РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9 ноября 2011 года Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: Председательствующего судьи АЙЗЕНБЕРГ А. М. С участием прокурора ХАУСТОВОЙ А. А. При секретаре МИТИНОЙ О. А. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Паньков О.Г. к заинтересованному лицу кандидату на должность главы Комсомольского муниципального района Коломыцев А.В. и третьему лицу Избирательной комиссии Комсомольского муниципального района об отмене регистрации кандидата, УСТАНОВИЛ: Паньков О. Г. обратился в суд с вышеназванным заявлением, ссылаясь на то, что постановлением избирательной комиссии Комсомольского муниципального района № 10 от 15 октября 2011 года он зарегистрирован кандидатом на должность главы Комсомольского муниципального района. Постановлением той же избирательной комиссии № 13 от 17 октября 2011 года зарегистрирован кандидатом на должность главы Комсомольского муниципального района Коломыцев А. В. До 31 октября 2011 года зарегистрированный кандидат на вышеуказанную должность Коломыцев А. В. не представил в избирательную комиссию Комсомольского муниципального района копию приказа или распоряжения об освобождении его от исполнения должностных обязанностей. Паньков О. Г. считает, что с 23 по 31 октября 2011 года кандидат Коломыцев А. В. неоднократно пользовался преимуществами своего должностного положения в течение 9 дней, что, по мнению заявителя, является нарушением действующего законодательства, в частности, статьи 76 ч. 7 п. «в» Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 99 Избирательного кодекса Хабаровского края. Своими действиями кандидат Коломыцев А. В. нарушил право Панькова О. Г. на равенство прав кандидатов, гарантированное статьей 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьей 51 Избирательного кодекса Хабаровского края. Просит суд отменить регистрацию в качестве кандидата на должность главы Комсомольского муниципального района Коломыцева А. В. В судебном заседании Паньков О. Г. на требованиях заявления настаивал. Суду пояснил, что 7 сентября 2011 года в Комсомольском муниципальном районе началась избирательная кампания по выборам главы Комсомольского муниципального района. Постановлением избирательной комиссии Комсомольского муниципального района № 10 от 15 октября 2011 года он зарегистрирован кандидатом на должность главы Комсомольского муниципального района, постановлением той же избирательной комиссии № 13 от 17 октября 2011 года зарегистрирован кандидатом на должность главы Комсомольского муниципального района Коломыцев А. В. Ранее, он полагал, что должность главы Комсомольского муниципального района, которую занимает Коломыцев А. В., отнесена действующим законодательством к муниципальной службе (должности), поэтому основанием его заявления являлось то, что Коломыцев А. В. не подал в избирательную комиссию копию приказа или распоряжения о нахождении его в отпуске во время избирательной компании. В ходе судебного разбирательства он разобрался в том, что указанное законодательство не относит должность главы Комсомольского муниципального района к муниципальной службе (должности). В настоящее время он уверен в том, что кандидат Коломыцев А. В., занимающий выборную должность главы Комсомольского муниципального района, не является муниципальным служащим. В связи с этим, просит суд не рассматривать его доводы, на которые он ссылается как на основания своих требований, в виде освобождения кандидата Коломыцева А. В. от исполнения должностных обязанностей на время участия в выборах, поскольку на Коломыцева А. В. не распространяются требования ч. 2 статьи 52 Избирательного кодекса. Периодическое издание газета «Приамурье» является муниципальным средством массовой информации, распространяется только в Комсомольском районе. Хотя, сам он указанную газету приобрел не в Комсомольском районе, а в свободной продаже в киоске, расположенном в Центральном округе г. Комсомольска - на - Амуре. 26 октября и 2 ноября 2011 года кандидат Коломыцев А. В. опубликовал в указанной газете поздравления землякам и работникам автомобильного транспорта. В связи со своим служебным положением, Коломыцев А. В. имеет свободный доступ к данной газете. Опубликованные поздравления адресованы жителям Комсомольского района. Под публикациями поздравлений отсутствует ссылка на их оплату из избирательного фонда кандидата Коломыцева А. В. Данными публикациями Коломыцев А. В. создает себе положительный образ, что ставит его, Панькова О. Г., в неравное положение как кандидата. Сам он не обращался в редакцию данного печатного органа для публикации своих обращений, ему будет предоставлена возможность бесплатного опубликования статьи, как зарегистрированному кандидату. Исполняя свои служебные обязанности, Коломыцев А. В. провел встречи с избирателями без согласования с избирательной комиссией. Просит суд удовлетворить его заявление. Заинтересованное лицо кандидат на должность главы Комсомольского района Коломыцев А. В. в судебное заседание не явился, уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, представил в суд письменное заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. Суд считает возможным рассмотреть дело без участия указанного лица в соответствии со статьей 260 1 ГПК РФ. Представитель избирательной комиссии Комсомольского муниципального района Хабаровского края Шевцова И. Г. в судебном заседании возражает против заявления, поскольку действия зарегистрированного кандидата Коломыцева А. В. и избирательной комиссии Комсомольского муниципального района полностью соответствуют требованиям действующего законодательства. Далее пояснила, что должность главы Комсомольского района не относится к муниципальным должностям. Газета «Приамурье» является средством массовой информации. Издание и распространение газеты рассчитано на широкий круг читателей, территория ее распространения не ограничена. Глава администрации Комсомольского муниципального района опубликовал поздравления