РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 августа 2011 года Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: Председательствующего судьи АЙЗЕНБЕРГ А. М. При секретаре ФИО4 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по . в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске - на - Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, им. П. Осипенко районах в защиту неопределенного круга лиц к ООО «Карат» о признании незаконными действий по оказанию услуг и о возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Начальник Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске - на - Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, им. П. Осипенко районах обратился в суд с вышеназванным иском в защиту в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Карат» о признании незаконными действий по оказанию услуг и о возложении обязанности. В обоснование своих требований указал, что Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю . на основании коллективного обращения граждан, вх. № Кл-66 от . по факту нарушения их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, в ювелирной мастерской ООО «Карат», расположенной по ., проведена внеплановая документарная проверка. В ходе проведения контрольно - надзорных мероприятий территориальным отделом установлено, что при оказании услуг по изготовлению и ремонту ювелирных изделий с потребителями договор оформляется в письменном виде на бланке «квитанция-договор на услуги по изготовлению и ремонту ювелирных изделий» в соответствии с требованиями п.2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно- кассовой техники». Вместе с тем, при правовом анализе данных договоров об оказании услуг (выполнения работ), заключенных потребителями ФИО3 и ФИО2 с ООО «Карат на изготовление ювелирных изделий установлено, что в данных договорах отсутствует: информация о цене принятого изделия у заказчика; информация о должности лица, принявшего заказ, а также о должности лица, получившего материальные ценности для выполнения работы; отсутствует описание работ, с приложением эскиза за подписью потребителя, а также драгоценных камней с указанием формы, размера, массы, цвета, дефектов, что нарушает права потребителей на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах и исполнителе, и, соответственно, является нарушением п.4, п.22 «Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства от 15.08.1997г. № 1025; ст.8, ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также нарушением п.3 «и» Постановления Правительства РФ от 06.05.2008г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», п.2.1 ст.2 Федерального Закона РФ «О применении контрольно- кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». За выявленные нарушения ООО «Карат» привлечено к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Просит суд признать не соответствующими Закону РФ «О защите прав потребителей» действия ООО «Карат» по документальному оформлению услуг, оказываемых потребителям. Возложить на ООО «Карат» обязанность устранить нарушения путем принятия мер по доведения до потребителей в письменных договорах (квитанциях-договорах), при оказании ими услуг (выполнения работ), информации о цене принятого изделия у заказчика; информации о должности лица, принявшего заказ, а также о должности лица, получившего материальные ценности для выполнения работы; с описанием работ (приложением эскиза за подписью потребителя), а также драгоценных камней с указанием формы, размеры, массы, цвета, дефектов, в соответствии с требованием п.4, п.22 «Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства от 15.08.1997г. № 1025; ст.8, ст.8, ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». В судебном заседании представитель истца ФИО5 на исковых требованиях настаивала и дала суду пояснения, полностью совпадающие с вышеизложенными обстоятельствами. Представители ответчика директор ООО «Карат» ФИО6, учредители ООО «Карат» ФИО7, ФИО8 в судебном заседании исковые требования признали. Судом принято признание иска ответчиком, ибо это не противоречит закону и не нарушает чьих - либо прав и охраняемых законом интересов других лиц и разъяснен порядок принятия решения в случае признания иска ответчиком в соответствии со ст. 173 п. 3 ГПК РФ. Суд, выслушав пояснения представителя истца ФИО5,, представителей ответчика ФИО6, ФИО7, ФИО8, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу: В соответствии со статьей 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя. Согласно ст. 46 Закона «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. В соответствии с п.п. 1, 3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Согласно статье 10 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно п.4 «Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства от 15.08.1997г. № 1025 договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения: фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации - исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации); вид услуги (работы); цена услуги (работы); точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя; отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена; даты приема и исполнения заказа; гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота; другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ); должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ. Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю. Договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и т.п. Согласно п.22 вышеназванных правил, в договоре (квитанции, ином документе) о выполнении работ по ремонту и изготовлению ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней производится описание работ (с приложением эскиза за подписью потребителя), а также драгоценных камней с указанием формы, размера, массы, цвета, дефектов. В случае приема для ремонта или изготовления ювелирных изделий драгоценных металлов, принадлежащих потребителю, исполнителем должно быть произведено определение пробы драгоценных металлов на пробирных камнях с помощью реактивов, изготавливаемых государственными инспекциями пробирного надзора. Ювелирные изделия, изготовленные из драгоценных металлов, должны соответствовать пробам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и быть заклеймлены в установленном порядке государственным пробирным клеймом государственными инспекциями пробирного надзора. При изготовлении ювелирных изделий из драгоценных металлов исполнитель обязан иметь именник, оттиск которого ставится на изготовленных изделиях. В судебном заседании установлено, что . в территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре поступило коллективное обращение граждан ФИО2 и ФИО3 о нарушении их прав. Как следует из жалобы ФИО2, . он обратился в ювелирную мастерскую ООО «Карат», расположенную по ., для изготовления двух колец и передал 9,7 грамма золота 585 пробы. До настоящего времени не может получить нги кольца, ни забрать золото, ему предлагают забрать кольца, но неклейменые, что его не устраивает, так как не знает, из чего они изготовлены. Кроме того, ФИО2 сообщает, что при сдаче в мастерскую золота, его не оценили. Из сообщения ФИО3 следует, что она обратилась в ту же мастерскую ., чтобы из золотого лома 585 пробы (цепочка, подвеска-крест, кольцо, часть браслета) изготовить кольцо. До сих пор получить это кольцо не может. При оформлении заказа, в квитанции не указали, что вместе с золотым ломом были переданы и камни, на кресте и кольце были фианиты и горный хрусталь. Эскиз будущего изделия при заказе оговаривали, но в письменном виде ничего ей не дали. Золото, которое она сдала в мастерскую не оценили. Они обращались с претензиями в ООО «Карат», но они оставлены без ответов. В связи с чем, просят провести проверку деятельности ООО «Карат» по данной жалобе. Распоряжением от . . за подписью заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске - на - Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, им. П. Осипенко районах ФИО9 дано указание провести проверку в отношении ООО «Карат», проведение которой поручить специалисту - эксперту ФИО5 Целью проверки является установление соответствия (не соответствия) объекта обязательным требованиям законодательства в сфере защиты прав потребителей по обращению граждан о нарушении прав потребителей при оказании услуг бытового обслуживания по изготовлению и ремонту ювелирных изделий вх. №КЛ.-66 от . Установлен срок проведения проверки 20 рабочих дней. Приступить с . и окончить не позднее . Копия данного распоряжения была направлена Директору ООО «Карат» ФИО7 письмом от . в котором предлагалось представить копии правоустанавливающих документов. Получено ФИО7 . . составлен Акт проверки . в отношении ООО «Карат», которым установлено, что осуществить проверку в полном объеме не представилось возможным. Имеющиеся в наличии документы, которые используются при осуществлении деятельности юридическим лицом ООО «Карат», а именно, представленные гражданами договоры на услуги по изготовлению и ремонту ювелирных изделий . от . заключенные между ООО «Карат» и гр-ном ФИО2, и . от . с гр-кой ФИО3 проверены на соответствие нормам действующего законодательства. При оказании услуг по изготовлению и ремонту ювелирных изделий с потребителем оформляется договор в письменной форме в виде квитанции БО-Ю в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 №359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники». При анализе представленного договора № 023787 от 08.12.2010, заключенного ООО «Карат» с гр- ном ФИО2 на изготовление изделия, установлено, что договор в соответствии с п.4 Правил бытового обслуживания содержит следующие сведения: фирменное наименование, местонахождение (юридический адрес), ИНН; вид услуги; наименование металла; цена услуги; дата приема и исполнения заказа; описание работ; проба изделия; вес изделия принятого от заказчика; отметка об оплате потребителем полной цены. В соответствии со ст. 35 Закона РФ «О защите прав потребителей» цена материала (вещи) заказчика, передаваемого исполнителю, определяется соглашением сторон (договором) и указывается в квитанции или в ином документе, выдаваемом