Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 мая 2011 года Центральный районный суд
г. Комсомольска-на-Амуре
Хабаровского края
В составе:
председательствующего - судьи Известкиной И.Г.,
при секретаре - Савченко Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №109» о признании недействительными акта №160 от 06.05.2010 года и заключения №007085 от 06.05.2010 года отдела Государственного пожарного надзора по городу Комсомольску-на-Амуре,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №109» обратилось в Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре с заявлением о признании недействительными акта №160 от 06.05.2010 года и заключения №007085 от 06.05.2010 года отдела Государственного пожарного надзора по городу Комсомольску-на-Амуре, ссылаясь на следующее: 06 мая 2010 года государственным инспектором отдела государственного пожарного надзора Григорьянц С.С. проведены мероприятия по надзору, осуществляемые по инициативе юридического лица, с целью получения им заключения ГПН о соблюдении на объектах соискателя лицензии требований пожарной безопасности.
В ходе проведения мероприятий по надзору инспектором установлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно отсутствие вторых эвакуационных выходов из спальных помещений, о чем составлен акт от 06 мая 2010 года № 160.
06 мая 2010 года выдано заключение № 007085 о том, что состояние объектов соискателя лицензии не позволяет обеспечить ему соблюдение требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» при осуществлении образовательной деятельности. Указанное решение не вытекает из норм действующего законодательства и является неправомерным по следующим основаниям: в п. 3 Правил пожарной безопасности 01-03, указанный в пункте 1 акта от 06.05.2010г., носит отсылочный характер, а СНиП 21.01.97 «Общественные здания» на здания детского сада не распространяется в силу того, что здание детского сада построено в 1969 году, в соответствии с действовавшими на то время нормами и правилами. Оснований считать, что дальнейшая эксплуатация детского сада приведет к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного пожара у пожарного надзора не имеется, поскольку экспертиза расчетов по оценке пожарного риска не проводилась.
В судебном заседании представитель МДОУ «Детский сад общеобразовательного вида № 109» Злыгостева М.А., действующая на основании доверенности № 17 от 06.09.2010 года, настаивала на удовлетворения заявления, подтвердила изложенные в нем обстоятельства, пояснила, что ссылка на СНиП 21-01-97 «Общественные здания» на здание детского сада не распространяются, поскольку здание муниципального дошкольного образования учреждение «Детский сад № 109» было построено и сдано в эксплуатацию в 1969 году в соответствии с требованиями пожарной безопасности, предъявленным к таким строениям.
Согласно экспертному заключению № 0003 от 05.09.2010г. уровень пожарной опасности для людей в здании МДОУ «Детский сад № 109» соответствует требуемому и составляет 0,88.10-6 воздействия фактов пожара в год в расчете на каждого человека, т.е. пожарная безопасность обеспечена. В соответствии со ст.64 ФЗ РФ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона, декларация пожарной безопасности предоставляется отделу государственного пожарного надзора города Комсомольска-на-Амуре не позднее одного года после дня его вступления в силу. Декларация в отдел государственного пожарного надзора была предоставлена без расчета пожарного риска.
Начальник отдела государственного пожарного надзора по г. Комсомольску-на-Амуре Межуев С.Л., действующий на основании служебного удостоверения ГПН № 506886 от 14.11.2008 года, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на следующее.
Согласно ст. 64 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», заявитель представил в отдел пожарного надзора декларацию о соответствии требованиям данного закона. Декларирование осуществляется в том случае, если не производится расчет пожарных рисков. Осмотр учреждения, составление акта и заключения было осуществлено Государственным пожарным надзором в рамках оказания государственных услуг по заявлению соискателя лицензии, а не в ходе мероприятий по надзору. В спорном акте были отражены фактические несоответствия требованиям указанного закона, акт не содержит никаких требований. Доказательства соответствия объекта требованиям пожарной безопасности на момент составления акта в отдел пожарного надзора заявителем не представлены.
Ознакомившись с актом, собственник должен был оценить свои дальнейшие действия: устранять недостатки, либо подтвердить пожарную безопасность расчетом пожарного риска, что можно было сделать и на момент составления декларации. Однако этого не было сделано и было выдано заключение о не соответствии детского сада требованиям пожарной безопасности.
Суд, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему:
МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 109 является некоммерческой организацией, финансируемой из средств местного бюджета, осуществляющей образовательную деятельность на основании соответствующей лицензии.
Здание детского сада № 109, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, введено в эксплуатацию в 1969 г.
