обжалование действий УФМС РФ по изъятию паспорта гражданина РФ



РЕШЕНИЕ

                                                     Именем Российской Федерации

27 мая 2011 года

Центральный районный суд г. Комсомольска -на-Амуре Хабаровского края

в составе:

председательствующего судьи -Тучиной О.В.

при секретаре                                 - Федотовой О.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абдуллоева ФИО14 об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы по <адрес>,

установил:

Абдуллоев Ш.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий старшего инспектора Межрайонного отдела Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> в <адрес> Сусловой И.В. по изъятию у заявителя паспорта гражданина РФ незаконными, и возложении обязанности на межрайонный отдел УФМС РФ по <адрес> в <адрес> возвратить изъятый паспорт гражданина РФ. В обоснование заявленных требований указал, что он ДД.ММ.ГГГГ на основании решения УФМС РФ по <адрес>, приобрел гражданство России в упрощенном порядке и получил паспорт гражданина РФ серии 08 05 . Вступившим в законную силу решением Индустриального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт использования заведомо ложных сведений при приобретении им гражданства РФ. На основании указанного решения суда, УФМС РФ по <адрес> принято заключение об отмене решения о приобретении гражданства РФ, и страшим инспектором МОУФМС РФ по <адрес> Сусловой И.В. у него ДД.ММ.ГГГГ в ходе досмотра изъят паспорт гражданина РФ серии 08 05 , о чем составлен соответствующий акт. Считает, что в соответствии с действующим законодательством МО УФМС РФ по <адрес> в течение месяца после отмены решения о приобретении им гражданства, должно было проинформировать его о принятии данного заключения, и при изъятии паспорта выдать вид на жительство. Однако, указанные действия МО УФМС РФ по <адрес> выполнены не были, в связи с чем изъятие паспорта гражданина РФ является незаконным.

В ходе рассмотрения заявления, Абдуллоев Ш.Н. неоднократно изменял требования, и в итоге просил признать незаконными действия УФМС РФ по <адрес> по невыдаче вида на жительство при изъятии паспорта гражданина РФ, а также возложить обязанность выдать вид на жительство на территории РФ лица без гражданства.

В судебном заседании заявитель, его представитель Карасев В.А., допущенный к участию в деле на основании устного ходатайства, настаивали на удовлетворении заявления, дали пояснения, соответствующие изложенным выше обстоятельствам, дополнительно пояснив, что Абдуллоев Ш.Н. до 2005 года был гражданином Таджикистана, но в последствии добровольно утратил его. Вступившим в законную силу решением Индустриального районного суда <адрес> установлен факт использования Абдуллоевым Ш.Н. заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ, а именно сокрытие зарегистрированного брака с <данные изъяты> на момент регистрации брака с ФИО15, а также не указание сведений о дочери ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В связи с отсутствием у Абдуллоева Ш.Н. документа, удостоверяющего личность, он не имеет возможности принять участие в гражданском обороте, решить бытовые вопросы, вплоть до получения заказной корреспонденции в отделении связи, выехать из страны и т.д. В соответствии с п.55 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ при изъятии паспорта заявителю должен быть выдан вид на жительство лица без гражданства, что не было сделано.

В судебном заседании представитель УФМС по <адрес> Медведева Т.А., действующая на основании доверенности, требования заявителя не признала, пояснив, что на основании вступившего в законную силу решения Индустриального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт использования при подаче Абдуллоевым Ш.Н. заявления о приеме в гражданство РФ заведомо ложных сведений о своем гражданстве и семейном положении, в связи с чем УФМС РФ по <адрес>, принято ДД.ММ.ГГГГ заключение об отмене решения о приеме Абдуллоева Ш.Г. в гражданство России. Согласно п.55 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ при отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории РФ, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина. При этом Положением о выдаче иностранным гражданами, лицам без гражданства вида на жительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что вид на жительство выдается лицу без гражданства по месту проживания на основании письменного заявления и при предоставлении необходимых документов, в том числе фотографий, в случае отсутствия которых или их несоответствии предъявляемых требований, заявление, вместе с документами, без рассмотрения возвращаются заявителю с предложением устранить выявленные недостатки. Иной порядок выдачи вида на жительство, в том числе и в случае изъятия паспорта гражданина РФ в связи с предоставлением заведомо ложных сведений при обращении с заявлением о принятии в гражданство России, действующим законодательством не предусмотрен. Таким образом, при изъятии у Абдуллоева Ш.Н. паспорта гражданина РФ и при отсутствии его заявления о выдаче вида на жительство, а также необходимых документов, вид на жительство не мог быть ему выдан. Факт того, что заявитель длительный период времени проживает без документа удостоверяющего его личности, не является следствием незаконных действий УФМС РФ по Хабаровскому краю, т.к. он с декабря 2010 года имел возможность получить его обратившись с соответствующим заявлением и представив необходимые документы в УФМС РФ по Хабаровскому краю.

