отказано во взыскании надбавки за выслугу лет



Дело .

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июня 2011 года Центральный районный суд г. Комсомольска -на- Амуре

    Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Бузыновской Е.А.,

при секретаре Милоховой Г.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солнцевой Л.А. к Федеральному государственному унитарному предприятию «Управление строительства № 73 при Федеральном агентстве специального строительства», Федеральному агентству Специального строительства о признании права на получение надбавки, о взыскании невыплаченной заработной платы,

у с т а н о в и л:

Солнцева Л.А. обратилась в суд с иском к ФГУП «Управление строительства № 73 при Федеральном агентстве специального строительства» (далее ФГУП УС-73) о признании права на получение надбавки за выслугу лет, о взыскании невыплаченной заработной платы в размере 398 871,98 рубля. В заявлении указала, что с . она работает в ФГУП УС-73 в должности начальника юридического отдела. На предприятии установлено и выплачивалось по итогам года единовременно вознаграждение за выслугу лет. Приказами Федерального агентства специального строительства от 04.06.2008 года № 243, в редакции приказа от 22.12.2008 года № 626, установлена ежемесячная надбавка за выслугу лет гражданскому персоналу. Порядок выплаты надбавки установлен Инструкцией, утвержденной этими приказами. В нарушение требований данных приказов ей не начислялась и не выплачивалась ежемесячная надбавка за выслугу лет.

В ходе рассмотрения дела (.) истец уточнила свои требования. Просила признать за ней право на получение ежемесячной надбавки к окладу за выслугу лет с .; взыскать неполученную надбавку за выслугу лет с . по . в размере 30% должностного оклада, а с . - в размере 40% должностного оклада, с учетом районного коэффициента и северной надбавки.

В ходе рассмотрения дела (.) истец увеличила свои требования. Просила взыскать ежемесячную надбавку за выслугу лет в размере 493 236,17 рублей за период с . по ..

Определением суда от . по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Федеральное агентство Специального строительства.

В судебном заседании истец Солнцева и её представитель Жупырина Е.Р., допущенная к участию в деле по устному ходатайству истца, настаивали на исковых требованиях. Дали пояснения, полностью совпадающие с обстоятельствами, изложенными в исковом заявлении.

В судебном заседании представители ответчика ФГУП «Управление строительства № 73 при Федеральном агентстве специального строительства» Полевая Т.Л., действующая на основании доверенности от ., и Попова Ю.Н., действующая на основании доверенности от ., исковые требования не признали. Пояснили, что приказ Федерального агентства специального строительства от 04.06.2008 года № 243, в редакции приказа от 22.12.2008 года № 626, распространяет свое действие на работников - гражданский персонал воинских формирований, которым начисляется и выплачивается заработная плата на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Начальнику юридического отдела ФГУП УС-73 заработная плата уславливается и начисляется в соответствии с системой оплаты труда, установленной на предприятии, а не в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда. Поэтому считают, что оснований для назначения и выплаты Солнцевой Л.А. ежемесячной надбавки к окладу за выслугу лет не имеется. Просили применить срок исковой давности.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам:

В ходе рассмотрения дела установлено, что Солнцева Л.А. с . по . работала в Федеральном государственном унитарном предприятии «Управление строительства № 73 при Федеральном агентстве специального строительства» в должности начальника юридического отдела, была уволена по собственному желанию. В период работы работнику ежемесячно начислялась заработная плата пропорционально отработанному времени, которая состояла из: оклада по должности, северной надбавки в размере 50%, районного коэффициента в размере 1,5. Также начислялись и выплачивались компенсационные выплаты за работу в выходные и праздничные дни. Производились поощрительные выплаты - квартальные премии, единовременные премии за ввод объекта. По окончании календарного года выплачивалась единовременная выплата за выслугу лет. Эти обстоятельства подтверждаются материалами дела: приказами о приеме и увольнении Солнцевой Л.А., расчетными листками, платежными ведомостями о перечислении заработной платы.

В судебном заседании истец пояснила, что все начисления за период её работы были сделаны в соответствии с установленной на предприятии системой оплаты труда. Размер этих начислений Солнцева Л.А. не оспаривала, и подтвердила их получение в полном размере. Однако считает, что ей ежемесячно должна была начисляться и выплачиваться надбавка к окладу за выслугу лет, установленная приказом Федерального агентства специального строительства от 04.06.2008 года № 243, в редакции приказа от 22.12.2008 года № 626. Эти доводами истца не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Как определено положениями статьи 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с положениями статьи 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда работников в федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Заработная плата работников государственных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета. Системы оплаты труда работников государственных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Солнцева Л.А. работала в Федеральном государственном унитарном предприятии «Управление строительства № 73 при Федеральном агентстве специального строительства» в должности начальника юридического отдела, была уволена по собственному желанию.

Как определено Положением о Федеральной службе специального строительства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 года N 1418, Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства и связи силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства (далее - воинские формирования). В состав Федерального агентства специального строительства входят инженерно-технические воинские части (подразделения).

В соответствии с Положением об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральном агентстве специального строительства, утвержденного Указом Президента от 16.08.2004 года N 1418, инженерно-технические воинские формирования и дорожно-строительные воинские формирования при Спецстрое России являются составной частью сил, привлекаемых к обороне. К инженерно-техническим воинским формированиям относятся: военно-инженерные технические формирования специального строительства - главные управления специального строительства по территориям федеральных округов, строительные и специализированные управления. Воинские формирования и организации, входящие в их состав, по своей организационно-правовой форме могут быть федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, являющимися юридическими лицами.

Указом Президента от 16.08.2004 года N 1418 установлена штатная численность военнослужащих инженерно-технических воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства. Также установлено, что инженерно-технические воинские формирования при Федеральном агентстве специального строительства входят в его состав; в составе инженерно-технических воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства разрешается иметь федеральные государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и федеральные государственные учреждения.

Как видно из Устава ФГУП «Управление строительства № 73 при Федеральном агентстве специального строительства», утвержденного приказом директора Спецстроя России от 20.12.2005 года № 520, предприятие создано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.10.1999 года № 1200 "О Федеральной службе специального строительства при Правительстве Российской Федерации". Предприятие является юридическим лицом, находится в ведомственной подчиненности Спецстроя России, относится к инженерно-техническим воинским формированиям при Спецстрое России. Источниками финансирования имущества предприятия являются: доходы предприятия от его деятельности, заемные средства, целевое бюджетное финансирование, иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Руководитель предприятия имеет право определять и устанавливать формы и системы оплаты труда, численность работников, структуру и штатное расписание; определять размер средств, направляемых на оплату труда работников предприятия, на техническое и социальное развитие.

Коллективными договорами ФГУП УС-73, действовавшими в 2007-2010 годах установлено, что оплата труда работников производится в соответствии с утвержденным работодателем Положением об оплате труда работников предприятия, тарифными ставками и должностными окладами, а также Положением о премировании работников. Работникам предприятия производится начисление заработной платы с учетом районного коэффициента 1,5 и северных надбавок. За работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, в условиях, отличающихся от нормальных, за работу сверхурочно производятся соответствующие выплаты, предусмотренные Трудовым кодексом РФ. По итогам года работникам предприятия выплачивается единовременное вознаграждение за выслугу лет.

Положением об оплате труда работников ФГУП УС-73, действовавшего в 2007-2010 года установлено, что фонд оплаты труда работников предприятия, в том числе руководителей, специалистов и служащих, определяется от объема выполненных работ и полученных доходов от коммерческой деятельности. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих из числа вольнонаемных состоит из оклада по штатному расписанию, районного коэффициента, северной (дальневосточной) надбавки, надбавки к должностному окладу для лиц, допущенных к государственной тайне. Все работники получают единовременное вознаграждение за выслугу лет по итогам года в пределах сметного фонда заработной платы, при наличии достаточных денежных средств. Оплата труда военнослужащих производится на основании ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», размер надбавок определяется приказом ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России».

Из штатных расписаний ФГУП УС-73 действовавших в 2007-2010 годах видно, что ведущему юрисконсульту, начальнику юридического отдела установлена оплата труда в виде: оклада по должности, северной надбавки и районного коэффициента.

Таким образом фонд оплаты труда работников ФГУП УС-73 формируется за счет средств, полученных от коммерческой деятельности предприятия, а не за счет бюджетного финансирования. Система оплаты труда вольнонаемных работников, в том числе занимающих должности ведущего юрисконсульта и начальника юридического отдела, определяются работодателем, путем издания локальных нормативных актов - коллективного договора, Положения об оплате труда работников, Положения о премировании работников, штатного расписания. Указанными локальными нормативными актами не предусмотрена выплата вольнонаемным работникам ежемесячной надбавки за выслугу лет. Таким работникам предусмотрена только единовременная выплата за выслугу лет по итогам календарного года. Солнцевой Л.А. по итогам календарного отработанного года начислялось и выплачивалось единовременное вознаграждение за выслугу лет, что она подтвердила в ходе рассмотрения дела. Следовательно, требования истца к ФГУП УС-73 о признании за ней права на ежемесячную надбавку к окладу за выслугу лет и выплате ей такой надбавки не подлежат удовлетворению, так как такие доплаты к заработной плате (окладу) работникам ФГУП УС-73 не предусмотрены системой оплаты, установленной на этом предприятии. Не предусмотрена такая доплата к должностному окладу (заработной плате) и условиями трудового договора, заключенного с Солнцевой Л.А..

Приказ Федерального агентства специального строительства от 04.06.2008 года № 243, в редакции приказа от 22.12.2008 года № 626, не подлежит применении к правоотношениям, возникшим между Солнцевой Л.А. и ФГУП «Управление строительства № 73 при Федеральном агентстве специального строительства».

Приказом Федерального агентства специального строительства от 04.07.2008 года № 243 и Приказом Федерального агентства специального строительства от 22.12.2008 года № 626, которые приняты во исполнение постановления Правительства РФ от 05.08.2008 года № 583, утверждена инструкция о порядке выплаты гражданскому персоналу инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет. Право на получение надбавки имеют все работники, содержащиеся по штатам воинских формирований, а также по утвержденным штатным расписаниям, за счет средств, предусмотренных на содержание воинских формирований в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.10.2004 года № 568.

Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (с последующими из изменениями и дополнениями) с 01.12.2008 года были введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (далее соответственно - работники, гражданский персонал). Введение новых систем оплаты труда для работников и гражданского персонала осуществлялось: федеральными государственными органами - в отношении работников этих органов и подведомственных им учреждений; руководителями учреждений - главных распорядителей средств федерального бюджета - в отношении работников этих учреждений; федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, - в отношении гражданского персонала. Установлено, что заработная плата работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации.

Министерством здравоохранения и социального развития РФ приказом от 29.12.2007 года N 818 был утвержден Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, и были утверждены разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях. К категориям выплат стимулирующего характера были отнесены выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет. В разъяснениях о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях указано, что выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда. При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

Постановлением Правительства РФ oт 21.10.2004 года N 568 "Некоторые вопросы Федеральною агентства специального строительства" установлено, что за счет средств федерального бюджета финансируются расходы Федерального агентства специального строительства: на содержание центрального аппарата, военно-инженерных технических формирований связи (Военное эксплуатационно-восстановительное управление связи, инженерно-технические узлы, центры, группы и отделения связи, мобилизационные группы и другие воинские части (подразделения), Военно-технического университета, Медицинского центра, а также на содержание военнослужащих и гражданского персонала военно-инженерных технических формирований специального строительства (инженерно-технические полки, батальоны и отдельные роты) и других организаций, образованных в качестве федеральных государственных учреждений; на выплату единовременного пособия при увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в воинских формированиях; на обязательное государственное страхование военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и призыву в воинских формированиях; на обеспечение мобилизационной подготовки воинских формирований. Остальные расходы на содержание воинских формирований осуществляются за счет средств, поступивших от выполненных ими работ (услуг) на договорной основе.

Системное толкование приведенных норм права позволяет суду сделать вывод, что ежемесячная надбавка за выслугу лет начисляется и выплачивается гражданскому персоналу воинских частей, учреждений и подразделений Спецстроя России, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. К таковым относятся: центральный аппарат Спецстроя России, военно-инженерные технические формирования связи, Военно-технический университет, Медицинский центр и другие организации, образованные в качестве федеральных государственных учреждений. ФГУП УС-73 по своей организационно-правовой форме не является федеральным государственным учреждением, и оплата труда его работникам начисляется и выплачивается не на основе Единой тарифной сетки по оплате труда. И это обстоятельство стороны в судебном заседании подтвердили.

Доводы истца, что ФГУП УС-73 финансируется за счет средств федерального бюджета, следовательно, работники за счет этих средств имеют право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, не принимаются судом во внимание, так как являются следствием неправильного толкования норм права.

Как видно из Устава ФГУП «Управление строительства № 73 при Федеральном агентстве специального строительства» одним из источников финансирования имущества предприятия является целевое бюджетное финансирование. А как видно из постановления Правительства РФ oт 21.10.2004 года N 568 "Некоторые вопросы Федеральною агентства специального строительства" за счет средств федерального бюджета расходы Федерального агентства специального строительства на выплату работникам ежемесячной надбавки за выслугу лет не финансируется.

