№ 2-4271/2011 решение



Дело .

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2011 г.                   г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:

судьи Баннова П.С.,

при секретаре Мажаровой Л.В.,

с участием:

представителя ответчика Коленченко А.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Лукьяновой <данные изъяты> к Филиалу № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю о взыскании заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Лукьянова М.Г. обратилась в суд с иском к Филиалу № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю о взыскании заработной платы. Свои требования мотивировала тем, что она была уволена . по п.2 ст.81 ТК РФ, по сокращению штата работников, в соответствии с приказом . командира в/части . от .. При увольнении ей были выплачены суммы средней месячной заработной платы на период трудоустройства при увольнении по сокращению штата путем перечисления на банковский счет пластиковой карты в размере: за период с . по . - <данные изъяты>.; за период с . по . - <данные изъяты> С размерами вышеуказанных сумм истец не согласна, так как согласно Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (с изменениями от 11.11.2009) расчет средней заработной платы на период трудоустройства иной. Исходя из представленного истцом расчета, недоплата за период с . по . составила <данные изъяты> Истец считает, что уменьшение суммы ее средней зарплаты на период трудоустройства при увольнении по сокращению штата ухудшило ее положение, как работника, в связи с чем просит суд обязать ответчика произвести перерасчет ранее выплаченных сумм средней заработной платы на период трудоустройства при увольнении по сокращению штата за период с . по ., а также произвести расчет сумм средней заработной платы за период с . по . с учетом премий, выплаченных по приказу <данные изъяты> от . ..

В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебное заседании представитель ответчика Филиала № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю Коленченко А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, кроме того, просил применить срок исковой давности, установленный трудовым кодексом РФ.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что на основании приказа командира войсковой части <данные изъяты> . от . Лукьянова М.Г. уволена в соответствии с п.2 ст. 81 ТК РФ по сокращению численности или штата работников организации, с ..При увольнении с Лукьяновой М.Г. был произведен расчет, ей было выплачено единовременное денежное вознаграждение по итогам 2010, выходное пособие (средний заработок за период с . по . в сумме <данные изъяты> Указанные обстоятельства подтверждаются расчетно-платежной ведомостью ..

Далее, в ходе судебного разбирательства установлено, что с . работники финансовой службы войсковой части <данные изъяты> были уволены по сокращению численности штата работников. С . все руководящие документы для начисления заработной платы работникам войсковой части <данные изъяты> были переданы работником Филиала №1, где была произведена проверка расчета среднедневного заработка для выплаты выходного пособия и были выявлены нарушения, в связи с тем, что работники бухгалтерии войсковой части <данные изъяты> необоснованно включали в него премии выплаченные по приказу Министерства обороны РФ от . ., в июле 2010 в сумме <данные изъяты> руб., в ноябре 2010 в сумме <данные изъяты> руб., в декабре 2010 в сумме <данные изъяты> руб.

В соответствии со ст. 139 Трудового кодекса РФ, для всех случаев определения размера средней заработной платы устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы устанавливается все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы определены Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ 2007 № 922, в соответствии с пунктом 2 которого, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, в том числе премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда.

Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

Условия оплаты труда истца регулировались Приказом Министра обороны РФ 2008 №555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 №583», которым определены составляющие (должностные оклады, надбавки, премии, материальная помощь, ежемесячное денежное поощрение) заработной платы и их размер; требования по утверждению и формированию фондов оплаты труда гражданского персонала; а также утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ (приложение №2 к Приказу № 555).

В соответствии с вышеуказанным Положением, на премирование при утверждении фонда заработной платы на соответствующий год предусматриваются средства в размере 3 должностных окладов (25% должностного оклада в расчете за месяц), премирование производится, как правило, по результатам работы за месяц и квартал, премия выплачивается одновременно с заработной платой за проработанное время и учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка, конкретный размер премии определяется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда.

Таким образом, премиальные выплаты должны быть включены в годовой фонд оплаты труда организации, утверждаемый ежегодно соответствующим распорядителем средств федерального бюджета. При этом, должностные лица, допустившие перерасход или незаконное расходование фонда оплаты труда, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, в систему оплаты труда работников войсковой части <данные изъяты> выплаты на дополнительное материальное стимулирование (премии), предусмотренные Приказом Министра обороны РФ № 1010 не входит.

В соответствии с п.7 Указа Президента РФ от 26.12.2006 № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», Министру обороны РФ было предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, и разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, на выплату работникам премий по результатам службы (работы) и на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты.

