о востановлении на работе



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2010 года Центральный районный суд

г. Комсомольска-на-Амуре

Хабаровского края

в составе:

Председательствующего судьи АЙЗЕНБЕРГ А. М.

С участием прокурора БРАЖНИКОВОЙ Н.С.

При секретаре ФИО3

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ожеровской ФИО10 к Управлению капитального строительства Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, администрации г. Комсомольска-на-Амуре о признании приказа №к от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, денежной компенсации морального вреда и судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Ожеровская Е.Е. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании приказа №к от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, денежной компенсации морального вреда и судебных расходов.

В обоснование своих требований указала, что с 13 марта 2006 года была принята на работу в Управление капитального строительства Администрации г. Комсомольска-на-Амуре и назначена на старшую должность 2 группы муниципальной службы города - ведущим специалистом планового отдела.

13 июля 2010 года уведомлением № письменно предупреждена о прекращении трудового договора, заключенного между нею и Управлением капитального строительства администрации города Комсомольска-на-Амуре, не ранее чем по истечении двух месяцев со дня вручения уведомления по пункту 2 части 1 статьи 81 ТК РФ.

17 сентября 2010 года приказом № к истица уволена в связи с сокращением численности штата по пункту 2 ст. 81 ТК РФ.

Полагает свое увольнение незаконным, поскольку при уведомлении о предстоящем сокращении не было предложено никакой другой вакантной должности соответствующей квалификации, тогда как у работодателя имелись такие должности.

Из текста приказа № от 13 июля 2010 года видно, что занимаемая ею должность фактически сокращена не была, так как тут же была введена новая, точно такая же должность, но с более обширными функциональными обязанностями. Изменения в штатное расписание Управления капитального строительства администрации г. Комсомольска-на-Амуре были приняты на основании служебной записки, а не на основании экономического обоснования, как это положено по закону.

Считает, что сокращение численности штатов произошло из - за личных амбиций и негативного отношения к ней работодателя, чем ей был причинен моральный вред.

Просит суд признать незаконным приказ № от 15 сентября 2010 года об увольнении и отменить его, восстановить на работе в должности ведущего специалиста планового отдела Управления капитального строительства администрации города Комсомольска - на - Амуре, взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей и судебные расходы, сложившиеся из оплаты услуг юриста, составившего ей исковое заявление, в размере 2000 руб.

В судебном заседании истица и ее представитель адвокат Бабаева Е.И. на требованиях настаивают и дали суду пояснения, полностью совпадающие с вышеизложенными обстоятельствами.

Увеличили исковые требования и просили суд взыскать средний заработок за время вынужденного прогула в виде разницы между выплаченным пособием за период до 17 декабря и заработной платой за время вынужденного прогула с 18 декабря по 23 декабря 2010 года, исходя из среднедневного заработка - № коп., что составляет согласно их расчету, сумму № коп.

Кроме того, добавили, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята на работу в Управление капитального строительства Администрации г. Комсомольска-на-Амуре и назначена на старшую должность 2 группы муниципальной службы города - ведущим специалистом планового отдела.

13 июля 2010 года уведомлением № письменно предупреждена о сокращении должности ведущего специалиста планового отдела.

17 сентября 2010 года приказом № к она уволена в связи с сокращением численности штата по пункту 2 ст. 81 ТК РФ.

Полагает, что работодатель не произвел сокращение численности штата, а создал новый отдел планового учета и отчетности путем объединения двух отделов: планового и бухгалтерии. В новом отделе была введена должность ведущего специалиста, которой она по своей квалификации соответствует, поскольку имеет высшее инженерно - строительное образование. На данную должность была принята Запорожская Е.В., являвшейся специалистом 2 категории, работавшей секретарем, у которой нет преимущественного права перед истицей.

Ранее в плановом отделе работало 3 человека, во вновь созданном отделе работает 5 человек: начальник отдела, главный специалист, два ведущих специалиста и специалист первой категории. При этом один ведущий специалист и специалист первой категории были приняты на работу из бухгалтерии.

13 июля 2010 года начальником управления был издан приказ за № «О внесении изменений в штатное расписание», первым пунктом которого сокращены из штатного расписания все должности, а пунктом вторым - должности внесены в штатное расписание с учетом изменений в нем. Данный приказ противоречит распоряжению главы города за № - р «О внесении изменений в штатное расписание Управления капитального строительства администрации города Комсомольска-на-Амуре». Из самого названия приказа следует, что изменяется только штатное расписание, при этом прежние функции двух отделов выполняются как прежде.

