РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2010 года Центральный районный суд
г.Комсомольска-на-Амуре
Хабаровского краяв составе:
Председательствующего судьи АЙЗЕНБЕРГ А. М.
С участием прокурора БРАЖНИКОВОЙ Н.С.
При секретаре ТЕРЕШКИНОЙ Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Комсомольска - на - Амуре в защиту интересов неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей № г. Комсомольска-на-Амуре, Муниципальному образованию - город Комсомольск-на-Амуре в лице администрации города о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Комсомольска-на-Амуре Пахомов В.Е. обратился в суд с вышеназванным иском в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей № г. Комсомольска-на-Амуре к Муниципальному образованию - город Комсомольск-на-Амуре в лице администрации города о возложении обязанности.
В обоснование своих требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой города Комсомольска-на-Амуре проверки исполнения законодательства об образовании, выявлены нарушения требований законодательства о лицензировании образовательным учреждением - МДОУ детский сад №№
В соответствии с Уставом МДОУ детского сада №, основным предметом деятельности Учреждения является обеспечение воспитания, обучения и развития, а также присмотра, ухода и оздоровления воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, Учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности в разном сочетании.
МДОУ детский сад №№ осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ №, действительной до ДД.ММ.ГГГГ, то есть, на момент проведенной проверки в октябре 2010 года срок действия лицензии истек.
Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ответчик осуществляет образовательную деятельность без лицензии, дающей право на образовательную деятельность.
Поскольку неисполнение ответчиком требований федерального законодательства нарушает охраняемые законом права и интересы несовершеннолетних, гарантированны статьей 43 Конституции РФ, просит суд возложить на ответчика обязанность получить лицензию на образовательную деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей № в соответствии с законодательством об образовании.
В судебном заседании помощник прокурора города Комсомольска-на-Амуре Бражникова Н.С. на исковых требованиях настаивала и дала суду пояснения, полностью совпадающие с вышеизложенными обстоятельствами.
Кроме того, пояснила, что согласно Закона РФ «Об образовании» лицензированию на право осуществление образовательной деятельности подлежат образовательные организации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.03.2009г. №277 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» образовательная деятельность может осуществляться только на основании лицензии.
В ходе проведенной прокуратурой города Комсомольска-на-Амуре проверки исполнения законодательства об образовании, выявлены нарушения требований законодательства о лицензировании образовательным учреждением - МДОУ детский сад №№.
МДОУ детский сад №№ осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ №, действительной до ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент проведенной проверки в октябре 2010 года срок действия лицензии истек.
Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ответчик осуществляет образовательную деятельность без лицензии, дающей право на образовательную деятельность.
Просит суд удовлетворить требования.
Представитель ответчика директор МДОУ детский сад №№ Романова Е.В. в судебном заседании пояснила, что МДОУ детский сад №42 является образовательным учреждением, осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, срок действия которой истек в настоящее время.
Для получения новой лицензии было необходимо заключение Роспотребнадзора и Пожнадзора. Заключение Роспотребнадзора было получено в июне 2010 года. Заключение государственной противопожарной службы не получено в связи с отсутствием вторых эвакуационных выходов из спальных помещений в 4 группах сада и наличия кирпичной кладки в виде ограждения на путях эвакуации из групп второго этажа. Для устранения данных указаний необходима реконструкция здания, получения разрешения управления архитектуры и градостроительства города, финансирования в размере № тыс.руб. До настоящего времени работы не выполнены.
Исковые требования признала в полном объеме.
Судом принято признание иска ответчиком, ибо это не противоречит закону и не нарушает чьих - либо прав и охраняемых законом интересов других лиц и разъяснен порядок принятия решения в случае признания иска ответчиком в соответствии со ст. 173 п. 3 ГПК РФ.
Представитель соответчика администрации города Комсомольска-на-Амуре в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела, о чем имеется уведомление, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором возражает против иска и просит суд рассмотреть дело без их участия, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело без участия названных лиц на основании ст. 167 п. 5 ГПК РФ.
Суд, выслушав пояснения помощника прокурора Бражниковой Н.В., представителя ответчика Романову Е.В., изучив материалы дела, приходит к следующему выводу:
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 17 Закона РФ «Об образовании" общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях, в том числе образовательных учреждениях среднего общего образования, при наличии соответствующей лицензии. Право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается уполномоченным органом исполнительной власти, на основании заключения экспертной комиссии. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
Согласно п.6,7,9 ст. 33 Закона Российской Федерации «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Экспертиза проводится с учетом уровня и направленности образовательных программ. Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение.
В судебном заседании установлено, что согласно пункта 1 Устава МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей № г. Комсомольска-на-Амуре учреждении является некоммерческой организацией, финансируемой из средств местного бюджета. Организационно - правовая форма муниципальное учреждение.
