Дело . РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 октября 2011 года Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре В составе: председательствующего судьи - Кузнецовой Т..В., при секретаре - Чернявской Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по по иску Щербакова С.П. к комиссии по жилищным вопросам Центрального округа Администрации г.Комсомольска-на-Амуре, к администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании недействительным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставлении жилого помещения вне очереди, У С Т А Н О В И Л: Щербаков С.П. обратился в суд с иском к комиссии по жилищным вопросам Центрального округа Администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании недействительным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставлении жилого помещения вне очереди. В обоснование заявленных требований истец указал, что ему на основании заключения врачебной комиссии . от . поставлен диагноз: <данные изъяты> Комиссией сделан вывод о невозможности проживания с другими гражданами в одной квартире. Полагает, что в соответствии с ч.2 ст.52 ЖК РФ он вправе состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В апреле 2011 г., для реализации своего права на жилье, он обратился в комиссию по жилищным вопросам Центрального округа администрации г.Комсомольска-на-Амуре, предоставил необходимые документы. На заседании комиссии по жилищным вопросам . вынесено решение, которым в признании нуждающимся в жилом помещении ему отказано. В обоснование своего решения ответчик сослался на п.3 ст.52 и п.п.1 п.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ и п.4, 5 ст.11 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 г. № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», и указал, что им не представлены документы, подтверждающие факт нахождения в собственности занимаемого им жилого помещения в городе Комсомольске-на-Амуре. С указанным решением он не согласен, поскольку с момента рождения по настоящее время проживает в .. В период с <данные изъяты> он проходил военную службу в Советской Армию В период с . по . он проживал по адресу: ., по этому же адресу проживал до ухода в армию. В период с . по . он проживал по адресу: .. В <данные изъяты> квартиру по указанному адресу он продал. Постоянного места жительства не имел, на регистрационный учет не вставал. С . по . он был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: .. В настоящее время регистрации не имеет. Просил признать отказ комиссии по жилищным вопросам Центрального округа администрации г.Комсомольска-на-Амуре незаконным, обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставить ему жилое помещение вне очереди. Определением суда от . к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г.Комсомольска-на-Амуре. В судебном заседании истец Щербаков С.П., его представитель Аксенов О.Н., допущенный к участию в деле по заявлению истца, на иске настаивали и дали пояснения, аналогичные установочной части решения. В судебном заседании представитель ответчика комиссии по жилищным вопросам Центрального округа Администрации г.Комсомольска-на-Амуре Окладникова А.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, и пояснила, что на заседании комиссии по жилищным вопросам Центрального округа, протокол от . ., уполномоченной принимать решения о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, рассмотрено заявление Щербакова С.П. о признании его нуждающимся в жилых помещениях в Центральном округе города Комсомольска-на-Амуре, предоставляемых во внеочередном порядке, как страдающим тяжелой формой заболевания <данные изъяты>. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Кроме того, заявителем должны быть представлены документы, подтверждающие право пользования (собственности) жилым помещением, занимаемым гражданином и документы, официально подтверждающие факт проживания гражданина в жилом помещении (ст. 11 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае»). Руководствуясь п.3 ст.52, п.1 ст. 54 Жилищного Кодекса РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ, ст. 12 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае» Щербакову С.П. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Ранее Щербаков С.П. был включен в ордер на трехкомнатную муниципальную квартиру, общей площадью 57,2 кв.м, расположенную по адресу: ., выданный на состав семьи 6 человек. Впоследствии, все члены семьи Щербакова С.П. снялись с регистрационного учета, и он приватизировал квартиру в частную собственность (договор на передачу жилого помещения в собственность от .). Впоследствии Щербаков С.П. обменял данную квартиру на трехкомнатную квартиру, площадью 67,9 кв.м, расположенную по адресу: ., которую продал в .. Таким образом, Щербакову С.П. было предоставлено жилое помещение по договору социального найма и он являлся нуждающимся в жилом помещении. Просила в удовлетворении исковых требований Щербакову С.П. отказать. Представитель ответчика - Администрации города Комсомольска-на-Амуре в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель Администрации города Комсомольска-на-Амуре Цевелева Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Свидетель ФИО1 в судебном заседании пояснила, что истец Щербаков С.П. приходится ей родным братом. Ранее он имел в собственности квартиру, которую продал. После этого проживал у неё. Потом он заболел, в настоящее время проживает в больнице. В период с <данные изъяты> г. по момент госпитализации Щербакова С.П., они постоянно поддерживали связь, из г. . н/А Щербаков С.П. никуда не выезжал. Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что в апреле 2011 года Щербаков С.П. обратился в Центральный округ администрации г. Комсомольска-на-Амуре с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях в Центральном округе г.Комсомольска-на-Амуре. . Щербакову С.П. был дан ответ, в котором сообщается, что на заседании комиссии по жилищным вопросам Центрального округа, протокол от . ., рассмотрено заявление о признании Щербакова С.П. нуждающимся в жилых помещениях в Центральном округе города Комсомольска-на-Амуре. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Заявителем не представлены документы, подтверждающие факт проживания и пользования (собственности) занимаемого жилого помещения в городе Комсомольске-на-Амуре. В признании нуждающимся в жилых помещения Щербакову С.П. отказано. Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Статьей ст.51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства РФ <данные изъяты> В указанный перечень заболеваний включены <данные изъяты>. <данные изъяты> <данные изъяты> Как усматривается из ответа на запрос . от . МБУЗ «<данные изъяты> Щербаков С.П. поставлен на учет . После обследования был выставлен диагноз: <данные изъяты> <данные изъяты>. В период с . неоднократно находился на стационарном лечении в МБУЗ <данные изъяты> . вновь был госпитализирован в стационар, лечился до настоящего времени. Совместное проживание граждан в одной квартире не возможно. КЭК . от . выдана повторно справка в жилищный отдел, т.к. оставался <данные изъяты>. Состоит на учете с диагнозом <данные изъяты> Из справки ф.519-р о лицах, зарегистрированных по адресу: . следует, что на момент обращения в комиссию по жилищным вопросам Центрального округа администрации г.Комсомольска-на-Амуре, Щербаков С.П. был зарегистрирован по месту пребывания по указанному адресу. Кроме того, по указанному адресу в квартире зарегистрированы: собственник ФИО2, по месту пребывания - ФИО3, ФИО4, ФИО5. Согласно справке КГУП «БТИ», Управления Росреестра по Хабаровскому краю, право собственности на имеющиеся объекты недвижимости за Щербаковым С.П. не зарегистрировано. Статьей 27 п.1 Конституции РФ установлено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В соответствии с положениями ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. В статье ст.2 указанного содержится понятие места жительства и места пребывания гражданина. Местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в котором он проживает временно. Место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Как указано в п.2 Постановления Конституционного Суда РФ от . .-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от . N 713», законРоссийской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что регистрация истца в Центральном округе г.Комсомольска-на-Амуре по месту пребывания на момент его обращения в комиссию по жилищным вопросам не может являться основанием ограничения или условием реализации его права на признание нуждающимся в жилых помещениях. Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен статьей 11 Закон Хабаровского края от 13 октября 2005 г. № 304 Таким органом в Центральном округе г.Комсомольска-на-Амуре является комиссия по жилищным вопросам Центрального округа администрации города. Пунктом 2 указанной выше статьи предусмотрено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в данном случае, такими документами являются: документы, подтверждающие право пользования (собственности) жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи; документы, официально подтверждающие факт проживания гражданина, подавшего заявление о принятии на учет, и иных граждан в жилом помещении; справки органа или организации, осуществляющих государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от . № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об отсутствии или о наличии жилых помещений в собственности гражданина и членов его семьи; заключения учреждения здравоохранения в случае, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации; документы, подтверждающие право на внеочередное предоставление жилого помещения. Необходимые документы были истцом предоставлены с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истцу необоснованно было отказано в признании нуждающимся в жилом помещении и постановке его на учет. Доводы представителя ответчика о том, что ранее истцу уже предоставлялось жилое помещение на условиях договора социального найма, не могут быть приняты во внимание, поскольку в судебном заседании установлено, что квартирой, находящейся в его собственности, Щербаков С.П. распорядился в . году, а в соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. На основании изложенного, исковые требования Щербакова С.П. к комиссии по жилищным вопросам Центрального округа Администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании недействительным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании нуждающимся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения вне очереди подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Щербакова С.П. к комиссии по жилищным вопросам Центрального округа Администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании недействительным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании нуждающимся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения вне очереди, - удовлетворить. Признать незаконным отказ комиссии по жилищным вопросам Центрального округа Администрации г.Комсомольска-на-Амуре в принятии на учет Щербакова С.П. в качестве нуждающегося в жилом помещении и постановке на учет. Обязать комиссию по жилищным вопросам Центрального округа администрации г.Комсомольска-на-Амуре поставить Щербакова С.П. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставить ему жилое помещение вне очереди. В удовлетворении исковых требований Щербакова С.П. к администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании недействительным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставлении жилого помещения вне очереди, - отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда в течение 10 дней через Центральный районный суд г.Комсомольска-на -Амуре. Судья Т.В.Кузнецова
«О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», согласно которой принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления по месту жительства граждан или специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края или краевым государственным учреждением (краевым государственным унитарным предприятием) (далее - орган, осуществляющий учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет) с указанием совместно проживающих с ними членов их семей.