Сокращение произведено для видимости, попросту произведена кадровая перестановка, должностные обязанности сотрудников были перераспределены.

В нарушение ст. 81 ТК РФ работнику не были предложены вакантные должности, хотя истица могла претендовать на все вновь созданные должности.

Ожеровская Е.Е. включена в список резерва управленческих кадров муниципального образования городского округа на главные и ведущие должности муниципальной службы на 2010-2011 годы, который утвержден распоряжением главы города за №-р от 24 июня 2010 года, что свидетельствует о соответствии квалификационным требованиям к более высокой должности, чем истица занимала до увольнения.

14 сентября 2010г. Ожеровской Е.Е. предложена должность инспектора - делопроизводителя, однако, предложенная должность не относится к должности муниципальных служащих.

В связи с незаконными действиями работодателя она испытывала сильное душевное волнение, расстроился ночной сон, лишилась заработка, возникла необходимость обращения с иском в суд для восстановления своего нарушенного права. На этом основании просят суд взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб. ввиду отсутствия у нее юридического образования у нее возникла необходимость обратиться к юристу за оказанием помощи в составлении иска, указанные услуги оплачены ею в сумме 2000 руб., которую она просит суд взыскать с ответчика в ее пользу. Данное обстоятельство подтверждает договором на оказание услуг и квитанцией об их оплате.

Просят суд удовлетворить иск.

Представители ответчика УКС администрации г. Комсомольска - на Амуре - Запорожский Г.А., Свистунова А.Ю. исковые требования не признали, суду пояснили, что сокращение штата было произведено на основании распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в штатное расписание управления капитального строительства администрации города Комсомольска-на-Амуре». Вместо 22 штатных единиц, из них 17 муниципальных должностей, 5 должностей не отнесенных к муниципальной службе, было введено 17 штатных единиц, из которых 12 - муниципальных должностей, 5 должностей не отнесенных к муниципальной службе. Сокращение было произведено реально.

Для реализации указанного Постановления Главы города им издан Приказ № от 1 сентября 2010 года, на основании которого создана комиссия по сокращению штата работников управления капитального строительства администрации города для анализа новых должностных инструкций, выяснения работников, пользующихся преимущественным правом на оставлении на работе и лиц, не подлежащих увольнению в соответствии со ст. 261 ТК РФ.

Протоколом заседания комиссии от 2 сентября 2010 года были выданы предложения о предоставлении другой работы работникам управления, получившим уведомления о предстоящем увольнении Ожеровской Е.Е.

Трудовая функция Ожеровской Е.Е. была перераспределена между специалистами строительного контроля, в связи с чем, истица осталась без должностных обязанностей. Истица не имеет квалификационного аттестата «Инженер по контролю качества», не имеет подготовки по управлению размещением государственного и муниципального заказа, не обучена методике размещения заказа на электронной торговой площадке, ее квалификация не соответствует требованиям новых должностных инструкций, поэтому должности были предложены работникам, имеющим преимущественное право.

14 сентября 2010 года Ожеровской Е.Е. была предложена вакантная, нижеоплачиваемая должность, от которой истица отказалась.

Об увольнении Ожеровская Е.Е. была письменно уведомлена 13 июля 2010 года, а уволена 17 сентября 2010 года.

В день увольнения Ожеровская Е.Е. была письменно уведомлена об отсутствии вакансии для ее трудоустройства, полагает, что увольнение произведено правильно, в соответствии с действующим законодательством.

Просят суд в удовлетворении иска отказать.

Определением предварительного судебного заседания от 15 ноября 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г. Комсомольска-на-Амуре.

Представитель соответчика в судебное не явился, представил в суд письменное заявление, просит суд рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица в соответствии со ст. 167 п. 5 ГПК РФ.

Ранее в судебном заседании представитель данного соответчика Ипатова И. В. исковые требования не признала, пояснив суду, что Администрация города Комсомольска-на-Амуре не является работодателем истицы. Спор возник между истицей и УКСом администрации города, являющегося самостоятельным юридическим лицом, начальник которого заключает с работниками трудовые договоры. Финансирование оплаты труда работников УКСа производится из бюджета города (протокол судебного заседания от 22 декабря 2010 года).

