решение, оспаривание акта и решения должностного лица



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2011 г. г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:

судьи Баннова П.С.,

при секретаре Новиковой И.А.,

с участием представителя заинтересованного лица Межуева С.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 42 об оспаривании акта и решения Отдела государственного пожарного надзора по г. Комсомольску-на-Амуре,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детского сада общеразвивающего вида № 42 обратилось в суд с заявлением к Отделу государственного пожарного надзора по г. Комсомольску-на-Амуре о признании незаконными акта от ДД.ММ.ГГГГ и решения от ДД.ММ.ГГГГ отдела пожарного надзора об установлении нарушений требований пожарной безопасности, выразившихся в отсутствии вторых эвакуационных выходов из спальных помещений в группах детского сада. Оспариваемые акты считают незаконными, поскольку здание детского сада введено в эксплуатацию в 1976 году в соответствии с требованиями пожарной безопасности, для устранения выявленных нарушений необходима реконструкция всего здания, эксплуатация здания не приводит к угрозу жизни и здоровья людей, здание имеет достаточно эвакуационных выходов.

В судебное заседание представитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 42 не явился по неизвестной причине, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.

Ранее, в судебном заседании 25.04.2011 представитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 42 Злыгостева М.А., действующая на основании доверенности, на заявленных требованиях настаивала, подтвердила обстоятельства, изложенные в заявлении.

В судебном заседании представитель Отдела государственного пожарного надзора по г. Комсомольску-на-Амуре Межуев С.Л., начальник отдела - главный государственный инспектор г. Комсомольска-на-Амуре, требования не признал, и пояснил суду, что в акте отражены установленные в ходе проверки нарушения пожарной безопасности, в связи с чем заключение о несоответствии здания детского сада №42 требованиям пожарной безопасности является обоснованным.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детского сада общеразвивающего вида № 42, является некоммерческой организацией, финансируемой из средств местного бюджета, осуществляющей образовательную деятельность на основании соответствующей лицензии.

Здание детского сада № 42, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, является собственностью муниципального образования г. Комсомольск-на-Амуре. Здание введено в эксплуатацию в 1976 году и на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ закреплено за МДОУ детского сада общеразвивающего вида № 42 на праве оперативного управления.

Указанные обстоятельства подтверждаются учредительными документами заявителя, актом о приемке здания в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного пожарного надзора по г. Комсомольску-на-Амуре ФИО5 проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности МДОУ детский сад №42 в помещениях, находящихся по адресу: <адрес> в <адрес>.

На основании обследования составлен акт № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленные Федеральным законом от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также пунктом 3 ПББ 01-03 и пунктом 5.2.12 СП 1.13130.2009, в том числе: в группах №№1, 2, 3, 4 (первый этаж) отсутствуют вторые эвакуационные выходы; на путях эвакуации из спален групп второго этажа (переход между корпусами) расположена кирпичная кладка в виде ограждения.

Также в акте содержится вывод по результатам обследования - объект не соответствует требованиям пожарной безопасности.

Согласно ст. 89 Закона, эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться в соответствии с требованиями федеральных законов о соответствующих технических регламентах.

Сводом правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" установлено:

п. 5.2.12 - не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел. При проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях детских дошкольных учреждений групповую ячейку допускается считать единым помещением;

п. 5.2.14 - ширина эвакуационных выходов из помещений должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел;

п. 4.3.4 - высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м.

Наличие указанных нарушений подтверждается материалами дела и не оспаривается представителями заявителя.

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела государственного пожарного надзора по г. Комсомольску-на-Амуре вынесено заключение № 1 о не соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Согласно ст. 37 данного Закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Как следует из ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", (далее Закон) на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара (ч. 20 ст. 2 Закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: 1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 64 Закона, декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:

1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);

2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

В случае, если собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, выполняют требования федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень указанных требований для конкретного объекта защиты (ч. 2 ст. 64 Закона).

Согласно ч. 7 данной статьи, для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу.

Здание занимаемое МДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 42, по классификации зданий по функциональной пожарной опасности, в соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона относиться к классу Ф1.1 - здания детских дошкольных образовательных учреждений.

В связи с чем, доводы заявителя о том, что положения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», не должны выполняться детским садом, являются необоснованными.

В данном случае заявитель обязан обеспечить пожарную безопасность объекта защиты путем выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности либо путем подтверждения, что пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных ст. 79 Закона.

На момент обследования заявителем не опровергнута презумпция пожарной опасности объекта, в частности инспектору проводившему осмотр, не представлено заключение о соответствии объекта защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем оценки пожарного риска. В связи с чем, инспектором правомерно сделан вывод о не соответствии объекта требованиям пожарной безопасности.

Экспертное заключение, установившее, что уровень пожарной опасности для людей в спорном здании соответствует требуемому, в связи с чем, пожарная безопасность здания обеспечена, составлено ООО «Прометей», имеющим аккредитацию в области пожарной безопасности №, в связи с обращением заведующей МДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 42.

Ссылки представителя заявителя на то, что устранение установленных нарушений невозможно технически, не имеют правового значения для рассматриваемого дела. В связи с тем, что указанное обстоятельство не свидетельствует о возможности подтверждения обеспечения пожарной безопасности объекта в порядке не предусмотренном законом.

Кроме того, вне зависимости от того обстоятельства, что здание детского сада № 42 построено в 1976 году по типовому проекту, поскольку око функционирует по назначению в настоящее время, при его эксплуатации должны соблюдаться требования, установленные действующими специальными нормами и правилами.

Оспариваемые действия сотрудников отдела ГПН по г. Комсомольску-на-Амуре соответствуют требованиям названных выше федеральных законов, принятых в соответствии с ними норм и правил, а также положениям Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС РФ от 1 октября 2007 г. N 517, в том числе пунктам 74, 75 регламента.

Таким образом, требования заявителя являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 42 о признании незаконным акта от ДД.ММ.ГГГГ и решения от ДД.ММ.ГГГГ Отдела государственного пожарного надзора по г. Комсомольску-на-Амуре, отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.

Судья подпись П.С. Баннов

Копия верна

Судья П.С. Баннов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200