РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 мая 2011 года Центральный районный суд г. Комсомольска -на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи -Тучиной О.В. при секретаре - Федотовой О.Б. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности начальника Амурской таможни Сорокина ФИО11 об оспаривании представлений Комсомольского- на- Амуре транспортного прокурора, у с т а н о в и л: Исполняющий обязанности начальника Амурской таможни М.В. Сорокин, в соответствии с приказом №290кв от 26 апреля 2010 года, обратился в суд с заявлением о признании незаконными представлений прокурора Комсомольской-на-Амуре транспортной прокуратуры от 18 февраля 2010 года №06-04-2010 «Об устранений нарушений законодательства о государственной службе и коррупции», направленные начальнику Амурской таможни в отношении заместителей начальника Амурской таможни Тихонова В.А. и Сорокина М.В. сотрудников Амурской Таможни Власова Д.А., Чудной Г.В., Руденко А.А. о предоставлении последними в налоговый орган деклараций государственных служащих, в которых доходы, полученные указанными лицами по основному месту работы в 2008 году не соответствуют сведениям, поступившим в налоговый орган по форме 2 НДФЛ от налогового агента - Амурской таможни, что является нарушением Федерального закона «О противодействии коррупции» и Указа Президента РФ от 15.05.1997 года №484 «О предоставлении лицами, занимающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе». В оспариваемых представлениях от начальника Амурской таможни требовалось принять исчерпывающие меры по недопущению подобных фактов в дальнейшем. Также в представлении содержалось требование рассмотреть вопрос о законности нахождении на государственной службе указанных выше сотрудников Амурской таможни. В обоснование заявленных требований указал, что запрос Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора в ИФНС РФ по Хабаровскому краю в г.Комсомольске-на-Амуре сведений содержащихся в налоговых декларациях сотрудников Амурской таможни, и содержащих персональные данные, не соответствует положениям ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», т.к. отсутствовала информация о фактах нарушения закона сотрудниками Амурской таможни. Кроме того, всеми указанными сотрудниками Амурской таможни, в установленном законом порядке в ИФНС РФ по Хабаровскому краю в г.Комсомольске-на-Амуре предоставлена декларация о доходах и имуществе в разделе которой «Сведения о доходах», указан полученный доход по основному месту работы за 2008 года: общая сумма доходов, согласно справке формы №2-НДФЛ; проезд в отпуск сотрудника и члена семьи, компенсации за санаторно-курортное лечение. Считает, что включение в указанный раздел сведений о полученных компенсациях за проезд в отпуск сотрудника и члена семьи, за санаторно-курортное лечение, не является нарушением, т.к. порядок заполнения налоговой декларации на момент их предъявления действующим законодательством не предусмотрен, и четкий перечень сведений, включаемых в раздел «Сведения о доходах» не был указан, и следовательно, неправомерно сравнивать заявленные сведения со сведениями, поступившими в налоговый орган в справке формы №2-НДФЛ, как это указано в оспариваемом представлении, т.к. в данные справки формы №2-НДФЛ не входят доходы не облагаемые налогами. В судебном заседании представитель Амурской таможни, Чудная Г.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, настаивала на удовлетворении заявления, дала пояснения, соответствующие изложенным выше обстоятельствам, дополнительно пояснив, что впоследствии были приняты нормативные акты, которые предъявили требования к содержанию налоговой декларации, в частности положение о том, что в разделе №1 «Сведения о доходах» должна быть указана только сумма доходов, согласно справке формы №2-НДФЛ. Сведения о сумме проезда в отпуск сотрудника и члена семьи, а также о компенсации за санаторно-курортное лечение, указанные в декларации соответствуют действительности. Какие-либо недостоверные сведения в налоговой декларации указаны не были. В судебном заседании помощник Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора Ионов А.А., просил отказать в удовлетворении заявления, пояснив, что в ходе проведения проверки по соблюдению сотрудниками Амурской таможни положения Указа Президента РФ №484 от 15.05.1997 года «О противодействии лицами, занимающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществу», был установлен факт представления заместителями начальника Амурской таможни Тихоновым В.А. и Сорокиным М.В., а также сотрудниками Амурской таможни Власовым Д.А, Чудной Г.В., Руденко А.А. недостоверных сведений о доходах. В ходе проверки данного факта, на основании сведений предоставленных ИФНС РФ по Хабаровскому краю в г.Комсомольска-на-Амуре и кадровой службой Амурской таможни, было установлено, что указанными сотрудниками предоставлены завышенные суммы доходов по основному месту работы, в частности, включены суммы полученные за проезд в отпуск и санаторно-курортное лечение. Так как представление недостоверных сведений о доходах, является основанием для увольнения в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в адрес начальника Амурской таможни были вынесены представления в отношении указанных выше сотрудников. На основании представления прокурора, была проведена служебная проверка Дальневосточным таможенным управлением, в результате которой подтвердился факт представления недостоверных сведений о доходах по основному месту работу, в соответствии с положениям НК РФ. Также пояснил, что представление прокурора носит рекомендательный характер, и содержит только сведения о выявленных нарушениях закона. Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела приходит к следующим выводам. В судебном заседании установлено, что 18.02. 2010 года Комсомольским-на-Амуре транспортным прокурором в адрес начальника Амурской таможни вынесено пять представлений № по факту предоставления заместителями начальника Амурской таможни Тихоновым В.