Не подлежат удовлетворению и требования Солнцевой Л.А. к Федеральному агентству Специального строительства (Спецстрой России)о признании права с . на получение ежемесячной надбавки к окладу за выслугу лет, о взыскании невыплаченной заработной платы (ежемесячной надбавки за выслугу лет) за период с . по .. Как установлено положениями статьи 136 Трудового кодекса РФ работодатель обязан начислить и выплатить работнику заработной платы в соответствии с установленной системой оплаты труда и пропорционально отработанному времени. В ходе рассмотрения дела установлено, что Солнцева Л.А. состояла в трудовых отношениях с ФГУП УС-73, и это предприятие является юридическим лицом. Со Спецстроем России истец в трудовых отношениях в период с . по . не состояла.

Ответчик ФГУП УС-73 в судебном заседании просил применить срок исковой давности.

Истец Солнцева Л.А. возражала против применения срока исковой давности. Считает, что срок исковой давности ею не пропущен, так как о нарушении своего права на получение ежемесячной надбавки к окладу за выслугу лет она узнала только в августе 2010 года, ознакомившись с приказом Спецстроя России от 04.06.2008 года № 243, в редакции приказа от 22.12.2008 года № 626. Поскольку её право на получение надбавки носит длящийся характер, то срок исковой давности надлежит исчислять с момента её увольнения. А в суд за защитой нарушенного права она обратилась до увольнения с предприятия.

Статьей 392 Трудового кодекса РФ установлено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительной причине этого срока, он может быть восстановлен судом.

Статьями 195, 197, 199 Гражданского кодекса РФ определено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В судебном заседании установлено, что Солнцева Л.А., при приеме на работу, была ознакомлена с коллективным договором, с правилами внутреннего трудового распорядка предприятия, с приказом о приеме на работу. Ей был вручен трудовой договор, оформленный в письменной форме (л.д.47-49 том 1)). В соответствии с должностной инструкцией Солнцева Л.А. (которая была с ней ознакомлена .), как начальник юридического отдела, должна была знать приказы и распоряжения директора предприятия, законодательные акты, регламентирующие производственно-хозяйственную деятельность предприятия (л.д.96-98 том 1). Следовательно, она была ознакомлена с установленной на предприятии системой оплаты труда. В течение всего периода работы Солнцева Л.А. ежемесячно получала на руки расчетные листки в который были отражены все начисленные ей за отработанный месяц денежные средства, с указанием суммы и вида начислений (что истец подтвердил в судебном заседании). Выплата заработной платы производилась ежемесячно, срок задержки выплаты заработной платы составлял не более одного месяца (что подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами). Солнцева Л.А. обратилась в суд за защитой нарушенного права ., что подтверждается штемпелем суда на исковом заявлении. Ранее с такими требованиями истец в суд не обращался.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что работник обратился в суд с иском за разрешением индивидуального трудового спора - о признании права с . на получение ежемесячной надбавки к окладу за выслугу лет, о взыскании невыплаченной заработной платы (ежемесячной надбавки за выслугу лет) за период с . по . (с учетом срока фактической выплаты заработной платы с задержкой на один месяц), за пределами установленного законом трехмесячного срока. Обстоятельства, свидетельствующие об уважительной причине пропуска срока исковой давности в ходе рассмотрения дела не установлены. О восстановлении срока исковой давности истец не просил. Поэтому, в соответствии с правилами, установленными статьей 199 Гражданского кодекса РФ, суд считает необходимым применить срок исковой давности и отказать истцу в удовлетворении указанных требований.

Доводы истца, что работодатель обязан был ознакомить его с приказом Спецстроя России от 04.06.2008 года № 243, в редакции приказа от 22.12.2008 года № 626, которым установлена ежемесячная надбавка к окладу за выслугу лет, но не сделал этого, не принимается судом во внимание, так как не основана на требованиях трудового законодательства.

В соответствии с положениями Трудового кодекса РФ работодатель обязан знакомить работника с приказами о его приеме и увольнении, о переводе или перемещении, о применении дисциплинарного взыскания, с локальными нормативными актами предприятия. Приказы Спецстроя России от 04.06.2008 года № 243 и от 22.12.2008 года № 626 не являются локальными нормативными актами ФГУП УС-73, следовательно, у ответчика не было обязанности знакомить Солнцеву Л.А. с этими документами. Кроме того, эти приказы были зарегистрированы в Министерстве юстиции России, не являются секретными и доступны для свободного ознакомления.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Солнцевой Л.А. в удовлетворении требований к Федеральному государственному унитарному предприятию «Управление строительства № 73 при Федеральном агентстве специального строительства», Федеральному агентству Специального строительства о признании права с . на получение ежемесячной надбавки к окладу за выслугу лет, о взыскании невыплаченной заработной платы (ежемесячной надбавки за выслугу лет) за период с . по ., - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд города Комсомольска -на- Амуре.

Судья:        Бузыновская Е.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200