№ 2- 2021/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 мая 2011 года Центральный районный суд г.Комсомольска -на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи -Тучиной О.В. при секретаре -Федотовой О.Б. с участием истца Литвиненко Вячеслава Андреевича, представителя истца-Панькова Олега Григорьевича, представителя ответчика - Евтушенко Юлии Николаевны, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литвиненко ФИО7 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Комсомольске- на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края ( с выполнением функций по выплате пенсий) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, возложении обязанности по назначению и выплате пенсии, у с т а н о в и л: Литвиненко В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) (далее Пенсионный фонд)о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что решением Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в досрочном в назначении трудовой пенсии из-за отсутствия достаточного стажа работы в районах приравненных к районам Крайнего Севера. При этом считает, что в стаж работы ответчиком в нарушение ч.1 ст.11 Федерального закона «О трудовых пенсиях» не было засчитано время военной службы по контракту в войсковой части <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которого достаточно для досрочного назначения трудовой пенсии. В судебном заседании истец Литвиненко В.А., его представитель Паньков О.Г., допущенный к участию в деле на основании устного ходатайства, настаивали на удовлетворении исковых требований, дали пояснения, соответствующие изложенным вше обстоятельствам. В судебном заседании представитель ответчика Евтушенко Ю.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, пояснив, что истец 06.05.2008г. обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. Решением от 11.07.2008г. ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. В соответствии с Законом № 179-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, проработавшим в приравненных к районам Крайнего Севера местностях не менее 20 лет, имеющим необходимый для досрочного назначения пенсии страховой стаж, возраст для досрочного назначения пенсии уменьшается на 5 лет. При этом в соответствии с позицией Конституционного суда РФ изложенной в определении от 10 марта 2005 года №14-О в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии не засчитывает служба в вооруженным силах, т.к. порядок назначения пенсии данной категории граждан определен специальными нормативными актами, а не Федеральным законом «О трудовых пенсиях РФ». Таким образом, спорный период службы истца в вооруженных силах может быть включен только в страховой стаж, а не в специальный стаж, в т.ч. в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Без учета спорного периода времени стаж работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляет 16 лет 4 месяца и 10 дней при требуемом - 20 лет. Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам. В судебном заседании установлено, ДД.ММ.ГГГГ Литвиненко В.А. обратился в Пенсионный фонд РФ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии. Решением Пенсионного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по п.6 ч.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера, т.к. при требуемом стаже в 20 лет, стаж истца составил <данные изъяты>. При этом в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии не был включен период военной службы по контракту в Войсковой части № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 9 месяц 25 дней). Войсковая часть расположена на территории приравненной к районам Крайнего Севера в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1029. Установленные в судебном заседании обстоятельства, сторонами не оспаривались, и подтверждаются материалами дела: пенсионным делом, решением пенсионного фонда, справкой Военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с п6 ч.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях» мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях», на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 данного Федерального закона. Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 555 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с пунктом 3 ч. 4 статьи 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны. В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях. Таким образом, военная служба является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Право на пенсию военнослужащих реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено, в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека, исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях. Для военнослужащих предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования. При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в районах Крайнего Севера и т.п. в специальный стаж. Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Аналогичная позиция указана и в определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда <адрес> о проверке конституционности подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в соответствии с которым, федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Такое положение не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования. На основании изложенных норм права, установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что Пенсионным фондом РФ решением № от ДД.ММ.ГГГГ обосновано не был включен в льготный стаж - стаж работы в районе, приравненном к району Крайнего Севера - период военной службы по контракту в Войсковой части <данные изъяты>, расположенной в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. в соответствии с действующим законодательством период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера. В связи с наличием у ответчика на момент обращения в Пенсионный фонд РФ ДД.ММ.ГГГГ стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в <данные изъяты> при требуемом 20 лет, оснований для досрочного назначения пенсии в по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.127 и ч.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых- пенсиях в РФ» не имелось. Таким образом, в удовлетворении исковых требований Литвиненко В.А. следует отказать. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Литвиненко ФИО8 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Комсомольске- на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края ( с выполнением функций по выплате пенсий) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, возложении обязанности по назначению и выплате пенсии - отказать. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре. Судья : О.В. Тучина