Также пояснила, что на основании документов, ранее предъявленных Абдуллоевым Ш.Н. при обращении с заявлением о выдаче вида на жительство, выдать указанный документ не возможно, т.к. истек срок их действия.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что в июне 2005 года гр.Абдуллоев Ш.Н. обратился с заявлением о приеме в гражданство РФ, в котором указал, что является лицом без гражданства (п.4 заявления), а также, что ДД.ММ.ГГГГ заключил брак с ФИО20 гражданкой РФ (п.12 заявления), и что его близкими родственниками являются супруга ФИО21. и дочь ФИО22 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>. На основании указанного заявления принято решение о принятии Абдуллоева Ш.Н. в гражданство РФ и выдан паспорт гражданина России. Вступившим в законную силу решением Индустриального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт использования Абдуллоевым Ш.Н. заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ, а именно сокрытие зарегистрированного брака с Гафуровой О.А. на момент регистрации брака с Артемьевой Е.А., а также дочери Абдуллоевой М.Ш. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В связи с предоставлением заявителем Абдуллоевым Ш.Н. заведомо ложных сведений при обращении в УФМС РФ по <адрес> с заявлением о принятии в гражданство РФ, заключением УФМС РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено решение о приеме в гражданство РФ Абдуллоева Ш.Н., с которым последний ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ. В связи с отменой решения о принятии Абдуллоева Ш.Н. в гражданство РФ, ДД.ММ.ГГГГ у Абдуллоева Г.Н был изъят паспорт гражданина РФ серии , о чем составлен акт изъятия. С ДД.ММ.ГГГГ по момент рассмотрения дела в суде, Абдуллоев Ш.Н. в УФМС РФ по <адрес> с заявлением о выдаче вида на жительство не обращался, необходимые документы, не предоставлял.

Кроме того в судебном заседании установлено, что оригинал справки о выходе Абдуллоева Ш.Н. из гражданства Таджикистана, возращен заявителю.

Установленные в судебном заседании обстоятельства, стороны не оспаривали, кроме того, они подтверждаются материалами дела: решением Индустриального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, обстоятельства, установленные которым в соответствии со ст.61 ГПК РФ обязательны для суда, заключением УФМС РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением от ДД.ММ.ГГГГ, распиской от ДД.ММ.ГГГГ, актом изъятия от ДД.ММ.ГГГГ, поквартирной карточкой, сообщением УФМС РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.22, 23 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение. Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены считается недействительным со дня принятия такого решения.

В соответствии со п.п.54 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется указом Президента Российской Федерации или оформляется заключением иного полномочного органа, принявшего указанное решение, либо заключением вышестоящего полномочного органа. Президент Российской Федерации вправе отменить решение по вопросам гражданства Российской Федерации, принятое другим полномочным органом. Заключение полномочного органа об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации составляется по форме, утверждаемой Федеральной миграционной службой или Министерством иностранных дел Российской Федерации. В заключении указываются основания принятия полномочным органом в отношении заявителя решения о приеме в гражданство Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, решение суда, которым установлен факт использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений в целях приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, с изложением установленных судом обстоятельств, а также статья Федерального закона, на основании которой отменяется ранее принятое решение по вопросам гражданства Российской Федерации. Заключение утверждается (подписывается) руководителем соответствующего полномочного органа или лицом, исполняющим его обязанности, и вместе с решением суда приобщается к документам заявителя, на основании которых было вынесено первоначальное решение. Лицо, в отношении которого отменено решение по вопросам гражданства Российской Федерации, информируется об этом полномочным органом в месячный срок со дня подписания заключения. Копии заключения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации и решения суда направляются полномочным органом соответственно в Федеральную миграционную службу и Министерство иностранных дел Российской Федерации для последующего информирования Комиссии и иных заинтересованных органов. Сведения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации вносятся в соответствующие электронные базы данных.

В соответствии с п.55 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 в случае отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением. При отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина.