заказчику. Это правило соответствует ст.734 ГК РФ, Если работа по договору бытового подряда выполняется из материала заказчика, в квитанции или ином документе, выдаваемых подрядчиком заказчику при заключении договора, должны быть указаны точное наименование, описание и цена материала, определяемая по соглашению сторон. Оценка материала в квитанции или ином аналогичном документе может быть впоследствии оспорена заказчиком в суде. Однако, в данном договоре отсутствует информация о цене принятого изделия у заказчика. Кроме того, в договоре отсутствует информация о должности лица, принявшего заказ, а также должность лица, получившего материальные ценности для выполнения работы, что является нарушением п. 4 Правил бытового обслуживания и ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». В соответствии с п. 22 Правил бытового обслуживания населения в договоре о выполнении работ по ремонту и изготовлению ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней производится описание работ (с приложением эскиза за подписью потребителя), а также драгоценных камней с указанием формы, размера, массы, цвета, дефектов. В данном договоре в нарушение п.22 Правил отсутствует эскиз изделия за подписью потребителя. При анализе договора . от ., заключенного ООО «Карат» с гр-кой ФИО3 выявлены нарушения ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», пп.4, 22 Правил бытового обслуживания, а именно: в договоре не указаны точное наименование, описание и цена материала принятого изделия заказчика, отсутствует информация о должности лица, принявшего заказ, а также должность лица, получившего материальные ценности для выполнения работы, отсутствует описание работ ( с приложением эскиза за подписью потребителя), а также драгоценных камней с указанием формы, размера, массы, цвета, дефектов, что является нарушением права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах, и соответственно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.4 Правил бытового обслуживания населения. В остальном, договор не содержит положений, противоречащих нормам действующего законодательства. Условий, ущемляющих права потребителя, при проведении правового анализа данных договоров не выявлено. Кроме того, Актом установлено, что изготовленные изделия ООО «Карат» не обеспечены соответствующим государственным пробирным клеймом. Таким образом, в действиях ООО «Карат» усматриваются признаки правонарушения предусмотренного ст. 14.4 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объективная сторона правонарушения состоит в том, что ООО «Карат» выполняет работы (оказывает услуги) населению не соответствующие требованиям стандартов, а именно: п. 1.1.1; п. 1.1.3 ОСТ 117-3-002-95 «Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия». Данные документы: жалоба ФИО3 и ФИО2, Распоряжением от . ., акт проверки приняты судом в качестве доказательства по делу, поскольку содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, исходят от органа, полномочного представлять данный вид доказательств, их достоверность не опровергнута ответчиком. Данные обстоятельства дела нашли свое подтверждение из пояснений сторон в судебном заседании. Таким образом, ООО «Карат» в нарушение Закона «О защите прав потребителей» заключает с потребителями квитанции - договоры, не соответствующие пункту 22 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства от 15.08.1997г. № 1025, чем грубо нарушает права потребителей. Анализируя изложенные нормы права, обстоятельства, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что требования требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске - на - Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, им. П. Осипенко районах являются законными и подлежат удовлетворению. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске - на - Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, им. П. Осипенко районах в защиту неопределенного круга лиц к ООО «Карат» о признании незаконными действий по оказанию услуг и о возложении обязанности удовлетворить. Признать не соответствующими Закону РФ «О защите прав потребителей» действия ООО «Карат» по документальному оформлению услуг, оказываемых потребителям. Возложить на ООО «Карат» обязанность устранить нарушения путем принятия мер по доведению до потребителей в письменных договорах (квитанциях-договорах), при оказании ими услуг (выполнения работ), информации о цене принятого изделия у заказчика; информации о должности лица, принявшего заказ, а также о должности лица, получившего материальные ценности для выполнения работы; с описанием работ (приложением эскиза за подписью потребителя), а также драгоценных камней с указанием формы, размеры, массы, цвета, дефектов, в соответствии с требованием п.4, п.22 «Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства от 15.08.1997г. № 1025; ст.8, ст.8, ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». На решение может быть подана кассационная жалоба в Хабаровский крайсуд в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме через суд, его вынесший. СУДЬЯ: