о признании права на досрочное назначение пенсии, взыскании сумм



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2010 года Центральный районный суд

г. Комсомольска-на-Амуре

Хабаровского края

в составе:

Председательствующего судьи АЙЗЕНБЕРГ А. М.

При секретаре ФИО2

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Файзулиной ФИО7 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсии) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, о возложении обязанности по начислению и взысканию пенсии с момента обращения,

УСТАНОВИЛ:

Файзулина Л.Н. обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, о возложении обязанности по начислению и взысканию пенсии с момента обращения.

В обоснование своих требований указала, что в ноябре 2003 года ей исполнилось 50 лет. Истица, отработав в районах, приравненных к Крайнему Северу более 17 лет и имея двоих детей, 10 ноября 2003 года обратилась со всеми необходимыми документами к ответчику за назначением трудовой пенсии, ранее достигнутого возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В отделении по месту ее жительства прием вела инспектор ФИО8., которая ознакомившись с ее документами, сказала, что трудового стажа недостаточно для назначения пенсии, не хватает 2,5 лет. Заявление о назначении пенсии не приняла.

Получив 2 справки с временного места работы за 5 месяцев трудовой деятельности, истица снова обратилась к ФИО9 которая пояснила, что право на получение пенсии у нее возникнет в 55 лет.

В феврале 2008 года в связи с оформлением пенсии по инвалидности дочери, находилась в Пенсионном фонде, предъявила инспектору хранившиеся у нее с 2003 года документы для назначения пенсии. Инспектор сказала, что право на пенсию у нее возникло с 2003 года, ранее в назначении пенсии было отказано незаконно, а с февраля 2008 года пенсия по старости не назначается.

С данного момента истица узнала о нарушении своего права. Полагает, что из-за некомпетентности работников Пенсионного фонда она имела право на пенсию с 2003 года, которую не получала.

Просит суд признать за нею право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 10 ноября 2003 года, обязать ответчика начислить трудовую пенсию за период с 01.11.2003г. по 04.02.2008г. и взыскать начисленную сумму трудовой пенсии.

Истица и ее представитель адвокат Шарко Н.Г. в судебном заседании на исковых требованиях настаивали, кроме того уточнили исковые требования и просили суд взыскать с ответчика сумму трудовой пенсии за период с 10.11.2003г. по 04.02.2008г., а всего за 64 месяца 24 дня из расчета 3261,73 руб. в месяц, что составляет общую сумму - 204673,55 руб.

Также пояснили суду, что 1 ноября 2003 года ей исполнилось 50 лет, в связи с чем, обратилась в собес по месту жительства за назначением досрочной пенсии, представив свидетельства о рождении двух своих детей, заявление, написанное от руки о назначении пенсии, трудовую книжку.

До наступления пятидесятилетнего возраста она стала узнавать у соседей и знакомых о перечне документов, необходимых для представления в Пенсионный орган для назначения такого вида пенсии. Со слов знакомых стало известно о порядке обращения в Пенсионный фонд. К этому времени у нее сложилось тяжелое материальное положение в связи с семейными обстоятельствами. Сама она нигде не работает с 2002 года по настоящее время, в то время очень нуждалась в деньгах, которые она могла бы получать в виде досрочной пенсии, рассчитывала на них, поэтому по достижению пятидесятилетнего возраста она не могла не обратиться за назначением пенсии.

Инспектор ФИО3 сказала, что для назначения пенсии не хватает 2 лет до необходимого стажа - 20 лет. По совету знакомой через два дня вновь обратилась в собес. Инспектор порекомендовала собрать документы: трудовую книжку, паспорт, свидетельства о рождении детей, справку о декретном отпуске и справку о среднем заработке. Собрав необходимый пакет документов, обратилась к инспектору, однако, получила отказ в приеме документов.

О том, что ей было отказано инспектором ФИО3, она узнала в 2008 году находясь в помещении Пенсионного фонда в г. Комсомольске - на - Амуре при подаче документов на назначение ей пенсии. Ранее, до этого момента, ей была неизвестна фамилия данного инспектора. Находясь в помещении Пенсионного фонда в 2008 году, она увидела и узнала эту женщину. О том, что фамилия этой женщины - ФИО3, ей сказала какая - то сотрудница. Фамилию сотрудника фонда, назвавшего ей фамилию ФИО3, она не знает.

В феврале 2008 года обратилась в Пенсионный фонд за назначением пенсии. От инспектора, фамилию, которого не знает, узнала, что право на пенсию у нее возникло с 2003 года.

В связи с этим, считают, что ранее в назначении пенсии было отказано незаконно.

Полагают, что истица имела в 2003 году право на получение пенсии как женщина, проживающая в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, достигшая возраста 50 лет, имеющая двух детей. В принятии заявления о назначении такого вида пенсии и его регистрации в 2003 году истице было отказано Пенсионным органом незаконно. По вине ответчика она не получает пенсию с 2003 года.

Считает, что факт подачи заявления и отказ в его принятии Пенсионным органом в 2003 году подтверждается полученной справкой от работодателя, датированной февралем 2003 года, поскольку именно в это время ей исполнилось 50 лет, она собирала необходимые документы для назначения пенсии и обращалась к ответчику.

Получив устный отказ в 2003 году, она не обращалась с письменным заявлением к ответчику о назначении такого вида пенсии, также не направляла его почтой.

Ей назначена пенсия по старости после ее письменного обращения в 2008 году.

Иных доводов и доказательств в обоснование своих требований суду привести не могут ввиду их отсутствия у нее.

Просят суд удовлетворить требования.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) Российской Федерации в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) Евтушенко Ю.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив суду, что 4 февраля 2008 года Файзулина Л.Н. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии, с указанной даты была назначена пенсия по старости в соответствии с со статьей 28.1.2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как женщине родившей двух и более детей, при наличии страхового стажа более 20 лет и проработавшей 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

В соответствии с «Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», для назначении пенсии предусмотрен заявительный характер.

Законом предусмотрена возможность для граждан не являться лично в Пенсионный фонд для сдачи заявления, возможно отправление заявления почтой либо через представителя, однако, данным правом истица не воспользовалась.

Пенсия истице правомерно назначена пенсия с 4 февраля 2008 года, то есть, с даты обращения за ней. Основания для назначения пенсии с 2003 года и ее выплаты за период с 2003 года по 2008 год у истицы отсутствуют.

Факт отсутствия обращения истицы за назначением пенсии в 2003 году подтверждается тем, что как у истицы, так и в Пенсионном фонде отсутствует решение об отказе в назначении пенсии, либо решение о назначении пенсии в указанный период.

Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 28.1.2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на получение досрочной трудовой пенсии у женщин наступает при наличии трех условий: достижение возраста 50 лет, наличие 12 календарных лет работы в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет работы в местностях, приравненных к Районам Крайнего Севера, наличие двух или более детей и наличие страхового стажа не менее 20 лет.

Просит суд отказать в удовлетворении иска.

Суд, выслушав пояснения истицы и ее представителя адвоката Шарко Н.Г. представителя ответчика Евтушенко Ю.Н., изучив материалы дела, приходит к следующему выводу:

Как следует из доводов истицы и ее представителя Шарко Н. Г. обращение истицы 10 ноября 2003 года в Пенсионный орган за назначением пенсии обусловлено наличием трудового стажа более 17 лет в местности, приравненной к Районам Крайнего Севера, двух детей и достижением возраста 50 лет к моменту ее обращения к ответчику - 10 ноября 2003 года.

В соответствии со статьей 28 п. 1 пп.2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;

Из смысла указанной статьи следует, что устанавливается право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для женщин, родившим двух и более детей, проработавшим не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях. При наличии у указанных женщин 20-тилетнего страхового стажа право на трудовую пенсию по старости они приобретают по достижении пятидесятилетнего возраста. В данном случае льготный порядок исчисления трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не применяется, а исчисление производится в календарном порядке.

Как следует из материалов выплатного дела и трудовой книжки свою трудовую деятельность истица окончила 15 декабря 2002 года. На этот момент ее страховой стаж составил 17 лет 3 месяца 17 дней. На 10 ноября 2003 года, то есть, на момент предполагаемого обращения истицы в Пенсионный орган, страховой стаж истицы не изменился в сторону увеличения и остался прежним - 17 лет 3 месяца 17 дней (л.д. 27, 32 - 33).

Судом приняты указанные документы в качестве доказательства по делу, поскольку исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицами, имеющими право скреплять документы подписью, содержат иные неотъемлемые реквизиты документа - печать, их оригиналы обозревались в судебном заседании, истицей не опровергнуты.

Из этого следует, что на дату предполагаемого обращения - 10 ноября 2003 года - страховой стаж у истицы был значительно меньше требуемого, чем это установлено указанной нормой. Его расчет произведен правильно, в полном соответствии с названнолй нормой, в календарном выражении.

Доказательств, подтверждающих доводы иска и пояснений в судебном заседании, об обращении, подаче и отказе в приеме заявления в 2003 году года истицей суду не представлено.

