РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2011 года г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Галенко В.А.,
при секретаре судебного заседания Комляковой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Комсомольска-на-Амуре, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № №», муниципальному образованию г.Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности по получению лицензии на образовательную деятельность,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Комсомольска-на-Амуре, в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № №» (далее МДОУ «Детский сад № №»), муниципальному образованию г.Комсомольска-на-Амуре, в котором указал, что в ходе проверки исполнения законодательства РФ об образовании городской прокуратурой установлено, что МДОУ «Детский сад № №» нарушены требования законодательства о лицензировании образовательных учреждений. Считает, что если дошкольное учреждение является образовательным и имеет статус юридического лица, то осуществляемая им образовательная деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с уставом МДОУ «Детский сад № №» предметом деятельности учреждения является обеспечение воспитания, обучения и развития, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности в разном сочетании. Учреждение приобретает право на образовательную деятельность с момента получения лицензии. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время МДОУ «Детский сад № №» осуществляет образовательную деятельность без лицензии. Неисполнение ответчиками требований федерального законодательства нарушает права и интересы несовершеннолетних охраняемые законом и гарантированные Конституцией РФ. МДОУ «Детский сад № №» является некоммерческой организацией, финансируется из средств местного бюджета, собственником закрепленного за учреждением имущества является муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре». В соответствии с п.4 ч.1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» на муниципальное образование возложена обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
Просит обязать ответчиков получить лицензию на образовательную деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №», установив конкретный срок исполнения решения суда.
В судебном заседании помощник прокурора г.Комсомольска-на-Амуре Бражникова Н.С. настаивала на удовлетворении исковых требований, дала показания, аналогичные изложенным в исковом заявлении обстоятельствам.
Участвующая в судебном заседании в качестве представителя ответчика заведующая МДОУ «Детский сад №» Ковалева В.Н. исковые требования прокурора г.Комсомольска-на-Амуре не признала и пояснила, что Детский сад № является общеобразовательным учреждением, созданным на основании распоряжения главы г.Комсомольска-на-Амуре №-ра от ДД.ММ.ГГГГ. Лицензия на осуществление образовательной деятельности не получена, так как государственной противопожарной службой без расчета пожарного риска не было выдано положительное заключение о соответствии здания, в котором располагается детский сад, требованиям пожарной безопасности. После выделения муниципальным образованием г.Комсомольска-на-Амуре денежных средств был произведен расчет пожарного риска, получено положительное заключение государственной противопожарной службы и пакет необходимых для получения лицензии документов направлен в КГУ «Региональный центр оценки и качества образования». До получения лицензии МДОУ «Детский сад №» не осуществляет образовательной деятельности.
Представитель муниципального образования г.Комсомольска-на-Амуре, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, в котором указал, что администрация г.Комсомольска-на-Амуре не признает требования прокурора г.Комсомольска-на-Амуре, поскольку постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» лицензирование образовательной деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, а также органами исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, получение лицензии для осуществления образовательной деятельности осуществляется образовательными учреждениями самостоятельно.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя муниципального образования г.Комсомольска-на-Амуре.
Свидетель ФИО в судебном заседании пояснила, что является заместителем заведующей МДОУ «Детский сад №» по воспитательной части. В соответствии с уставом МДОУ «Детский сад №» должно осуществлять воспитательную и образовательную деятельность, но в связи с отсутствием лицензии осуществляет только воспитательную деятель.
Суд, выслушав показания участвующих в деле лиц, заслушав свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии (ч.1 ст. 17 Закона РФ «Об образовании»).
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 33.1 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.
Согласно ч.6 ст. 33 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» (утратившей законную силу с 01 января 2011 года) право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
В судебном заседании установлено, что распоряжением главы администрации г.Комсомольска-на-Амуре №-ра от ДД.ММ.ГГГГ «О создании муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № и утверждении Устава» в целях удовлетворения потребностей населения в предоставлении мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях создано МДОУ «Детский сад №», о чем ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица.
В соответствии с пунктом 1.4 устава учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное муниципальное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс…
Учреждение приобретает право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, с момента получения лицензии (пункт 1.9 устава).
Согласно пунктам 2.3, 2.4 устава основным предметом деятельности учреждения является обеспечение воспитания, обучение и развития, а также присмотра, ухода и оздоровления воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.
Далее судом установлено и не оспаривается ответчиком, что лицензия на осуществление образовательной деятельности у МДОУ «Детский сад №» отсутствует. При этом дошкольное учреждение осуществляет образовательную деятельность, что подтверждается объяснением заведующей Ковалева В.Н., данным ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуре г.Комсомольска-на-Амуре.
Доводы представителя МДОУ «Детский сад №» о том, что возможность получения лицензии на образовательную деятельность появилась только после расчета пожарного риска и получения положительного заключения государственной противопожарной службы, суд находит несостоятельными.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что образовательная деятельность осуществляется МДОУ «Детский сад №» с нарушением требований Закона РФ «Об образовании», предусматривающим осуществление образовательного процесса только при наличии лицензии.
В соответствии с ч.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г.Комсомольска-на-Амуре к МДОУ «Детский сад №» о возложении обязанности по получению лицензии на образовательную деятельность.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора г.Комсомольска-на-Амуре к муниципальному образованию г. Комсомольска-на-Амуре по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1.2 устава МДОУ «Детский сад №» его учредителем и собственником закрепленного за учреждением имущества является муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице администрации города.
Согласно ч.1 ст. 39 Закона РФ «Об образовании» за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (ст. 31 Закона РФ «Об образовании»).
Положением ч.14 ст. 33 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» (в редакции, введенной в действие с 06 мая 2007 года ФЗ от 20 апреля 2007 года № 56-ФЗ и утратившей силу с 01 января 2011 года) предусмотрено, что контроль за соблюдением образовательным учреждением законодательства при осуществлении им образовательной деятельности возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функцию по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, муниципальное образование г.Комсомольска-на-Амуре не может выступать в качестве субъекта, на который может быть возложена обязанность по получению лицензии на образовательную деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения МДОУ «Детский сад №» в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
С учетом времени и финансовых затрат, необходимых МДОУ «Детский сад №» для оформления лицензии на образовательную деятельность, суд приходит к выводу о возложении на ответчика данной обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Комсомольска-на-Амуре, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №» - удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №» в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить лицензию на образовательную деятельность.
Исковые требования прокурора г.Комсомольска-на-Амуре, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию г.Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности по получению лицензии на образовательную деятельность - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.
Судья Галенко В.А.