Указанные обстоятельства подтверждаются Уставом МДОУ детского сада общеразвивающего вида №109, утвержденного Главой города Комсомольска-на-Амуре 02.02.2009г., техническим паспортом.
27 апреля 2010г. МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 109 обратилось в отдел Государственного пожарного надзора по г. Комсомольску-на-Амуре с заявлением о проведении обследования для получения заключения ГПН на лицензируемый вид деятельности (образовательная деятельность).
6 мая 2010 года государственным инспектором г. Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору Григорьянц С.С. проведено мероприятие по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности здания МДОУ детский сад общеразвивающего вида №109.
На основании обследования составлен акт № 160 от 06 мая 2010 г.., в котором указаны выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленные п. 3 Правил пожарной безопасности 01-03; СНиП 21-01-97, п. 6.12, то есть отсутствуют вторые эвакуационные выходы из спальных помещений.
Согласно ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ
"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться в соответствии с требованиями федеральных законов о соответствующих технических регламентах.
Сводом правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" установлено:
п. 5.2.12 - не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел. При проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях детских дошкольных учреждений групповую ячейку допускается считать единым помещением.
Наличие указанного нарушения подтверждается материалами дела.
06 мая 2010г. начальником отдела государственного пожарного надзора по г. Комсомольску-на-Амуре вынесено заключение № 6 о не соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Согласно ст. 37 данного Закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Как следует из ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", (далее Закон) на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара (ч. 20 ст. 2 Закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: 1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 64 Закона, декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:
1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
В случае, если собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, выполняют требования федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень указанных требований для конкретного объекта защиты (ч. 2 ст. 64 Закона).
Согласно ч. 7 данной статьи, для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу.
Здание занимаемое МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 109, по классификации зданий по функциональной пожарной опасности, в соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона относиться к классу Ф1.1 - здания детских дошкольных образовательных учреждений.
В связи с чем, доводы заявителя о том, что положения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», не должны выполняться детским садом, являются необоснованными.
В данном случае заявитель обязан обеспечить пожарную безопасность объекта защиты путем выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности либо путем подтверждения, что пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных ст. 79 Закона.
В соответствии с ч. 7 ст. 64 Закона, 16.04.2010г. заявителем в отдел ГПН по г. Комсомольску-на-Амуре представлена декларация пожарной безопасности в отношении МДОУ Детского сада общеразвивающего вида №109, расположенного по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина, 15, корпус 2.
В декларации указано, что расчет пожарного риска не производился. Пожарная безопасность объекта обеспечивается выполнением требований Федерального закона №123-ФЗ от 01.08.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
При указанных обстоятельствах, инспектор ОГПН при обследовании 06.05.2010г. обоснованно проверил состояние здания детского сада на соответствие требованиям названого Закона и установив соответствующие нарушения отразил их в акте № 160.
На момент обследования заявителем не опровергнута презумпция пожарной опасности объекта, в частности инспектору проводившему осмотр, не представлено заключение о соответствии объекта защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем оценки пожарного риска. В связи с чем, инспектором правомерно сделан вывод о не соответствии объекта требованиям пожарной безопасности.
Экспертное заключение, установившее, что пожарный риск в спорном здании соответствует требуемому, в связи с чем, пожарная безопасность здания обеспечена, составлено в связи с обращением заведующей МДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 109 ООО «Прометей», имеющим аккредитацию в области пожарной безопасности, только 05.09.2010г., то есть после составления оспариваемых акта проверки № 160 и заключения от 6 мая 2010 года.
Ссылки представителя заявителя на то, что устранение установленных нарушений не возможно технически, не имеют правового значения для рассматриваемого дела. В связи с тем, что указанное обстоятельство не свидетельствует о возможности подтверждения обеспечения пожарной безопасности объекта в порядке не предусмотренном законом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия сотрудников отдела ГПН по г. Комсомольску-на-Амуре соответствуют требованиям названных выше федеральных законов, принятых в соответствии с ними норм и правил, а также положениям Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС РФ от 1 октября 2007 г. N 517, в том числе пунктам 74, 75 регламента, в связи с чем требования заявителя являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 109» о признании недействительными акта №160 от 06.05.2010 года и заключения №007085 от 06.05.2010 отдела Государственного пожарного надзора по городу Комсомольску-на-Амуре отказать.
На решение может быть принесена кассационная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.
Судья Известкина И.Г.