Пунктом 1.9 и 2.3 Устава предусмотрено, что Учреждение приобретает право на общеобразовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, с момента получения лицензии. Основным предметом деятельности Учреждения является обеспечение воспитания, обучения и развития, а также присмотра, ухода и оздоровления воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Далее в судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что лицензия на осуществление образовательной деятельности у ответчика отсутствует. При этом МДОУ продолжает осуществлять образовательную деятельность.
Представителем МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей № г. Комсомольска-на-Амуре указано, что на момент рассмотрения спора лицензия не получена.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что образовательная деятельность осуществляется ответчиком с нарушениями требований Закона РФ «Об образовании», предусматривающими осуществление образовательного процесса только при наличии соответствующей лицензии.
В силу положений статьи 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
В силу п. 96 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
На основании п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007г. № 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологической, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно положению.
Согласно Номенклатуре работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 26.07.2002г. № 238, работы и услуги по специальностям: сестринское дело (позиции 01.011 и 01.012), педиатрия (позиция 03.054) являются медицинской деятельностью. Федеральным законодательством закреплено императивное требование об обязательном лицензировании медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которое продиктовано, в том числе, необходимостью соблюдения санитарно-эпидемиологических, противопожарных и других норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, право на образование отнесены к нематериальным благам, подлежащим защите в соответствии с настоящим Кодексом.
Так как, ответчик, осуществляя образовательную деятельность с явным нарушением требований Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а имеющие место нарушения свидетельствуют о вероятности некачественного оказания образовательных услуг, требование прокурора о применении такого способа защиты прав как возложение обязанности получить лицензию на образовательную деятельность суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений возложена на органы местного самоуправления муниципального района и городов.
Согласно ст. 34 ФЗ РФ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация.
При этом статьями 16 и 37 вышеназванного закона предусмотрено, что к вопросам местного значения отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Местная администрация является исполнительно - распорядительным органом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения Главой местной администрации города Комсомольска-на-Амуре является глава города.
Статьей 29 Устава муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре администрация города - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, обладает правами юридического лица.
В целях решения вопросов местного значения администрация города обладает полномочиями по осуществлению управлением имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе муниципальными предприятиями и учреждениями (статья 30 Устава).
Пунктом 1.7 Устава МДОУ детский сад №№ установлено, что содержание Учреждения осуществляется за счет средств местного, краевого бюджета на основании утвержденной сметы доходов и расходов, согласно порядку, определенному главным распорядителем бюджетных средств отделом образования администрации города.
Из текста Договора о взаимоотношения Муниципального образования городского округа город Комсомольск-на-Амуре и МДОУ детского сада общеразвивающего вида № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Администрация от имени муниципального образования городского округа «город Комсомольск-на-Амуре» осуществляет права собственника муниципального имущества, закрепленного за «Учреждением» на праве оперативного управления, а «Учреждение» владеет, и пользуется этим имуществом в пределах установленных законом, в соответствии с настоящим договором. Администрация осуществляет права собственника в части распоряжения имуществом. «Учреждение» отнесено к муниципальным образовательным учреждениям города и управляется на принципах единоначалия заведующей, назначаемой на должность и освобождаемой от нее главой города. Деятельность «Учреждения»м осуществляется при безоговорочным соблюдением прав граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации и Законе Российской Федерации «Об образовании». Руководство и контроль за работой «Учреждения» по вопросам отнесенным к компетенции органов местного самоуправления в области образования, осуществляют отделы образования Центрального округа администрации города и администрации города, принимая приказы, обязательные для исполнения «Учреждением». «Администрация» принимает на себя обязательства по финансированию «Учреждения» за счет средств местного бюджета, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к пролномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. (Пункты1.1, 5.1, 5.2, 6.1).
На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности иска и считает необходимым его удовлетворить.
Поскольку ответчик по делу МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей № г. Комсомольска-на-Амуре является муниципальным учреждением, не имеет дохода от осуществления образовательной деятельности, а Муниципальное образование - город Комсомольск-на-Амуре в лице администрации города в силу требований ст. 333.36 ч.1 п.19 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины суд полагает возможным от уплаты госпошлины ответчиков освободить.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Комсомольска - на - Амуре в защиту интересов неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей № г. Комсомольска-на-Амуре, Муниципальному образованию - город Комсомольск-на-Амуре в лице администрации города о возложении обязанности - удовлетворить.
Обязать МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей № г. Комсомольска-на-Амуре и Муниципальное образование - город Комсомольск-на-Амуре в лице администрации города в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить лицензию на образовательную деятельность.
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Хабаровский крайсуд в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, его вынесший.
СУДЬЯ: