решение об обязании разработке проекта санитарно- защитной зоны



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 февраля 2011 года г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края под председательством судьи Лукьянченко Р.В., при секретаре Сарайкиной Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «ФИО5» о разработке проекта санитарно-защитной зоны объекта транспортной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП «ФИО5» о разработке проекта санитарно-защитной зоны объекта транспортной инфраструктуры (гаража), расположенного по адресу <адрес>, ссылаясь на следующее: в ходе проведенной проверки соблюдения природоохранного законодательства МУП «ФИО5» установлено, что предприятие в соответствии с Уставом осуществляет деятельность по бесперебойному обеспечению населения, учреждений, предприятий и организаций <адрес> <данные изъяты>. В процессе своей хозяйственной деятельности ответчик использует объект транспортной инфраструктуры - гараж. В соответствии с разработанным МУП «ФИО5» проектом предельно-допустимых выбросов, используемый гараж, является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека 3-го класса опасности. В связи с чем, указанное предприятие обязано разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны вокруг данного объекта, однако данный проект предприятием не разработан.

В судебном заседании помощник Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора - Драгомирецкий П.И. настаивал на удовлетворении иска, подтвердил изложенные в нем обстоятельства, пояснил следующее: гараж, принадлежащий МУП «ФИО5» находиться в зоне жилой застройки на расстоянии 30 метров. При том условии, что объект относится к 4 классу опасности, для него установлена санитарно-защитная зона 100 метров. Документально доказано превышение предельно - допустимой концентрации вредных веществ на границе зоны. В связи с чем, в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением главного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом разъяснений по их применению, проект санитарно-защитной зоны для гаража является обязательным.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск не признал, пояснила следующее: согласно п. 3.1 правил СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, разработка проекта санитарно-защитной зоны является обязательной для объектов 1-3 класса опасности. Гараж к этим классам не относится. Проектом предельно-допустимых выбросов их предприятие отнесено к категории 3, а не к 3 классу опасности. В утвержденном проекте для производственного подразделения «гараж» установлена санитарно- защитная зона, протяженностью 100 метров, согласно разделу 7 указанного СанПиНа данная протяженность установлена для 4 класса опасности. Кроме того, указанные правила на уже действующие объекты не распространяются.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему:

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Как следует из ст. 20 данного Закона, атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

МУП «Горводоканал» в процессе своей хозяйственной деятельности использует объект транспортной инфраструктуры - гараж, расположенный по адресу: <адрес>. Данный объект расположен в зоне индивидуальной жилой застройки. Расстояние до ближайших жилых домов составляет примерно 30 метров, на расстоянии 100 метров граничит с больничным комплексом «<данные изъяты>».

На данном объекте размещен автотранспорт предприятия, в том числе дорожная техника - экскаваторы, бульдозеры в 4-х отапливаемых боксах. В здании ремонтного бокса размещены: зарядная аккумуляторов, медницкая, шиноремонт, слесарная мастерская. На территории гаража имеется также заправочный пункт, предназначенный для заправки 100 автомобилей легкового и грузового транспорта дизельным топливом и бензином. Хранение топлива предусмотрено в 6-и подземных резервуарах. Ремонт автотранспорта производиться в ремонтном отапливаемом боксе с одним тупиковым постом. Мелкий текущий ремонт автотранспорта производиться с использованием металлорежущих станков и сварочного поста.

На территории площадки находиться 9 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Газоочистных (пылеулавливающих) установок не имеется. Суммарный годовой выброс составляет 1,498 тон.По степени воздействия выбросов на атмосферный воздух предприятие относиться к 3-й категории.

Проект санитарно-защитной зоны для данного объекта ответчиком не разработан. Однако во 2-м разделе 1-го тома проекта предельно допустимых выбросов ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что санитарно-защитная зона для гаража составляет 100 метров, исходя из того, что расстояние до ближайших жилых домов составляет 100 метров.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, свидетельством о регистрации опасных производственных объектов от ДД.ММ.ГГГГ, информацией Управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ; технологическим решением объекта, отчетом МУП «ФИО5» по инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников, утвержденным экспертным заключением № руководителя Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ, проектом предельно допустимых выбросов в двух томах от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным экспертным заключением № руководителем Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74, (далее Правила), в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Действительно, изменениями и дополнениями N 3 к СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 сентября 2010 г. N 122, из главы I, пункта 1,2 абзаца первого Правил: "Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств…», исключены слова "и действующих".

Однако в соответствии с п. 3.1 Правил, проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Кроме того, как следует из письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 ноября 2010 г. N 01/16400-0-32 "О разъяснении изменений N 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03", устанавливаются санитарно-защитные зоны в том числе для действующих промышленных объектов и производств I, II и III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов.

Согласно п. 1.2 Правил, источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

В соответствии с п. 7.1.12 Правил, 3-й класс опасности и соответственно санитарно-защитная зона 300 м, установлены в частности в отношении объектов по обслуживанию грузовых автомобилей. 4-й класс опасности и соответственно санитарно-защитная зона 100 м, установлены в отношении объектов по обслуживанию легковых, грузовых автомобилей с количеством постов не более 10; автозаправочных станций для заправки грузового и легкового автотранспорта жидким и газовым топливом.

Таким образом, довод представителя ответчика об отсутствии обязанности разрабатывать проект санитарно-защитной зоны, в связи с тем, что положения Правил не распространяются на предприятия, действующие до введения в действие Правил, является не обоснованным.

Ответчик эксплуатирует объекты по обслуживанию грузовых и легковых автомобилей, автозаправочных станций для заправки грузового и легкового автотранспорта жидким топливом, то есть не ниже 4-го класса опасности. Данные объекты располагаются в 30-и метрах от жилой застройки, то есть без соблюдения ориентировочной СЗЗ. Как следует из материалов дела, в том числе отчета МУП «ФИО5» по инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников, проекта предельно допустимых выбросов, уровни создаваемого загрязнения за пределами гаража превышают 0,1 ПДК.

Следовательно, на основании вышеуказанных актов, в отношении гаража устанавливается санитарно-защитная зона не менее 100 метров. В соответствии с Правилами размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован соответствующим проектом.

Довод представителя ответчика о том, что Правилами предприятию не определен класс опасности и соответственно не установлен размер санитарно-защитной зоны, опровергается материалами дела. Кроме того, как указано выше для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Также суд учитывает, что ответчиком в проекте предельно допустимых выбросов определена санитарно-защитная зона для гаража в 100 метров, но без разработки соответствующего проекта.

Таким образом, требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора являются законными и подлежат удовлетворению.

С учетом объема работы, временных и иных затрат, необходимых для разработки проекта санитарно - защитной зоны, суд приходит к выводу о возможности возложения на ответчика обязанности по разработке проекта в двухмесячный срок со дня вступления с законную силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «ФИО5» о разработке проекта санитарно-защитной зоны объекта транспортной инфраструктуры - удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «ФИО5» в установленном порядке в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, разработать проект санитарно-защитной зоны объекта транспортной инфраструктуры - гаража, расположенного по адресу <адрес> в <адрес>, с последующим утверждением в органах Роспотребнадзора.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Хабаровский краевой суд в 10-дневный срок через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.

Судья Лукьянченко Р.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200