А. Сорокиным М.В., а также сотрудниками Амурской таможни Власовым Д.А, Чудной Г.В., Руденко А.А. недостоверных сведений о доходах государственного служащего по основному месту работы, т.к. заявленные сумма дохода не соответствует доходу по основному месту работы, указанному в справке формы 2-НДФЛ. Так, согласно предоставленной в налоговой орган декларации государственного служащего, доход полученный Тихоновым В.А. по основному месту работы в 2008 году составил <данные изъяты>, тогда как по сведениями поступившим в налоговый орган по форме 2 НДФЛ от налогового агента - Амурской таможни, доход полученный Тихоновым В.А. по основному месту работы в 2008 году составляет <данные изъяты>. рублей. Сотрудником Амурской таможни Власовым Д.А. предоставлена в налоговый орган декларация государственного служащего, согласно которой полученный им доход по основному месту работы в 2008 году составил <данные изъяты>, а согласно справке формы 2 НДФЛ от налогового агента - Амурской таможни, полученный им доход за этот же период времени составляет <данные изъяты>. Заместителем начальника Амурской таможни Сорокиным М.В. предоставлена в налоговый орган декларация государственного служащего, с указанием дохода по основному месту работы в 2008 года в размере <данные изъяты>, в то время как согласно справке по форме 2 НДФЛ представленной в налоговый орган Амурской таможней, его доход составляет <данные изъяты>. Сотрудником Амурской таможни Чудной Г.В. в налоговый орган предоставлены сведения о доходах государственного служащего по основному месту работы в размере <данные изъяты>, то время как согласно сведениям предоставленным Амурской таможней по форме 2 НДФЛ, ее доход по основному места работы составил <данные изъяты>. Сотрудником Амурской таможни Руденко А.А. в налоговый орган представлена декларация государственного служащего, согласно которой его доход по основному месту работы полученный 2008 года составил <данные изъяты>, в то время как по сведениям поступившим в налоговый орган от Амурской таможни по форме 2 НДФЛ, его доход по основному месту работы за этот же период времени составляет <данные изъяты> тыс. рублей. Также в судебном заседании установлено, что разница в сведениях, предоставленных указанными выше сотрудниками Амурской таможни обусловлена включениями им в графу «Сведения о доходах» налоговой декларации государственного служащего, помимо общей суммы доходы за 2008 года согласно данным справки формы №-НДФЛ, компенсации за проезд к месту отдыха и обратно сотрудника и членов семьи, а также компенсации за санаторно-курортное лечение. Установленные в судебном заседании обстоятельства, сторонами не оспаривались и подтверждаются материалами дела: представлениями Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора, справками формы 2 НДФЛ, заключением о результатах служебной проверки Дальневосточного таможенного управления. В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-I «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. В соответствии со ст.21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре РФ» предметом надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Согласно ст.ст.22 и 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, вносит представление об устранении нарушений закона. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. В соответствии со ст.6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" профилактика коррупции осуществляется путем установления в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В соответствии о ст.8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Проверка достоверности и полноты указанных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В соответствии со ст.ст.1, 4 Указа Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 484 "О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе" (действующего до 19.05.2009, т.е. на момент спорных правоотношений) необходимо ежегодно представлять лицам,, замещающими государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации и должности в органах местного самоуправления, сведений о своих доходах и принадлежащем им имуществе. Организация проверки сведений, сообщенных гражданином при поступлении на государственную службу в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", проверки соблюдения установленных законодательством Российской Федерации ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, а также лицами, замещающими государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, возлагается на кадровую службу соответствующего государственного органа. Сведения об имуществе и доходах указываются в декларации, которая подается в налоговые органы по месту постоянного жительства государственными служащими ежегодно не позднее 1 апреля года следующего за отчетным. В соответствии с действующим законодательством пособия, компенсационные выплаты, как один из видов социального обеспечения сотрудников таможенных органов, не облагаются налогом, в связи с чем налоговым органом в справках о налоге на доходы физических лиц 2-НДФЛ эти выплаты не отражаются. При этом само по себе пособие, как и другие виды социальных выплат для сотрудников являются доходом, причем выплачиваемых по месту работы из соответствующих фондов. Следовательно, указанный доход подлежит включению в состав дохода по основному месту работы в декларации государственного служащего. Таким образом, суд приходит к выводу, что в декларациях государственных служащих - заместителей начальника Амурской таможни. Сорокиным М.В. и Тихоновым В.А., а также сотрудниками Амурской таможни Власовым Д.А., Чудной Г.В., Руденко А.