое помещение - секцию №, площадью 22,0 кв.м., в общежитии по ул. <адрес> в г. Комсомольске -на- Амуре. В заявлении указала, что данная комната в общежитии была предоставлена ей на основании ордера № 81 от 14.10.1992 года. Общежитие в ходе приватизации ПО «Завод имени Ленинского комсомола», в нарушение требований Указа Президента РФ от 10.01.1993г. № 8 «Об использовании объектов социально- культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» были включены в состав приватизируемого имущества. Право собственности ответчика на общежитие зарегистрировано 13.12.2006 года. Она обратилась к генеральному директору ОАО «АСЗ» в июле 2010 года с заявлениями о приватизации комнаты. В удовлетворении заявления было отказано, так как ОАО «АСЗ» является собственником помещения и не желает передавать его в собственность другому лицу. В удовлетворении заявления Квецинской Ю.А. было отказано администрацией г. Комсомольска -на- Амуре, так как жилое помещение не является муниципальной собственностью. Истец полагает, что на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», ст. 7 Федерального закона «О введение в действие ЖК РФ» она имеет право на приобретение указанного жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
Определением суда от 06.12.2010 года третьим лицом к участию в деле была привлечена администрация города Комсомольска на Амуре.
В судебном заседании истец Квецинская Ю.А. просила исковые требования удовлетворить. Пояснила, что она проживает в секции <адрес> г. Комсомольска -на- Амуре на основании договора социального найма. Ранее этот жилой дом имел статус общежития, но со дня введения в действие Жилищного кодекса РФ - с 01.03.2005 года, статус общежития утрачен. Следовательно, лица, проживающие в этом многоквартирном жилом доме имеют право на приватизацию занимаемых жилых помещений. Собственником другого жилого помещения она не является, ранее участие в приватизации они не принимали. Жилой дом ответчиком получен в собственность в нарушение положений Указа Президента РФ от 10.01.1993г. № 8 «Об использовании объектов социально- культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий».
Представитель ответчика ОАО «АСЗ» Никулин Д.И., действующий на основании доверенности от 15.05.2009г., в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что собственником дома № по ул. <адрес> г. Комсомольска -на- Амуре является ОАО «АСЗ», свидетельство праве собственности выдано в 1996 году. Решение государственного органа о передаче ответчику спорного имущества не оспорено в установленном законом порядке. Предусмотренных законом оснований для прекращения права собственности ответчика на часть жилого дома - секцию №, и признания права собственности истцов на это помещение не имеется. Жилой дом имеет статус общежития, и этот статус никем не изменен. Просил отказать в иске.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица - администрации г. Комсомольска на Амуре, в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был уведомлен, об отложении слушания дела не просил, о причине неявки в суд не уведомил. Суд, признав причину его неявки не уважительной причины, рассмотрел дело в его отсутствие.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам:
Квецинской Ю.А. как работнику АО «АСЗ», по ордеру от 14.10.1999 года № 81, была предоставлена для проживания секция № № в доме № по ул. <адрес> в г. Комсомольске -на- Амуре (общежитие № №). В настоящее время в этом жилом помещении она зарегистрирована и проживает. Эти обстоятельства подтверждаются материалами дела, и не оспаривались лицами, участвующими в деле.
15.07.2010 года Квецинская Ю.А. обратилась к генеральному директору ОАО «АСЗ» с заявлением о передаче в собственность, в порядке приватизации, занимаемого ею жилого помещения. Письмом № 77-1/478 от 06.08.2010г. в удовлетворении заявления было отказано по тем основаниям, что жилой дом <адрес> г. Комсомольске -на- Амуре принадлежит на праве собственности ОАО «АСЗ».
Квецинская Ю.А. обратилась с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения в администрацию г. Комсомольска -на- Амуре. Письмом от 26.07.2010 года № 10-2/к-381/ж ей было отказано в удовлетворении заявления по тем основаниям, что жилой дом <адрес> не был передан в муниципальную собственность. А администрация г. Комсомольска -на- Амуре разрешает вопросы только о приватизации муниципального жилищного фонда.
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, а так же согласно справки Хабаровского краевого государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости, за Квецинской Ю.А. право собственности на жилые помещения, расположенные в Хабаровском крае, не зарегистрировано.
В ходе рассмотрения дела установлено, что дом <адрес> в г. Комсомольске -на- Амуре Хабаровского края (общежитии № №), до 1992 года являлось объектом государственной собственности. Было передано государственному предприятию ПО «Завод имени Ленинского Комсомола» (преобразованному в АООТ «Амурский судостроительный завод», а затем в ОАО «Амурский судостроительный завод») на праве хозяйственного ведения.
На основании распоряжения Председателя комитета по управлению госимуществом Хабаровского края от 06.01.1993 года, это здание включено в план приватизации ОАО «АСЗ». Соответствующие изменения в устав ОАО «АСЗ» были зарегистрированы постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 08.06.1993 года № 728. Право собственности ОАО «АСЗ» на здание общежития № №, находящегося по адресу: г. Комсомольск -на- Амуре, ул. <адрес> зарегистрировано 13.12.2006 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Эти обстоятельства подтверждаются: актом государственной приемки здания в эксплуатацию от 25.12.1986 года; решением Горисполкома № 668 от 26.12.1986 года об утверждении акта приемки;планом приватизации от 24.09.1992 года; постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 21.12.1992 года № 769 «О государственной перерегистрации АООТ «АСЗ»; изменениями в план приватизации от 06.01.1993 года; приложением к плану приватизации; Уставом ОАО «АСЗ»; свидетельством о регистрации права; вносимых в учредительные документы ответчика от 08.05.2008г.
Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" было установлено, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности - жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов.
Пунктом 1 Указа Президента РФ № 8 от 10.01.1993 года «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», установлено, что не подлежат включению в состав приватизируемого имущества объекты жилищного фонда. Данные объекты до проведения процедуры разграничения собственности относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения приватизируемого предприятия (Приложение №3).
«Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядок оформления прав собственности», утвержденного распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 года № 114-рп, было определено, что для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), соответствующий Комитет по управлению имуществом города разрабатывает перечень объектов. В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, отнесенные к муниципальной собственности постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 г. № 3020-1.
Указом Президента РФ от 10 января 1993 года N 8"Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", было определено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия здания, жилые и нежилые помещения.
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года № 235 было утверждено «Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность», в соответствии с которым передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежали объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий. В плане приватизации предприятия (изменениях в плане приватизации предприятия), включающем в себя перечень передаваемых объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, в обязательном порядке должно было делаться указание о том, что включенные в перечень объекты не входят в состав приватизируемого имущества данного предприятия и передаются в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность города (района) соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 154 Федерального законом РФ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российско2 Федерации в связи с принятием федеральных законов…» было установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
На основании изложенного суд считает, что в нарушение порядка, установленного федеральным законом и федеральными нормативными правовыми актами, общежитие № №, расположенное по адресу: г. Комсомольск -на- Амуре, ул. <адрес>, являющееся объектом жилищного фонда и подлежащее передаче в муниципальную собственность города Комсомольска -на- Амуре, было включено в план приватизации государственного предприятия - завода им. Ленинского комсомола. Поэтому суд считает, что в результате таких неправомерных действий указанный жилой дом перешел в собственность ОАО «АСЗ» без законных оснований, и в нарушение требований закона не был передан в собственность муниципальному образованию.
Положениями статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено право граждан РФ, занимающих на условиях социального найма жилые помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), приобрести этих помещения в личную или (совместную) долевую собственность.
Статьей 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» определено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении этих предприятий или оперативном управлении таких учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемникам этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Пленум Верховного Суда РФ, в пункте 4 своего постановления № 8 от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», разъяснил, что решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Вышеизложенное позволяет суду сделать вывод, что жилые помещения ведомственного жилищного фонда, возведенные на средства государственного предприятия до его приватизации либо за счет иных государственных средств и переданных предприятию для распределения, должны были предоставляться гражданам по договорам социального найма (следовательно, с правом на приватизацию указанных жилых помещений), несмотря на то, что предоставление этих помещений и приватизация проводились после преобразования государственного предприятия в акционерное общество. При переходе государственных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд этих предприятий подлежит передаче в полное хозяйственное ведение или оперативное управление (а не в собственность) их правопреемникам, либо в ведение органов местного самоуправления. Таким образом, государство гарантировало лицам, вселенным по договору социального найма в жилые помещения, находящиеся в многоквартирных жилых домах переданных в ведение государственных предприятий (учреждений), сохранение права на приватизацию жилого помещения в случае изменения формы собственности или ликвидации этих предприятий(учреждений).
Так как жилой дом <адрес> г. Комсомольска -на- Амуре был передан в собственность ОАО «АСЗ» в нарушение федерального законодательства, то в соответствии со ст. 168 ГК РФ такая сделка является недействительной. Право собственности ОАО «АСЗ» на секцию № в этом доме лишает возможности лиц, проживающих в этом помещении по договору социального найма, реализовать свое право на приватизацию жилого помещения. Поэтому право собственности ОАО «АСЗ» на это помещение, полученное незаконно, надлежит прекратить.
Принимая во внимание изложенное, учитывая положение статьи 7 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», суд считает, что отсутствие решения об изменении формы собственности жилого помещения (отсутствие решения о передаче жилых помещений в доме 19 по ул. Пионерской г. Комсомольска -на- Амуре (общежитие № №) в муниципальную собственность) не может служить основанием для ограничения жилищных прав граждан, в том числе права на бесплатное получение жилого помещения в собственность.
На жилой дом № по ул. <адрес> города Комсомольска -на- Амуре, в котором находится жилое помещение - секция № №, общей площадью 22,0 кв.м., зарегистрировано право собственности ОАО «АСЗ», которое не отменено, в связи с чем он является частным жилищным фондом. Так как оформить договор на передачу квартиры в собственность, как это предусмотрено статьей 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» в настоящее время не представляется возможным, то суд считает необходимым принять решение о признании за Квецинской Юлией Алексеевной право собственности на указанное жилое помещение, так как она выразила свое желание получить это помещение в собственность и ранее участие в приватизации не принимала.Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Квецинской Юлии Алексеевны к открытому акционерному обществу «Амурский судостроительный завод» о прекращении права собственности, о признании права собственности, - удовлетворить.
Прекратить право собственности открытого акционерного общества «Амурский судостроительный завод» на жилое помещение № № общей площадью 22,0 кв.м. в доме № по ул. <адрес> города Комсомольска -на- Амуре (инвентарный номер объекта №).
Признать за Квецинской Юлией Алексеевной, 23.07.1969 года рождения, право собственности на жилое помещение № № площадью 22,0 кв.м. в доме № по ул. <адрес> города Комсомольска -на- Амуре (инвентарный номер №),.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд города Комсомольска -на- Амуре.
Судья Бузыновская Е.А.