В соответствии с данным Указом Министром обороны был издан Приказ от 26.07.2010 №1010, которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащих, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 которого, расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

При этом, размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.

Для подразделений управлений военных округов объемы бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование, и расчетная сумма устанавливаются Министром обороны Российской Федерации.

Из анализа положений приказа Министра обороны РФ № 1010 следует, что выплаты на дополнительное материальное стимулирование не являются строго фиксированными по сроку их выплаты (ежеквартально), так как их выплата производится только при наличии таких условий, как установленная экономия бюджетных средств по итогам за квартал, утверждением Министерством обороны распределения объемов бюджетных средств и расчетной суммы.

Из чего следует, что выплаты на дополнительное материальное стимулирование (премии), определенные приказом Министра обороны 2010 г. № 1010, при расчете годового фонда оплаты труда организации не могут учитываться (выплаты напрямую связаны с наличием либо отсутствием экономии бюджетных средств) и соответственно в его состав не включаются (не могут быть включены, так как не являются обязательными), не относятся к оплате труда, установленной у работодателя - командира войсковой части <данные изъяты>, предназначены для дополнительного материального стимулирования работников, сверх утвержденного фонда оплаты труда организации, в связи с чем не могут приниматься в расчет при расчете среднего заработка.

В связи с изложенным, учитывая, что Министр обороны РФ не является работодателем для истца, в силу положений законодательства наделен полномочиями по направлению бюджетных средств на дополнительное поощрение гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, доводы истца о нарушении трудового законодательства в связи с не включением в расчет среднего заработка произведенных ей выплат на дополнительное материальное стимулирование (премий) в 2010 году является необоснованными.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от 25.05.2011 . правовых оснований для включения в расчет среднего заработка сумм премий, выплаченных по отдельным решениям Министра обороны РФ за счет общей экономии бюджетных средств на оплату труда гражданского персонала Министерства обороны РФ в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010 не имеется.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, при расчете среднедневного заработка для начисления среднего заработка использовались карточки-справки Формы . за 2010, 2011.

Ответчиком представлен суду расчет, на основании которого истцу были произведены выплаты, который судом проверен и является правильным, вследствие чего требования Лукьяновой М.Г. о перерасчете среднего заработка являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Кроме того, в соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 28.09.2010), заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки, а о разрешении иного индивидуального трудового спора - в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (часть первая статьи 392 ТК РФ, статья 24 ГПК РФ).

При подготовке дела к судебному разбирательству необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 6 статьи 152 ГПК РФ возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ).

Если же ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (часть вторая статьи 390 ТК РФ) после назначения дела к судебному разбирательству (статья 153 ГПК РФ), оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства.

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

С учетом исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, суд полагает необходимым ходатайство представителя ответчика о применении срока исковой давности удовлетворить, поскольку в данном случае спор не о начисленной, но не выплаченной заработной плате, а о неправильности произведенных расчетов.

Как было установлено в судебном заседании, Лукьянова М.Г. уволена ., ей был выплачен расчет при увольнении, а именно единовременное денежное вознаграждение по итогам за 2010 год, выходное пособие (средний заработок за период . по ..

Согласно штампа канцелярии Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре исковое заявление Лукьяновой М.Г. поступило в суд 28 сентября 2011 года, и направлено в суд, согласно почтовой отметки 22 сентября 2011, то есть со значительным пропуском срока для обращения с иском в суд.

Доводов и обстоятельств, указывающих на то, что срок для обращения с иском в суд пропущен истцом по уважительным причинам, последним суду не представлено.

С заявлением о восстановлении пропущенного срока истец в суд не обращался.

Установленный законодателем трехмесячный срок для обращения с требованием в суд по индивидуальным трудовым спорам, является достаточным для реализации такого права, однако, истец не реализовал свое право.

С учетом изложенного и принимая во внимание то, что обстоятельств, препятствующих обращению истца в суд в виде непреодолимой силы не установлено, суд приходит к выводу о том, что срок для обращения с иском в суд пропущен по неуважительным причинам, вследствие чего в удовлетворении исковых требований Лукьяновой М.Г. к Филиалу № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю о взыскании заработной платы необходимо отказать в связи с пропуском срока для обращения в суд.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Лукьяновой <данные изъяты> к Филиалу № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю о взыскании заработной платы, отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.

Судья            подпись П.С. Баннов

          Копия верна

          Судья                                                                                                             П.С. Баннов