А. указаны достоверные сведения. При таких обстоятельствах, выводы прокурора в представлении о нарушении указанными выше государственными служащими Амурской таможни Федерального закона РФ «О противодействии коррупции» при составлении деклараций о доходах и имуществе за 2008 год, не соответствуют действительности. В связи с чем, у прокурора также не было законных оснований для внесения представления руководителю таможенного органа о нарушении ими законодательства о противодействии коррупции. Не соответствующее закону представление прокурора не влечет правовых последствий для государственного служащего, в отношении которого оно вынесено. Представление прокурора о нарушении государственным служащим антикоррупционного законодательства, с учетом выполняемых этим государственным служащим функций в Амурской таможне, прямо препятствует исполнению его служебных обязанностей и ставит под сомнение профессиональные, деловые качества, честь и достоинство государственного служащего. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявление о признании незаконным представлений Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора «Об устранении нарушений законодательства о государственной службе и коррупции» от 18.02.2010 года №, направленных начальнику Амурской таможни в отношении заместителей начальника Амурской таможни Тихонова В.А. и Сорокина М.В., сотрудников Амурской таможни Власова Д.А., Чудной Г.В., Руденок А.А. подлежит удовлетворению. В соответствии ч.2 ст.24 федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре РФ» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. В соответствии со ст.ст.10, 12 Указа Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 484 "О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе" (действующего до 19.05.2009, т.е. на момент спорных правоотношений) кадровая служба или специально уполномоченное подразделение соответствующего государственного органа в случае обнаружения недостоверности или неполноты представленных в соответствии с настоящим Указом сведений организует их проверку и сообщает о проверке лицу, в отношении которого начата проверка, а также должностному лицу или органу, имеющему право назначать на соответствующую должность. Государственный служащий федеральной государственной службы может быть в установленном порядке отстранен от исполнения своих обязанностей на период проведения проверки в случае представления недостоверных или неполных сведений. Отстранение государственного служащего от исполнения своих обязанностей производится решением должностного лица или органа, имеющего право назначать на государственную должность федеральной государственной службы. На основании изложенных норм права, суд приходит к выводу о том, что право назначить и проводить проверку достоверности сведений о доходах по основному месту работы государственного служащего, дано соответствующим налоговым органам, куда подаются налоговые декларации государственных служащих и кадровой службе или специально уполномоченному подразделению соответствующего государственного органа. Из текстов оспариваемых представлений Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора усматривается что основанием для их вынесения послужило неверное, по мнению прокурора, указание заместителями начальника Амурской таможни. Сорокиным М.В. и Тихоновым В.А., а также сотрудниками Амурской таможни Власовым Д.А., Чудной Г.В., Руденко А.А. сведений о доходах по основному месту работы, ввиду включения в них денежных сумм, полученных по основному месту работы в качестве оплаты проезда к месту отдыха и обратно им и членам их семей, компенсации за санаторно-курортное лечение. Кроме того в судебном заседании представителем Комсомольской-на-Амуре транспортной прокуратуры, в соответствии со ст.56 ГПК РФ не предоставлены доказательства свидетельствующие о поступлении в органы прокуратуры информации о фактах нарушения сотрудниками Амурской таможни законодательства в части предоставления недостоверных сведений о дохода по основному месту работы в налоговых декларациях государственного служащего, на основании которых была проведена прокурорская проверка по итогам которой вынесены оспариваемые представления. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые представления внесены за пределами полномочий Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора, и с нарушением порядка их вынесения, установленными Федеральными законом «О прокуратуре в РФ». В соответствии со ст.ст.254, 258 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод или препятствие к осуществлению его прав и свобод. Поскольку суд пришел к выводу о обоснованности заявления исполняющего обязанности начальника Амурской таможни Сорокина М.В., суд считает необходимым возложить на Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора отозвать представления «Об устранении нарушений законодательства о государственной службе и коррупции» от 18.02.2010 года №06-04-2010, направленные начальнику Амурской таможни в отношении заместителей начальника Амурской таможни Тихонова В.А. и Сорокина М.В., сотрудников Амурской таможни Власова Д.А., Чудной Г.В., Руденко А.А. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Заявление исполняющего обязанности начальника Амурской таможни Сорокина ФИО12 об оспаривании представлений Комсомольского- на- Амуре транспортного прокурора -удовлетворить. Признать представления Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора « Об устранении нарушений законодательства о государственной службе и коррупции» от 18.02.2010 года № 06-04-2010, направленные начальнику Амурской таможни в отношении заместителей начальника Амурской таможни Тихонова В.А. и Сорокина М.В., сотрудников Амурской таможни Власова Д.А., Чудной Г.В., Руденко А.А. - не законными. Обязать Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора отозвать представления « Об устранении нарушений законодательства о государственной службе и коррупции» от 18.02.2010 года № 06-04-2010, направленные начальнику Амурской таможни в отношении заместителей начальника Амурской таможни Тихонова В.А. и Сорокина М.В., сотрудников Амурской таможни Власова Д.А., Чудной Г.В., Руденко А.А. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г. Комсомольска -на- Амуре. Судья: О.В. Тучина