Суд, выслушав пояснения истицы и ее представителя адвоката Бабаевой Е.И., представителей ответчиков Запорожского Г.А., Свистунову А.Ю., изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, приходит к следующему выводу:

В соответствии со статьей 81 ч. 2 ТК Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

сокращения численности или штата работников организации;

Пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» регламентирует, что соответствии с частью второй статьи 81 Кодекса увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу. Исходя из конституционного принципа о равенстве всех перед законом и судом (часть 1 статьи 19 Конституции РФ), а также учитывая положения части первой статьи 180 и части третьей статьи 73 Кодекса, работодатель в указанном случае обязан предложить работнику работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника, а при отсутствии такой работы - иную имеющуюся в организации вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья.

При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по пункту 2 статьи 81 Кодекса возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179 ТК РФ) и был предупрежден персонально и под расписку не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (часть вторая статьи 180 ТК РФ).

Согласно статье 27 пункту 9 Устава Муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре Глава города предоставляет на утверждение городской Думе структуру администрации города и утверждает штаты администрации города, формирует совещательные и вспомогательные органы при главе города.

Деятельность УКСа администрации города осуществляется на основании Положения об управлении капитального строительства администрации города Комсомольска - на - Амуре Хабаровского края.

Пунктом 1.1 Положения предусмотрено, управление капитального строительства является отраслевым органом администрации города с правами юридического лица. Деятельность Управления финансируется из местного бюджета на основании бюджетной сметы (п. 1.8 Положения). Структура Управления, его численность определяется Управлением и утверждается главой города Комсомольска - на - Амуре (п. 6.1 Положения).

В судебном заседании установлено, что на основании Приказа № от 13 марта 2006 года Ожеровская Е.Е. назначена по конкурсу на старшую должность второй группы муниципальной службы города - ведущим специалистом планового отдела, что подтверждается записью в трудовой книжки (Том-1, л.д. 12).

Приказом начальника управления капитального строительства администрации города Комсомольска - на - Амуре за №к от 15 сентября 2005 года истица уволена с 17 сентября 2010 года с должности ведущего специалиста планового отдела по пункту 2 ст. 81 ТК Российской Федерации (Том-1, л.д. 10).

Распоряжением главы города № города Комсомольска-на-Амуре от 07.06.2010 года №-р «Об утверждении штатного расписания управления капитального строительства администрации города Комсомольска-на-Амуре» утверждено для управления капитального строительства администрации города Комсомолська-на-Амуре штатное расписание по должностям муниципальной службы в количестве 17 штатных единиц с годовым фондом оплаты труда № тыс. руб.

Распоряжением главы города от 12.07.2010 года за №-р «О внесении изменений в штатное расписание Управления капитального строительства администрации г. Комсомоль- ска-на-Амуре» предусмотрено, с 01.09.2010 года внести изменения в штанное расписание Управления капитального строительства администрации г. Комсомольска - на - Амуре, утвержденного распоряжением главы города Комсомольска-на-Амуре от 07.06.2010 года №-р «Об утверждении штатного расписания управления капитального строительства администрации города Комсомольска-на-Амуре». Признано утратившим силу с 1 сентября 2010 года распоряжение главы города № города Комсомольска-на-Амуре от 07.06.2010 года №-р «Об утверждении штатного расписания управления капитального строительства администрации города Комсомольска-на-Амуре».

Приложением №1 к данному распоряжению предусмотрено, что с 01.09.2010 года сохранено 12 штатных единиц по должностям муниципальных служащих и 5 штатных единиц по техническим работникам. Исходя из распоряжения, изменялось наименование отделов, в частности, отдел подготовки и производства работ стал называться инженерно-техническим отделом.

Согласно приложения к штатному расписанию управление капитального строительства стало состоять из аппарата управления, инженерно - технического отдела и отдела планирования и учета. Инженерно-технический отдел согласно новому штатному расписанию состоит из 2 главных специалистов и трех ведущих специалистов. Отдел планирования, учета и отчетности состоит из начальника отдела, главного специалиста и ведущего специалиста.

Таким образом, единица главного специалиста не была сокращена.