В соответствии с п.5 ст.8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" порядок выдачи вида на жительство, форма заявления о выдаче вида на жительство, а также порядок подачи заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

В соответствии с п.п.3, 4, 5, 6 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство (утв. постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 794) вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства) территориальным органом Федеральной миграционной службы по месту проживания на основании письменного заявления, поданного в территориальный орган Федеральной миграционной службы лично дееспособным иностранным гражданином (лицом без гражданства) не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока его временного проживания в Российской Федерации.

Иностранному гражданину (лицу без гражданства), не достигшему 18-летнего возраста, вид на жительство выдается на основании письменного заявления, поданного в территориальный орган Федеральной миграционной службы одним из родителей или законным представителем.

Заявление составляется в 2 экземплярах на бланке, форма которого устанавливается Федеральной миграционной службой.

Бланк заявления заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машины, компьютера), на русском языке. При заполнении бланка не допускается использование сокращений слов и аббревиатур. Ответы на содержащиеся в бланке заявления вопросы должны быть исчерпывающими.

При подаче заявления иностранный гражданин (лицо без гражданства) представляет 4 фотографии размером 35 х 45 мм и следующие документы:

а) документы, удостоверяющие его личность и гражданство;

б) оформленное в установленном порядке разрешение на временное проживание;

в) документ, подтверждающий наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи при проживании в Российской Федерации прожиточный минимум, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность (справка о доходах физического лица, декларация о доходах с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособий, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность);

г) свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста (паспорт - при его наличии);

д) согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на проживание в Российской Федерации. Подпись ребенка на заявлении должна быть заверена нотариусом;

е) документ, подтверждающий наличие индивидуального жилья, жилого помещения по месту проживания на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

ж) сертификат об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции;

з) документ, выданный полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, свидетельствующий о том, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 333.28 НК РФза выдачу или продление срока действия вида на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства уплачивается государственная пошлина в размере 2 000 рублей.

В соответствии с п.45 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 41 Если необходимые документы отсутствуют или представленные документы не соответствуют предъявляемым требованиям, заявление к рассмотрению не принимается, а заявителю предлагается устранить выявленные недостатки. По согласованию с заявителем определяется срок его обращения с готовым пакетом документов и может быть произведена предварительная запись на повторный прием.

На основании изложенных норм права, суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрен иной, упрощенный порядок выдачи вида на жительство лицу без гражданства при отмене решения о принятии в гражданство РФ, нежели установленный Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство. Следовательно, у территориального органа миграционной службы отсутствует обязанность немедленно, при изъятии паспорта гражданина РФ выдать лицу, у которого изъят паспорт, вид на жительство лица без гражданства, т.к. лицом без гражданства при обращении с заявлением о выдаче вида на жительство должно быть предоставлено заявление, и соответствующие документы, в том числе фотографии, а также квитанция об уплате государственной пошлины.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что действия УФМС РФ по Хабаровскому краю по не выдаче Абдуллоеву Ш.Н. вида на жительство лица без гражданства, при изъятии паспорта гражданина РФ на основании заключения об отмене решения о приеме в гражданство РФ, является правомерными. При этом суд учитывает, что Абдуллоев Ш.Н был ознакомлен с заключением об отмене решения о приеме в гражданство РФ ДД.ММ.ГГГГ, и впоследствии до настоящего времени с заявлением о выдаче вида на жительство лица без гражданства в УФМС РФ по Хабаровскому краю не обращался, необходимые для его выдачи документы не предъявлял, а на основании ранее предоставленных им документов, вид на жительство не может быть выдан в связи с истечением срока их действия, смены места регистрации, а также отсутствия подлинника справки, подтверждающей утрату заявителем гражданства Таджикистана. Также суд принимает во внимание, что УФМС РФ по Хабаровскому краю, лицам, обратившимся с заявлением о выдаче вида на жительство, для получения необходимых документов - медицинского заключения, нотариального удостоверения документов, выдается временное удостоверение личности сроком на несколько дней. Следовательно, факт того, что заявитель длительный период времени проживает без документа удостоверяющего его личность, не является следствием незаконных действий УФМС РФ по Хабаровскому краю, Абдуллоев Ш.Н. после изъятия паспорта гражданина РФ имел возможность получить вид на жительство, обратившись в УФМС РФ по Хабаровскому краю.

Доводы Абдуллоева Ш.Н. о невозможности применения к нему норм Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, т.к. оно распространяется только на лиц, вновь прибывших на территорию России, основаны на неверном толковании действующего законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд

           

                                      РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Абдуллоева ФИО23 об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы по Хабаровскому краю -отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г. Комсомольска -на- Амуре.

Судья:                                                                     О.В. Тучина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200