В силу требований статьи 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.

Доводы истицы о том, что она обращалась в Пенсионный фонд к инспектору ФИО3 суд не принимает во внимание, поскольку истицей не представлено суду доказательств данного обстоятельства, тем более, что данные доводы основаны на предположении истицы, пояснившей суду, что она узнала фамилию ФИО3 у неизвестной ей женщины.

Следовательно, права на досрочную пенсию в указанный истицей период - 10 ноября 2003 года у истицы не возникло, следовательно, истица не имела право на досрочную пенсию.

Пунктом 1 статьи 19 вышеназванного закона предусмотрено, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" абз.4 п.12 р.3 предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии;

Согласно абз.5 п.12 р.3 вышеназванного Постановления предусмотрено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов;

Из смысла данной нормы следует, что обращение за назначением трудовой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию без ограничения каким-либо сроком, то есть, может осуществляться в любое время, но только после возникновения права на такую пенсию.

Каких - либо иных доводов и оснований, кроме вышеприведенных истицей суду не представлено ввиду их отсутствия у нее, что подтверждается их пояснениями в судебном заседании (протокол судебного заседания от 20 декабря 2010 года).

Доводы представителя истицы адвоката Шарко Н. Г. о том, что факт обращения в 2003 году подтверждается имеющейся у истицы справкой от работодателя, датированной 2003 годом, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат требованиям ст. 60 ГПК РФ, согласно которой обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами по делу. Как прямо следует из пункта 1 статьи 19 вышеуказанного Закона и названного Постановления, доказательством данного обращения в Пенсионный орган может лишь служить письменное обращение - заявление в Пенсионный орган, но не справка о трудовом стаже.

Пенсия истице не назначена с 10 ноября 2003 года ввиду отсутствия ее обращения за назначением, следовательно, вины ответчика в том, что истице не назначена и не выплачивается пенсия с 10 ноября 2003 года, нет.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что требования истицы о признании ее права на досрочную пенсию по старости, начиная с 1 ноября 2003 года необоснованны и подлежат отклонению.

Принимая во внимание то, что требования о возложении обязанности и взыскании с ответчика сумм пенсии за период с 1 ноября 2003 года по февраль 2008 года непосредственно вытекают и тесно взаимосвязаны с первоначальным требованием, в удовлетворении которого оказано, суд не находит оснований для удовлетворения данных требований.

Далее в судебном заседании установлено, что 4 февраля 2008 года Файзулина Л.Н. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Комсомольске-на-Амуре с заявлением о назначении пенсии, которое было зарегистрировано за №.

Решением заведующей отделом ГУ - Управления ПФ РФ по г. Комсомольску-на-Амуре и Комсомольскому району от 8 февраля 2008 года за № Файзулиной Л.Н. назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 28.1.2 Закона РФ «О трудовых пенсиях» с 4 февраля 2008 года, пожизненно.

При расчете размера пенсии на день обращения истицы ответчиком установлено, что работы в настоящее время - нет; кол. иждивенцев - 0; стаж страховой - 27 лет 3 мес. 25дн. (Конст.суд 2П); стаж льготный - 17 лет 3 мес. 17 дн. (л.д.25).

Как видно из данного расчета на день обращения истицы к ответчику за назначением пенсии - 4 февраля 2008 года - страховой стаж рассчитан не в календарном исчислении, как того требует вышеназванная норма, действовавшая на период предполагаемого обращения истицы - 10 ноября 2003 года, а в льготном выражении в соответствии с требованиями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29января 2004 года N 2-П.

Указанное Постановление вступило в силу значительно позже той даты, когда, как предполагает истица, она обращалась в Пенсионный орган за назначением пенсии, следовательно, установленный порядок расчета страхового стажа не применим к периоду времени-10 ноября 2003 года..

В связи с изложенным, право на досрочную пенсию в связи с указанными истицей условиями на день ее предполагаемого обращения у истицы не возникло. в связи с чем в удовлетворении иска о признании права на досрочную пенсию на 10 ноября 2003 года следует отказать.

Учитывая то, что требования о возложении обязанности по начислению и взысканию пенсии вытекают непосредственно и тесно взаимосвязаны с первоначальным требованием, в удовлетворении которого судом отказано, суд не находит оснований для их удовлетврения.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсии) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, о возложении обязанности по начислению и взысканию пенсии с момента обращения Файзулиной ФИО10 - отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Хабаровский крайсуд течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, его вынесший.

СУДЬЯ:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200