На основании распоряжения главы города №-р от 12.07.2010 года начальником УКСа издан приказ № от 13.07.2010 года (Том-1, л.д. 97), согласно которому из штатного расписания управления исключены следующие должности:

Аппарат управления: заместитель начальника управления, специаист 2 категории.

Отдел подготовки и производства работ: начальник отдела, главный специалист, четыре единицы редущего специалиста, две единицы специалиста 1 категории.

Плановый отдел: начальник отдела, две единицы ведущего специалиста.

Отдел бухгалтерии: начальник отдела, ведущий специалист, специалист 1 категории.

Технические работники: инженер - экономист.

В штатное расписание управления введены следующие должности.

Аппарат управления - заместитель начальника управления - начальник инженерно- технического отдела.

Инженерно-технический отдел: две единицы главного специалиста, три единицы ведущего специалиста.

Отдел планирования, учетаи отчетности: начальник отдела, главный специалисту две единицы ведущего специалиста, специалист 1 категории.

Технические работники: Инспектор-делопроизводитель.

Таким образом, должность истицы не была исключена из штатного расписания, поскольку из анализа вышеназванного документа следует, что в плановом отделе осталось две единицы - должность ведущего специалиста.

Распоряжением Главы города №-р от 8 сентября 2010 года «О внесении изменений в распоряжение главы города Комсомольска-на-Амуре от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О внесении изменений в штатное расписание Управления капитального строительства администрации города Комсомольска-на-Амуре» внесены изменения в распоряжение №-р, исключен пункт 3. Указанным пунктом Распоряжения Главы города Комсомольска - на - Амуре № - р от 12 июля 2010 года признавалось утратившим силу с 1 сентября 2010 года распоряжение главы города Комсомольска - на - Амуре от 7 июня 2010 года № - р «Об утверждении штатного расписания управления капитального строительства администрации г. Комсомольска - на - Амуре».

Из чего следует, что распоряжение главы города № города Комсомольска-на-Амуре от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении штатного расписания управления капитального строительства администрации города Комсомольска-на-Амуре» продолжило свое действие в пространстве и во времени и являлось обязательным для Управления капитального строительства администрации города.

Следовательно, на момент производства мероприятий по сокращению штата по УКСу действовало 2 штатных расписания: утвержденного распоряжением главы города №-р «Об утверждении штатного расписания управления капитального строительства администрации города Комсомольска-на-Амуре» и штатное расписание, с внесенными в него изменениями распоряжением № - р от 12 июля 2010 года., последнее из указанных штатных расписаний не утверждено Главой города, как это предусмотрено вышеуказанными пунктами Положения об УКСе.

Далее установлено, что 13 июля 2010 года Ожеровской Е.Е. было вручено уведомление № о сокращении должности - ведущий специалист планового отдела.

14 сентября 2010 года Ожеровской Е.Е. была предложена вакансия - инспектор-делопроизводитель, от которой истица отказалась (Том-1, л.д. 166), за период с 13 июля по 13 сентября 2010 года работодатель не предлагал Ожеровской Е.Е. иных вакансий, в первую очередь вакантную должность, соответствующей заключенному с истицей трудовому договору.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что на должность занимаемой Ожеровской Е.Е. ведущего специалиста была назначена Запорожская Е.В., которая ранее являлась специалистом 1 категории, имеющая юридическое образование, тогда как Ожеровская Е.Е. являлась ведущим специалистом, следовательно, ее квалификация выше.

Установлено, что Ожеровская Е.Е. включена в список резерва управленческих кадров муниципального образования городского округа на главные и ведущие должности муниципальной службы на 2010-2011 годы, который утвержден распоряжением главы города за №-р от 24 июня 2010 года, что также свидетельствует о ее более высокой квалификации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что при увольнении не была учтена квалификация работника, которая является более высокой.

14 сентября 2010г. Ожеровской Е.Е. предложена должность инспектора - делопроизводителя, однако предложенная должность не относится к должности муниципальных служащих. Следовательно, в данном случае прав истицы не соблюдены, противоречат требованиям статьи 179 ТК РФ, согласно которой при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

В данном случае увольнение в связи с сокращением численности штата, произведено незаконно, так, в управлении не было сокращения штата, штатное расписание не было утверждено Главой города, истице не предложены вакантные должности, не учтено ее преимущественное право истицы.

Таким образом, при увольнении работодателем нарушен порядок увольнения, в связи с чем, на основании ст. 394 ТК РФ суд приходит к выводу об обоснованности требований о признании незаконным приказа об увольнении и восстановлении ее на работе и считает необходимыми их удовлетворить.

Решение в части восстановления на работе в соответствии со ст. 396 ТК РФ подлежит немедленному исполнению.

Далее установлено, что в период с 18 сентября 2010 года по 17 декабря 2010 года Ожеровской Е.Е. было выплачено пособие в размере среднемесячного заработка в связи с увольнение по данному основанию в размере № руб., что подлежит зачету среднего заработка за время вынужденного прогула.

За период с 18 декабря 2010 года по 23 декабря 2010 года заработок за время вынужденного прогула Ожеровской Е.Е. составил (4 рабочих дня х № среднедневной заработок) = № руб., указанная сумма в соответствии со ст. 394 ТК РФ подлежит взысканию с Управления капитального строительства администрации города Комсомольска - на - Амуре в пользу истицы, поскольку в соответствии с пунктом 1.8 Положения об управлении капитального строительства администрации города Комсомольска - на - Амуре деятельность Управления финансируется из местного бюджета на основании бюджетной сметы. Управление открывает в Финансовом управлении администрации города Комсомольска-на-Амуре лицевой казначейский счет и отвечает по своим обязательствам денежными средствами.

Исходя из требований вышеуказанных норм суд считает необходимым возложить ответственность на УКС, освободив от ответственности администрацию города.

Статьей 237 ТК РФ предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействиями работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах определяемых соглашением сторон. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, который оценивается с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Судом из объяснений истицы и материалов дела установлено, что моральный вред в данном случае заключается в его нравственных страданиях, вызванных незаконным увольнением и переживаниями от происшедших событий.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, индивидуальные особенности истицы (его возраст), отсутствие у нее другой работы, а также то обстоятельство, что характер нравственных страданий истца не повлек для него каких-либо тяжких необратимых последствий, однако не мог не отразиться на его душевном состоянии, с учетом требований разумности и справедливости, суд определяет размер денежной компенсации по возмещению морального вреда в 3000 рублей.

В части требований о взыскании понесенных судебных расходов по оплате услуг представителя суд приходит к следующему выводу:

В силу требований статьи 100 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из представленного в материалы дела Договора на оказание юридических услуг от 12 октября 23010 года и квитанции, следует, что Ожеровской Е.Е. понесены расходы по оплате услуг представителя в сумме 2000 рублей.

Учитывая требования разумности и справедливости, суд считает необходимым удовлетворить требования в сумме 2000 руб.

В соответствии со ст. 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

В связи с этим, государственная пошлина, подлежащая взысканию за счет ответчика, согласно требованиям ст. ст. 91, 103 ГПК РФ и ст. 333 19 НК Российской Федерации составит по имущественному требованию 400 руб., по неимущественному 200 руб., итого подлежит взысканию сумма (400+200) = 600 руб.

Согласно пункту 2 части 1 ст.333.18 Налогового Кодекса РФ обязанность по уплате госпошлины возникает в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 211 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ожеровской ФИО11 к Управлению капитального строительства Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, администрации г. Комсомольска-на-Амуре о признании приказа №к от 15 сентября 2010 года незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, денежной компенсации морального вреда и судебных расходов - удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ №к от 15 сентября 2010 года об увольнении Ожеровской ФИО12.

Восстановить на работе Ожеровскую ФИО13 в должности ведущего специалиста планового отдела Управления капитального строительства администрации города Комсомольска - на - Амуре.

Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Управления капитального строительства администрации города Комсомольска - на - Амуре в пользу Ожеровской ФИО14, средний заработок за время вынужденного прогула в размере 6427 руб. 08 коп., денежную компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб., судебные расходы в сумме 2000 руб.

Взыскать с Управления капитального строительства администрации города Комсомольска - на - Амуре государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 600 руб.

В удовлетворении исковых требований к администрации г. Комсомольска-на-Амуре о признании приказа №к от 15 сентября 2010 года незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, денежной компенсации морального вреда и судебных расходов Ожеровской ФИО15 - отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Хабаровский крайсуд в течение 10 дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме через суд, его вынесший.

СУДЬЯ:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200