удовлетворены исковые требования о признании права на установление ежемесячной денежной выплаты для участников ВОВ



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 мая 2011 года Центральный районный суд г. Комсомольска -на- Амуре

Хабаровского края в составе:

Председательствующего судьи Бузыновской Е.А.,

При секретаре Спектор О.Г.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лушкиной С.Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Комсомольске -на- Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, о взыскании денежных средств,

У с т а н о в и л:

Лушкина С.Л. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Комсомольске -на- Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, о возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ. В заявлении указала, чтоона является матерью погибшего в Чеченской республике при исполнении обязанностей военной службы в боевой обстановке военнослужащего контрактной службы Лушкина Ю.Ю.. Сын проходил военную службу по контракту и погиб ДД.ММ.ГГГГ. В связи с гибелью сына она ДД.ММ.ГГГГ получила удостоверение о праве на льготы, предусмотренные законодательством, как родитель военнослужащей, погибшего при исполнении обязанностей военной службы. И с этого времени пользовалась льготами наравне с участниками ВОВ. После внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах» некоторые льготы в натуральной форме были заменены на денежные компенсации. С ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена ежемесячная денежная выплата бессрочно по категории член семьи погибшего военнослужащего. Но размер выплачиваемых ежемесячных денежных выплат (далее ЕДВ), по этой категории что значительно ниже ЕДВ, выплачиваемых участникам ВОВ. Она обратилась в ПФ РФ сзаявлением о производстве перерасчета ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ с вычетом сумм, выплачиваемых участникам ВОВ. Однако в удовлетворений заявления ей было отказано.Как следует из ответа Пенсионного фонда, ее сын погиб после ДД.ММ.ГГГГ, поэтомуправо на ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, она не имеет.

В ходе рассмотрения дела (ДД.ММ.ГГГГ) Лушкина С.Л. увеличила исковые требования. Просила признать за ней право на получение ЕДВ в размере установленной для участников Великой отечественной войны; обязать ПФ РФ производить выплату ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ в размере, установленной для участников Великой отечественной войны; взыскать с ответчика задолженность по ЕДВ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей; взыскать с ответчика проценты в порядке статьи 395 ГК РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.

В ходе рассмотрения дела (ДД.ММ.ГГГГ) Лушкина С.Л. отказалась от исковых требования о взыскании с ответчика процентов в порядке статьи 395 ГК РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей. Отказ истца от иска был принят судом, о чем ДД.ММ.ГГГГ постановлено определение.

В судебном заседании Лушкина С.Л. настаивала на исковых требованиях, и дала пояснения, полностью совпадающие с обстоятельствами, изложенными в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Комсомольске -на- Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) - Бран С.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал. Пояснил, что Законом СССР от 01.08.1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» льготы, установленные дя участников ВОВ из числа военнослужащих, распространялись на родителей военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы. С 16.01.1995 года вступил в действие Федеральный закон от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в связи с чем прекратил своей действие Закон СССР от 01.08.1989 года № 313-1. ФЫЗ РФ «О ветеранах» не отнес родителей погибших военнослужащих к участникам ВОВ. Поэтому значимым фактом для приобретения права на меры социальной поддержки, установленной для участников ВОВ, является дата гибели (смерти) военнослужащего. В случае смерти (гибели) военнослужащего, наступившей до 16.01.1995 года, его родители имеют и сохраняют право на получение социальных льгот, в том числе и ЕДВ, как участники ВОВ. Если военнослужащий погиб (умер) после 16.01.1995 года, то его родители не имеют право на получение мер социальной поддержки как участники ВОВ, а имеют право на такие меры как родители военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, размер которых отличен т размера мер социальной поддержки, установленных для участников ВОВ. Полагает, что с 01.01.2005 года ЕДВ Лушковой С.Л. правильно начислялось и выплачивалось в соответствии с действующим законодательством, в размере, установленном для родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, поэтому оснований для перерасчета не имеется.

Заслушав пояснения сторон, исследовавматериалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Установлено в ходе рассмотрения дела, что сержант контрактной службы Лушкин Ю.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погиб ДД.ММ.ГГГГ выполняя боевое задание вовремя прохождения военной службы. В свидетельстве о смерти Лушкина Ю.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указан, что местом его смерти является Чечня, район боевых действий.

Свидетельством о рождении Лушкин Ю.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подтверждается, что его матерью является Лушкина С.Л..

Согласно справке №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом Хабаровского края по г. Комсомольску -на- Амуре, Лушкина С.Л, является матерью сержанта контрактной службы Лушкина Ю.Ю., погибшего при исполнении служебных обязанностей военной службы. Она имеет право на получение льгот, предусмотренных статьей 21 Закона «О ветеранах» и статьей 7 Закона СССР от 01.08.1989 года № 313-1. В подтверждение чего ей военным комиссариатом ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство о праве на льготы №.

Законом СССР № 313-1 от 01.08.1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» (действовал в период с 20.08.1984 года по 31.12.2004 года) для участников Великой отечественной войны были предусмотрены дополнительные льготы. Льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, распространялись и на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте (статья 7 закона).

Следовательно, с17.09.1997 года Лушкина С.Л. пользовалась льготами, установленными законодательством для участников Великой отечественной войны. Это обстоятельство стороны в судебном заседании не оспаривали.

Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены организационные, экономические и правовые основы социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Законом установлены категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. К ветеранам ВОВ относятся участники ВОВ.

Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей с 16.01.1995 года по 01.01.2005 года) установлено, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Статьями 13, 15 данного закона (в редакции, действовавшей с 16.01.1995 года по 01.01.2005 года) участникам ВОВ были предоставлены различные натуральные льготы.

Системное толкование правовых норм Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» и пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей с 16.01.1995 года по 01.01.2005 года) позволяет суду сделать вывод, что государство, в лице компетентных государственных органов, распространив льготы, установленные для участников Великой отечественной войны из числа военнослужащих на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признало тем самым их правовой статус и соответствующий этому уровень социальной защиты. Впоследствии, после принятия Федерального закона «О Ветеранах» их правовой статус и уровень социальной защиты не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами.

Признание пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» утратившим силу с 01.01.2005 года (в соответствии с абзацем 2 п.6 ст. 44 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ)не означает, что законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовымрегулированиемуровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающаяснижениеобъема мерсоциальной защиты родителей военнослужащих, погибших приисполненииобязанностей военной службы, которыми они пользовались до 01.01.2005 года сучетомприобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса. Иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категорииграждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации.

Следовательно, то обстоятельство, что Лушкин Ю.Ю. погиб после введения в действие Федерального закона «О Ветеранах», само по себе не лишает его мать Лушкину С.Л. прав на льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих Законом СССР № 313-1 от 01.08.1989 года.

Статьей 44 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ в ФЗ "О Ветеранах" были внесены изменения. Слова "формы социальной поддержки", "льгота" заменить словами "социальная поддержка". Текст закона был дополнен статьей 23.1, которой предусмотрено право ветеранов на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) взамен натуральных льгот. Размер ЕДВ устанавливался в зависимости от категории ветеранов. Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.

Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан РФ, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Нормы данного закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

По смыслу статьи 23.1 ФЗ «О ветеранах» ( в редакции ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ЕДВ представляет собой неотъемлемую соответствующую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей. По своей правовой природе социальная поддержка направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.

Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.

Следовательно, положения статьи 23.1 ФЗ «О Ветеранах» не может рассматриваться как норма права, позволяющая устанавливать ЕДВ родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которым они пользовались до 01.01.2005 года. в соответствии с предписаниями статьи 11 ФЗ «О ветеранах» ( в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года) и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения (ст. 7). То есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.

Данная позиция отражена в определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2007г. № 331 - О-П и определении Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 года №1125-О-О.

Так как объем льгот, получаемых Лушиной С.Л., как члена семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, до 01.01.2005 года соответствовал объему льгот участников ВОВ, то компенсация этих льгот в денежной форме должна соответствовать размеру, установленному для участников ВОВ. Поэтому суд считает, что требования истца о признании за ней с 01.01.2005 года права на получения ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ правомерно и подлежит удовлетворению.

В ходе рассмотрения дела установлено, что с 01.01.2005 года ЕДВ Лушкиной С.Л. назначалось и выплачивалось ПФ РФ в размере, установленном для членов семьи погибших (умерших) ветеранов боевых действий. Это подтверждается материалами пенсионного дела Лушкиной С.Л., и не оспаривалось в судебном заседании ответчиком.

В соответствии с положениями статьи 23.1. ФЗ «О Ветеранах» для членов семьи погибших (умерших) ветеранов боевых действий размер ЕДВ устанавливается в значительно меньшем размере чем ЕДВ для участников ВОВ. Следовательно, Лушкиной С.Л. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ЕДВ не доплачивалось. Поэтому требования истца о возложении на ответчика обязанности производить выплату ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ в размере, установленной для участников Великой отечественной войны, и о взыскании недополученной суммы ЕДВ за период с ДД.ММ.ГГГГ по 031.03.2011 года являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Так как ЕДВ в установленном законом размере для участников ВОВ не были начислены и выплачены истицейпо вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то имеющая задолженность подлежит выплате без ограничения срока. Суд в данном случае считает возможным применить аналогию закона и руководствоваться положениями ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Суд соглашается с расчетом не до начисленной и не выплаченной суммой ЕДВ, установленной для участников ВОВ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составленного истцом. При его составлении учтены все суммы ЕДВ, полученные Лушкиной С.Л. в этот период, и размер ЕДВ, установленный статьей 23.1 ФЗ «О Ветеранах», с учетом его изменения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком этот расчет не оспаривался в ходе рассмотрения дела. Сумма задолженности составила <данные изъяты> рублей, которая и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Также с ответчика, в соответствии с положениями статьи 98, 103 ГПК РФ, в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, так как истец был освобожден от её уплаты как лицо, обратившееся в суд за защитой прав, установленных законодательством о ветеранах. Размер государственной пошлины, подлежащей уплате, определяется в соответствии с правилами статьи 333-19 Налогового кодекса РФ от суммы удовлетворенных требований истца, и составляет 2 861,20 рубль.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Лушкиной С.Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Комсомольске -на- Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, о взыскании денежных средств, - удовлетворить.

Признать за Лушкиной С.Л. право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере установленной для участников Великой отечественной войны.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Комсомольске -на- Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) производить выплату ежемесячной денежной выплаты Лушкиной С.Л. с ДД.ММ.ГГГГ в размере, установленной для участников Великой отечественной войны.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Комсомольске -на- Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) в пользу Лушкиной С.Л. задолженность по ежемесячной денежной выплате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Комсомольске -на- Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Комсомольска -на- Амуре.

Судья: Бузыновская Е.А.

I ~ " " "

-32300: transport error - HTTP status code was not 200