неопределенному кругу читателей от имени должностного лица - главы района. Указанные поздравления не содержат никаких фраз, указывающих на сбор подписей и ведение выборной агитации. Просит суд в удовлетворении заявления отказать. Суд, выслушав пояснения Панькова О. Г., представителя избирательной комиссии Комсомольского муниципального района Хабаровского края Шевцову И. Г., изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявление необоснованным и подлежащим отклонению, суд приходит к следующему выводу: Решением Собрания депутатов Комсомольского муниципального района Хабаровского края № 235 от 5 сентября 2011 года «О назначении выборов главы Комсомольского муниципального района» в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67 - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», со статьей 11 Избирательного кодекса Хабаровского края и статьи 9 Устава Комсомольского муниципального района на 4 декабря 2011 года назначены выборы главы Комсомольского муниципального района, вступающее в силу со дня его официального опубликования. Указанное решение опубликовано в газете «Приамурье» № 36 (7866) от 7 сентября 2011 года. Согласно пункту 1 Постановления Избирательной комиссии Хабаровского края за № 111/1005 от 9 ноября 2010 года «О формировании территориальной избирательной комиссии Комсомольского района», сформирована территориальная избирательная комиссия Комсомольского района. Постановлением Избирательной комиссии Хабаровского края за № 111/1006 от 9 ноября 2010 года «О назначении председателя территориальной избирательной комиссии Комсомольского района» председателем территориальной избирательной комиссии Комсомольского района назначен Густелёв А. Н.(п. 1 Постановления). Пунктом 1 Постановления Избирательной комиссии Хабаровского края за № 117/1056 от 21 декабря 2010 года «О возложении полномочий избирательной комиссии Комсомольского муниципального района Хабаровского края на территориальную избирательную комиссию Комсомольского района» возложены полномочия избирательной комиссии Комсомольского муниципального района Хабаровского края на территориальную избирательную комиссию Комсомольского района, сформированную постановлением Избирательной комиссии Хабаровского края от 9 ноября 2010 года № 111/1005 «О формировании территориальной комиссии Комсомольского района» на период полномочий соответствующего состава территориальной избирательной комиссии. Постановлением Избирательной комиссии Комсомольского муниципального района Хабаровского края за № 38 от 14 декабря 2007 года «О результатах выборов главы Комсомольского муниципального района» установлено, что считать избранным главой Комсомольского муниципального района зарегистрированного кандидата Коломыцева А. В. (п. 1 Постановления). Днем вступления в должность главы Комсомольского муниципального района Коломыцева А. В. является 14 декабря 2007 года, что подтверждается распоряжением главы Комсомольского муниципального района Хабаровского края за № 527 - рк от 14 декабря 2007 года. В своей деятельности администрация Комсомольского муниципального района Хабаровского края руководствуется Уставом, принятым решением Собрания депутатов Комсомольского муниципального района Хабаровского края за № 46 от 25 мая 2005 года. Статья 1 Устава определяет организацию местного самоуправления в муниципальном районе, структуру, порядок формирования, полномочия и организацию деятельности органов местного самоуправления в муниципальном районе. Устав принят на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действующего законодательства Российской Федерации и Хабаровского края. Устав муниципального района является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на территории муниципального района. В соответствии с Законом Хабаровского края от 30 июня 2004 года за № 196 «О наделении муниципального образования Комсомольского района статусом муниципального района и об установлении его границы» муниципальное образование Комсомольский район наделено статусом муниципального района и входит в состав территории Хабаровского края (ст. 2 Устава). Статьей 30 Устава установлено, что глава муниципального района входит в структуру органов местного самоуправления муниципального района, является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется настоящим уставом в соответствии с Федеральным законом № 131 - ФЗ собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального района избирается на муниципальных выборах гражданами, проживающими на территории муниципального района и обладающие избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Главой 6 Устава определено понятие муниципальной службы - это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является лицо, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателя) может быть глава Комсомольского муниципального района, председатель Собрания депутатов, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (статья 42 Устава). Согласно ст. 2 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба определена как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы. Должности муниципальной службы определены Законом Хабаровского края «О муниципальной службе в Хабаровском крае». Приложением к данному закону утвержден Реестр должностей муниципальной службы в Хабаровском края. Должности муниципальной службы - глава муниципального района - в данном реестре нет, перечень ограничен и расширительному толкованию не подлежит. Статьей 40 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения (ч. 1 указанной нормы). Таким образом, из анализа вышеприведенных документов следует, что зарегистрированный кандидат Коломыцев А. В. является выборным должностным лицом местного самоуправления, избранным на основе всеобщего равного и прямого избирательного права на муниципальных выборах, статуса муниципального служащего не имеет. По указанному основанию суд не принимает во внимание доводы Панькова О. Г. о том, что кандидат Коломыцев А. В. обязан представить в избирательную комиссию копию приказа или распоряжения об отпуске. Статьей 40 п. 5 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регламентировано, что под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается: а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума; б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях; в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума; г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране; д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок; е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом; ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий; з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда. Из нормы следует, что указанный перечень ограничен и расширительному толкованию не подлежит. Из исследованных в судебном заседании оригиналов двух номеров газеты «Приамурье» за №43 и № 44 от 26 октября и 2 ноября 2011 года, соответственно, видно, что глава Комсомольского муниципального района Коломыцев А. В. поздравляет с профессиональным праздником уважаемых работников автомобильного транспорта и с Днем народного единства дорогих земляков. Как следует из распоряжения главы администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края за № 557 - ро от 1 ноября 2011 года, Коломыцеву А. В., главе муниципального района предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на 29 календарных дней с 3 ноября 2011 года по 2 декабря 2011 года. Таким образом, поздравления опубликованы от имени должностного лица - главы района, носят официальный характер, обращены к неопределенному кругу лиц, не содержат информации о том, что опубликованы в целях сбора подписей избирателей. По указанным основаниям суд не принимает во внимание доводы Панькова О. Г. о том, что в данном случае публикации поздравлений адресованы только строго определенному кругу лиц - населению Комсомольского района. По этим же основаниям суд не принимает во внимание доводы Панькова О. Г. о том, что указанными публикациями Коломыцев А. В. использовал свое служебное положение, имея свободный доступ к указанному средству массовой информации, создавая себе положительный образ как зарегистрированный кандидат. Доводы Панькова О. Г. о том, что указанная газета распространяется только в Комсомольском районе, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку опровергаются его пояснениями в судебном заседании, согласно которым он, Паньков О. Г. приобретает газеты «Приамурье» в свободной продаже в киоске, расположенном в Центральном округе г. Комсомольска - на - Амуре, а также по тем основаниям, что анонс редакции, публикуемый на последней странице каждой газеты внизу, не содержит сведений о том, что газета издается и распространяется только по указанию администрации Комсомольского района для определенного круга читателей и на строго определенной территории. Доводы Панькова О. Г. о том, что кандидат Коломыцев А. В. проводя встречи с избирателями в поселках Уктур, Галичный, Снежный, Молодежный в период с 3 ноября по 8 ноября 2011 года использует преимущества должностного положения, так как исполняя обязанности главы района бесплатно пользуется помещениями, находящимися в муниципальной собственности района, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку опровергаются вышеназванным заявлением Коломыцева А. В. о предоставлении отпуска, графиком проведения публичных агитационных мероприятий кандидата Коломыцева А. В., а также тем, что Коломыцеву А. В. по его заявлению в избирательную комиссию от 2 ноября 2011 года, в соответствии со ст. 65 ч. 3 Избирательного кодекса Хабаровского края, предоставлены безвозмездно помещения, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района для проведения встреч с избирателями, что подтверждается справкой и. о. главы администрации муниципального района М. С. Гринкруг за № 15 - 7/4160 от 3 ноября 2011 года, направленной в адрес избирательной комиссии Комсомольского муниципального района. В соответствии со статьей 99 Избирательный кодекс Хабаровского края от 26 ноября 2003 г. N 154 (с изменениями и дополнениями) аннулирование регистрации кандидата (списка кандидатов), отмена решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключение кандидата из списка кандидатов, отмена регистрации кандидата (списка кандидатов) осуществляются в соответствии со статьей 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Согласно статье 76 ч. 7 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата; б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов; в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией; д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона; е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона; ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения; з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости. В соответствии со статьей 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным. С учетом изложенного и, принимая во внимание то, что иных доводов и обстоятельств, кроме вышеуказанных, Паньковым О. Г. суду не приведено, суд приходит к выводу о том, что зарегистрированным кандидатом Коломыцевым А. В. и избирательной комиссией нарушений вышеуказанных норм не допущено, действия кандидата Коломыцева А. В. и избирательной комиссии полностью соответствуют требованиям вышеуказанного законодательства. При таких обстоятельствах дела суд не находит оснований для удовлетворения заявления. На основании изложенного и, руководствуясь ст. 261 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении требований к заинтересованному лицу кандидату на должность главы Комсомольского муниципального района Коломыцев А.В. и третьему лицу Избирательной комиссии Комсомольского муниципального района об отмене регистрации кандидата Паньков О.Г. - отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба в Хабаровский крайсуд в течение 5 дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме через суд, его вынесший. СУДЬЯ: