РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 сентября 2011 года Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в составе: Председательствующего судьи АЙЗЕНБЕРГ А. М. С участием прокурора ФИО3 При секретаре ФИО1 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Вэлком» о возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: И.о. Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 обратился в суд с вышеназванным иском в защиту в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Вэлком» о возложении обязанности. В обоснование своих требований указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение федерального законодательства предприятие ООО «Вэлком» не проведя инвентаризацию стационарных источников выбросов и не имея специального разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух эксплуатирует стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе: стационарные и передвижные механизмы, работающие на моторном топливе (дизельную электростанцию, насосную станцию с дизельным приводом, тракторную, бульдозерную и землеройную технику), а также печи для отопления бытовых помещений, бани и приготовления пищи, заправочный пункт (склад ГСМ), расположенный . КГУ «Комсомольское лесничество». При этом, во втором квартале 2011 года предприятием от стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух произведен выброс: углерод оксид в объеме 1,637тон, азот (IV) оксид в объеме 2,006 тонн, углерод (сажа) в объеме 0,132 тонн, сера диоксид в объеме 0,269 тонн, бензапирен в объеме 0,000003 тонн, фомальдегид в объеме 0,032 тонн, керасин в объеме 0,792 тоны. Следовательно, предприятие ООО «Вэлком», оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством использования в своей деятельности стационарных источников выбросов, в результате работы которых, в числе прочего образуется вредные (загрязняющие) вещества. Таким образом, эксплуатация ООО «Вэлком» источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешительной документации оказывает негативное воздействие на окружающую среду, что противоречит требованиям природоохранного законодательства, закрепленным в Федеральных законах «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха» и влияет на здоровье жителей Хабаровского края, нарушая тем самым, гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду. Просят суд обязать ООО «Вэлком» в срок до . провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать и утвердить в установленном законом порядке проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В судебном заседании помощник Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 на исковых требованиях настаивал и дал суду пояснения, полностью совпадающие с вышеизложенными обстоятельствами. Кроме того, пояснил, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух. Пунктом 1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» на юридических лиц возложена обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства в части проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработки предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Вэлком» не проведя инвентаризацию стационарных источников выбросов и не имея специального разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух эксплуатирует стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе: стационарные и передвижные механизмы, работающие на моторном топливе (дизельную электростанцию, насосную станцию с дизельным приводом, тракторную, бульдозерную и землеройную технику), а также печи для отопления бытовых помещений, бани и приготовления пищи, заправочный пункт (склад ГСМ), расположенный . КГУ «Комсомольское лесничество». При этом, во втором квартале 2011 года предприятием от стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух произведен выброс: углерод оксид в объеме 1,637тон, азот (IV) оксид в объеме 2,006 тонн, углерод (сажа) в объеме 0,132 тонн, сера диоксид в объеме 0,269 тонн, бензапирен в объеме 0,000003 тонн, фомальдегид в объеме 0,032 тонн, керасин в объеме 0,792 тоны. Следовательно, предприятие ООО «Вэлком», оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством использования в своей деятельности стационарных источников выбросов, в результате работы которых, в числе прочего образуется вредные (загрязняющие) вещества. Представитель ответчика ООО «Вэлком» в судебное заседание не явились, по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке, о чем в деле имеется почтовое уведомление, о причинах неявки в суд не сообщили, согласно письменному заявлению просят суд рассматривать дело в их отсутствие, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица в соответствии со ст. 167 п. 5 ГПК РФ. Суд, выслушав пояснения помощника прокурора ФИО3, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу: В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с этой конституционной нормой статья 3 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух. Пунктом 4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») основными принципами в области охраны атмосферного воздуха являются: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства. Статьей 11 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. На основании ст. 12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы таких выбросов. Частью 1 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. В силу ч. 1 ст. 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. При этом, согласно п. 1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» на юридических лиц возложена обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства в части проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработки предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. В судебном заседании установлено, что целью деятельности ООО «Вэлком» является получение прибыли. Одним из видов деятельности Общества, является: - добыча руд и песков драгоценных металлов и руд редких металлов. На основании Договора аренды лесного участка . от . заключенного между Министерством природных ресурсов Хабаровского края (Арендодатель) и ООО «Вэлком» (Арендатор), последнему предоставлен в аренду сроком до ., находящийся в государственной собственности лесной участок из состава земель лесного фонда . В ходе проведенной Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой проверки, в частности, Актом «Проверки соблюдения предприятием ООО «Вэлком» Федерального законодательства при добыче россыпного золота на ручье Кедровый» от ., установлено, что в нарушение ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст.11,12,14,22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха предприятие ООО «Вэлком», не проведя инвентаризацию стационарных источников выбросов и, не имея специального разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, эксплуатирует стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе: стационарные и передвижные механизмы, работающие на моторном топливе (дизельную электростанцию, насосную станцию с дизельным приводом, тракторную, бульдозерную и землеройную технику), а также печи для отопления бытовых помещений, бани и приготовления пищи, заправочный пункт (склад ГСМ), расположенный в . КГУ «Комсомольское лесничество». Данный акт составлен старшим помощником Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО3 С актом ознакомлен копию акта получил представитель ООО «Вэлком» по доверенности ФИО4 Из объяснений зам. генерального директора ООО «Вэлком» ФИО4, следует, что он с нарушениями, выявленными Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой и изложенными в акте проверки от ., согласен, вину предприятия признает. В ближайшее время приложат все усилия, чтобы устранить дальнейшие нарушения. Согласно расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду во втором квартале 2011 года предприятием от стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух произведен выброс: углерод оксид в объеме 1,637тон, азот (IV) оксид в объеме 2,006 тонн, углерод (сажа) в объеме 0,132 тонн, сера диоксид в объеме 0,269 тонн, бензапирен в объеме 0,000003 тонн, фомальдегид в объеме 0,032 тонн, керасин в объеме 0,792 тоны. Данные документы: акт проверки от . и объяснения ФИО4 от ., расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, приняты судом в качестве доказательства по делу, поскольку содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, исходят от органа, полномочного представлять данный вид доказательств, их достоверность не опровергнута ответчиком. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя в отличие от мер гражданско-правовой ответственности. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что предприятие ООО «Вэлком», оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством использования в своей деятельности стационарных источников выбросов, в результате работы которых, образуется вредные (загрязняющие) вещества, а при отсутствии разрешительной документации данные действия ответчика приводят к нарушению требований природоохранного законодательства. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что на ООО «Вэлком» подлежит возложению обязанность в срок до 23 августа 2012 года провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать и утвердить в установленном законом порядке проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Учитывая, что требования истца подлежат удовлетворению, а последний в силу требований ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в местный бюджет госпошлину на основании ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в размере 4000 руб. 00 коп. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Вэлком» о возложении обязанности - удовлетворить. Обязать ООО «Вэлком» в срок до 23 августа 2012 года провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать и утвердить в установленном законом порядке проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Взыскать с ООО «Вэлком» государственную пошлину в местный бюджет в сумме 4000 рублей. На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Хабаровский крайсуд в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, его вынесший. СУДЬЯ: