РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 сентября 2011 года г.Комсомольск-на-Амуре Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Галенко В.А, при секретаре судебного заседания Захаровой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жданова Т.В. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, администрации г.Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности по предоставлению по договору социального найма жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Жданова Т.В. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений Хабаровского края, администрации г.Комсомольска-на-Амуре, в котором просит предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, жилой площадью не ниже установленных социальных норм (не менее 18 кв.м.), применительно к населенному пункту г.Комсомольска-на-Амуре, отвечающее санитарным и техническим требованиям. В обоснование исковых требований указала, что с семилетнего возраста является сиротой. До заключения брака имела фамилию Шрубковская Т.В., в связи с вступлением в брак в . сменила фамилию на Шалда К.А., при новом вступлении в брак в . имеет фамилию Жданов В.И.. В . находилась в Детском ., из которого выбыла . в ПТУ ., где проходила обучение и временно на период обучения проживала в общежитии. В ., как лицо из числа детей-сирот, обратилась с заявлением о постановке вне очереди на учет в качестве нуждающейся в жилом благоустроенном помещении. Заявление у нее приняли, поставили на учет. Ежегодно она ходила в администрацию Центрального округа г.Комсомольска-на-Амуре, которая на тот момент вела учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, где подтверждала свою нуждаемость в жилом помещении. В . на очередной запрос о времени предоставления благоустроенного жилого помещения получила ответ, согласно которому она не состоит на учете как лицо из числа детей-сирот, состоящих на учете на получение жилья, кроме того, ей отказано в предоставлении жилья в связи с тем, что она достигла возраста 23 лет. Считает действия ответчика незаконными, так как состояла на учете, снять ее с учета могли с согласия органа опеки и попечительства, наличие возраста свыше 23 лет не имеет правового значения, и не может являться основанием для лишения гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья. Определением судьи Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от . произведена замена ненадлежащего ответчика с Министерства имущественных отношений Хабаровского края на надлежащего ответчика - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края. В судебном заседании истица Жданова Т.В., представитель истца адвокат Ворончихина И.А., действующая на основании ордера от ., настаивали на удовлетворении исковых требованиях, дали показания, аналогичные вышеизложенным обстоятельствам, дополнительно пояснили, что в . на основании . совета депутатов трудящихся от . . Жданов В.И. (Шрубковская) Т.В. была помещена в Детский дом, так как осталась без попечения родителей. Ее мать умерла, отец записан в свидетельстве о рождении со слов матери. Находилась в Детском доме с . по . год. В . поступила в профессиональное техническое училище ., где обучалась два года, проживала в общежитии. По окончании училища, в . устроилась на работу в дом Бытовых услуг, где узнала, что как выпускник детского дома имеет право на внеочередное получение жилого помещения. В . обратилась в райисполком . с вопросом о постановке на учет как лицо из числа детей-сирот, где ее ознакомили с перечнем документов, необходимых предоставить для постановки на учет, внесли запись в книгу, в которой она расписалась и разъяснили, что необходимо ежегодно отмечаться и представлять доказательства, что ее жилищные условия не улучшились. Ежегодно, кроме . она подтверждала свою нуждаемость в жилье, обращаясь в администрацию .. В . обратилась в Министерство ЖКХ . с заявлением, в . из ответа Министерства ЖКХ . узнала, что она не была включена в список очередников из числа детей-сирот, нуждающихся в жилье, что из администрации . документы в отношении нее не передавались. До настоящего времени она не обеспечена жилым помещением. Считает, что сохранила право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением по месту проживания, так как с семилетнего возраста является ребенком, оставшимся без попечения родителей. В судебном заседании представитель ответчика администрации . Ипатова И.В., действующая на основании доверенности от ., исковые требования Жданова Т.В. не признала и пояснила суду, что с . предоставление жилых помещений возложено на субъект Российской Федерации в лице Министерство ЖКХ по .. Все списки очередников из числа детей-сирот нуждающихся в улучшении жилищных условий были переданы администрацией . в Министерство ЖКХ по ., учетное дело в отношении истца не заводилось. Полагает, что администрация . является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Кроме того, считает, что истцом пропущен срок на обращение в суд за защитой нарушенного права, последствия которого просит применить. Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился. Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия. В возражениях, направленных в адрес суда представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края указал, что исковые требования Жданова Т.В. не признает, полномочным органом по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа до . являлся орган местного самоуправления, после . субъект Российской Федерации. На основании постановления Губернатора Хабаровского края от . . Министерство ЖКХ края является специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями по ведению учета лиц названной категории, нуждающихся в жилых помещения, и по принятию решений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в отношении жилых помещений, находящихся в казне края. В Министерстве ЖКХ . отсутствуют сведения о том что Жданова Т.В. как сирота была принята на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. В списках детей-сирот, принятых на учет в органах местного самоуправления Жданова Т.В. не числится, учетное дело в отношении нее в министерство ЖКХ . не направлялось, в связи с чем отсутствуют основания для включения истицы в краевой реестр учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда, предусмотренных по договору социального найма, и последующего предоставления жилья. В соответствии с Федеральным законом от . № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного или обоих родителей. На момент обращения истицы с заявлением о принятии на учет в Министерство ЖКХ . . она достигла возраста <данные изъяты>, в связи с чем статус лица, оставшегося без попечения родителей, ею утрачен. Распоряжением Министра ЖКХ . от . .-р Жданова Т.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, которое истцом обжаловано. Решением Центрального районного суда . от . в удовлетворении заявления Жданова Т.В. о признании незаконным распоряжения Министра ЖКХ . об отказе в принятии на учет отказано. Кроме того, на момент обращения в суд истица не представила доказательства обоснованности исковых требований. В соответствии со заседание лиц, участвующих в деле, их представителей" target="blank" data-id="12755">ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц. Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснила, что знает Жданова Т.В. с ., которая вместе с ее дочерью обучалась в ПУ ., девочки подружились, и Жданова Т.В. часто жила у нее в квартире по . была в общежитии училища. В . Жданова Т.В. обратилась в райисполком . с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как выпускница детского дома, предоставила в райисполком справку о прописке и справку из детского дома. Со слов Жданова Т.В. знает, что в райисполкоме у нее приняли документы, она расписалась в книге. В последствии Татьяна ежегодно ходила в райисполком отмечаться. Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснила, что знакома с Жданова Т.В. с ., вместе обучались в ПУ .. В . . встала на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как своего жилья у нее не было. Они несколько раз вместе ходили в райисполком, находящийся на ., она в кабинет вместе с подругой не заходила. Свидетель ФИО8 в судебном заседании пояснила, что знакома с Жданова Т.В. с ., которая была одноклассницей ее сына. ФИО18 приходила к ним в гости. В ., по возвращению сына ФИО9 из армии, они с ФИО19 около года проживали вместе в ее квартире. По просьбе Жданова Т.В. она оставалась с ее сыном, когда ФИО20 ходила в райисполком отмечаться в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В дальнейшем сын уехал учиться, а ФИО21 вернулась в общежитие. Свидетель ФИО10 в судебном заседании пояснила, что с . работает в отделе по защите прав несовершеннолетних .. Всегда велся и ведется банк данных детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья. Первичный учет детей происходил по месту их выявления, о чем вносилась запись в журнал первичного учета. Если у ребенка не было жилья, его вносили в банк данных. Жданова Т.В. возможно получила статус сироты в . по месту проживания, в связи с чем данных о ней в журналах . администрации . нет. За год до выпуска ребенка из детского дома все данные на ребенка передавались в отдел ЖКХ .. До . года очереди на предоставление внеочередного жилья детям-сиротам не было. Первый раз Жданова Т.В. обратилась к ней в .. Выслушав показания участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии с ч.2 ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. Согласно ст. 1 Федерального закона от . N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от . N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. . от . N 119 "О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законные представители детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, администрации организаций, выполняющих функции опекунов (попечителей), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за год до окончания пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, или иных организациях, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, подают заявление с приложением всех документов, предусмотренных действующим законодательством, в специально уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края для постановки на учете качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма. Право на получение жилого помещения за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется и после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли до этого возраста на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не были к этому сроку обеспечены жилыми помещениями. Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 109 ЖК РФ). В соответствии со ст. 115.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на: содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Согласно п. 3.1 ч.1 ст. 2 Закона Хабаровского края от 13 октября 2005 г. N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае" жилые помещения государственного жилищного фонда края по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, в том числе вставшим на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года. Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25 апреля 2006 года № 96 Министерство жилищно-коммунального хозяйства края определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края, наделено полномочиями по организации ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма, принятии решений о предоставлении по договорам найма, социального найма и аренды жилых помещений, находящихся в казне края. Органы местного самоуправления в течение 6 месяцев после вступления в силу настоящего закона передают в специально уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края утвержденные списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет в соответствующих органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ., и укомплектованные копии учетных дел на них (ст. . от . N 198 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты ."). Согласно свидетельству о рождении 1-ОТ ., выданному . ОЗАГС по . Управления записи актов гражданского состояния администрации . родителями Шрубковская Т.В., . года рождения, уроженки . являлись отец Шрубковский В.Р., мать Шрубковская В.Ф. Из справки о рождении . от . следует, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. Согласно свидетельству о смерти 1-ДВ ., выданному ОЗАГС . администрации . . Шрубковская В.Ф. умерла. Согласно справке о заключении брака ., выданной ОЗАГС . администрации . . Шалда К.А. и Шрубковская Т.В. заключили брак. После заключения брака супругам присвоена фамилия Шалда К.А.. Согласно свидетельству о заключении брака 1-ДВ ., выданному о\ЗАГС . . Жданов В.И. и Шалда Т.В. заключили брак, после заключения брака супругам присвоена фамилия Жданов В.И.. В судебном заседании установлено, и подтверждается решением Исполнительного комитета . Совета депутатов трудящихся . от . «Об определении в детский дом Шрубковская Т.В., . года рождения», что в связи с тем, что мать несовершеннолетней Шрубковская Т.В. умерла, отца у ребенка нет, Шрубковская Т.В. определена в детский дом. Согласно архивной справке отдела образования администрации . . от . в книге движения воспитанников детского . за . значится Шрубковская Т.В.,. рождения .. Дата поступления в детский дом ., из семьи по путевке Крайоно. Дата выбытия из детского дома . в ПУ .. Согласно архивной справке КГОУ НПО «Профессиональное училище .» от . . Шрубковская Т.В. обучалась в КГОУ НПО «Профессиональное училище .» . с . по .. Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства . .-р от . Жданова Т.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилищного фонда края, предоставляемом по договору социального найма. В суд с данным иском Жданова Т.В. обратилась ., т.е. в пределах установленного ст.196 ГК РФ срока, с момента, когда она узнала о нарушении своего права, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявления представителя администрации . о применении исковой давности. Далее в судебном заседании установлено, что Шрубковская Т.В. с . по . была зарегистрирована по месту пребывания по адресу .. С . по . Шрубковская Т.В. была зарегистрирована в общежитии по адресу .. С . по . истица была зарегистрирована в качестве члена семьи собственника жилого помещения по адресу . принадлежащего на тот момент ее супругу Жданов В.И., брак с которым впоследствии был прекращен. С . по настоящее время Жданова Т.В. зарегистрирована в качестве знакомой в квартире по адресу . . между .ом администрации ., управляющим ЗАО «Компания «Дельта» и Жданова Т.В. заключен договор . временного пользования жилым помещением по адресу . Жилого помещения в собственности, либо пользовании на условиях договора социального найма Жданова Т.В. не имеет. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела справкой КГОУ НПО «Профессиональное училище .», карточкой прописки на имя Шрубковская Т.В., договором временного пользования жилым помещением . от ., решением Центрального районного суда . от ., справкой ХКГУП технической инвентаризации и оценки недвижимости от ., уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по . от .. Из имеющихся в материалах дела решений Исполнительного комитета . Совета народных депутатов . за период с . сведения о постановке Жданов В.И. (Шрубковская Т.В., Шалда) Т.В. на учет для получения жилой площади за счет фонда местных Советов отсутствуют. Также истец не числиться в списках детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, вставших на учет до ., которые передавались Ленинским и .ом администрации . в Министерство ЖКХ ., Согласно сообщению . администрации . от . . Жданов В.И. (Шрубковская Т.В., ., как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в отдел по учету и приватизации жилищного фонда . администрации города в период с . включительно не обращалась, в списки очередников . на получение жилых помещений не включалась и в настоящее время на учете не состоит, жилым помещением не обеспечивалась. Также Жданов В.И. (Шрубковская Т.В., Шалда) Т.В. не значиться в журнале . первичного учета несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей .о . за период с . При этом суд не принимает во внимание показания опрошенных по ходатайству истца свидетелей, поскольку источником сведений, сообщаемых свидетелями, являлась сама истица, доводы которой в судебном заседании своего подтверждения не нашли. Достижение Жданова Т.В. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 23-х летнего возраста не может являться основанием для лишения ее гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, при условии постановки на учет до указанного возраста. Однако истцом не представлены доказательства постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения 23-х летнего возраста, в связи с чем суд приходит к выводу об оставлении требований Жданова Т.В. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, администрации г.Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности по предоставлению по договору социального найма жилого помещения без удовлетворения. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Жданова Т.В. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, администрации г.Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности по предоставлению по договору социального найма жилого помещения - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре. Судья Галенко В.А.