№ 2-4764/2011 решение



Дело .

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 декабря 2011 г.                г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:

судьи Баннова П.С.,

при секретаре Новиковой И.А.,

с участием

представителя заинтересованного лица Кузьминой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Колесник <данные изъяты> о признании незаконным решения от ., возложении обязанности выдать кадастровый паспорт земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Колесник В.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решение от . об отказе в учете изменений объекта недвижимости, обязании ведущего инженера ФИО3 выдать ему кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером ., ссылаясь на следующее.

. он подал заявление в федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата по Хабаровскому краю» о государственном кадастровом учете изменений земельного участка находящегося в пос. Молодежный Комсомольского района с кадастровым номером . и выдаче кадастрового паспорта.

. ведущий инженер федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата по Хабаровскому краю» ФИО3 вынесла решение . об отказе в учете изменений объекта недвижимости.

В обоснование данного решения ФИО3 указала следующее. В межевом плане представлен раздел «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» в отношении смежного ранее уточненного земельного участка с кадастровым номером . для исправления кадастровой ошибки в связи с несоответствием местоположением границ. Данный земельный участок находится в совместной собственности ФИО4 и ФИО5 Исправление кадастровой ошибки в государственном кадастре недвижимости, согласно ч.4 ст. 28 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществляется в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости.

ФИО3 рекомендует обратиться к кадастровому инженеру ООО «Гео» ФИО6 для включения в состав Приложения согласования собственников смежного земельного участка с кадастровым номером . на внесение изменений в его сведения для исправления кадастровой ошибки.

Считает данное решение незаконным, а рекомендации невыполнимыми. . супруги ФИО4 получили от кадастрового инженера ООО «Гео» ФИО6 приглашения для согласования границ смежного участка. Однако, ни ФИО4, ни ФИО5 не прибыли для согласования границ смежного участка. Кадастровому инженеру не предоставлено право насильно доставлять собственников смежных участков для согласования границ.

Требование об исправлении кадастровой ошибки согласно ч.4 ст. 28 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» незаконно, поскольку смежный земельный участок с кадастровым номером . был учтен и зарегистрирован до вступления в силу ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Следовательно, данные правоотношения регулируются частями 12-13 ст. 45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Частью 14 статьи 45 Закона определено: «Орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений».

В связи с вышеизложенным, заявитель просит суд признать незаконным решение от . об отказе в учете изменений объекта недвижимости, обязать ведущего инженера ФИО3 выдать ему кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером .

В судебное заседание заявитель Колесник В.П. не явился по неизвестной причине, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Хабаровскому краю Кузьмина А.А., действующая на основании доверенности, требования не признала, и пояснила суду, что Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», на который ссылается Колесник В.П., не содержит норм определяющих правила устранения несоответствий в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении объектов недвижимости, государственный кадастровый учет которых был осуществлен до вступления в силу данного закона, за исключением вопросов уточнения местоположения границ ранее уточненных земельных участков в соответствии с ч. 14 ст. 45 Закона «О кадастре». Согласно указанной правовой норме, орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка. Данные сведения вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Однако до настоящего времени порядок не установлен, так как он не разработан. Письмо . от . Минэкономразвития, не носит нормативный характер, оно содержит в себе информационный характер, не препятствует применять Закон «О государственном кадастре и недвижимости». Письмо . применимо к тем земельным участкам - ранее учтенным объектам, границы которых не устанавливались. В соответствии с ранее действующим Федеральным законом от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», учтенными земельными участками являлись те участки, которые были учтены либо на которые были зарегистрированы права до вступления закона в 2001. Это были те земельные участки, которые вносились в государственный кадастр недвижимости на основании оценочных описей, либо на основании перечня ранее учтенных участков. Это те документы, которые Комитет по земельным ресурсам составлял перечни и описи на основании документов, которые у них имелись: свидетельства, постановления, договора аренды. Документ, форма его утверждена, представляет собой табличку, в котором учтены адрес, площадь земельного участка, сведения о правообладателе. По этим табличкам государственным кадастром недвижимости вносились сведения, при этом какие графические характеристики вносились только в том случае, если вместе с подаваемыми документами, но чаще всего для таких участков вообще не было графических бланков. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» все ранее учтенные участки объединил. В соответствии со ст. 45 указанного закона, все участки до его вступления в законную силу были поставлены на учет и они являются все ранее учиненные. У семьи ФИО4 именно по описанию земельный участок поставлен на учет. То есть предыдущий собственник участка, ФИО9 проводила межевание, специалисты выходили на местность и определяли координаты, проводили согласование и в результате этого подготавливалось описание, которое предоставлялось в кадастровую палату в соответствии со ст. 19 ФЗ №28 «О государственном земельном кадастре», после чего участки ставились на учет. В настоящее время без согласования с собственниками смежного участка, кадастровая палата не может передвинуть границы участка. Кроме того, они не уполномочены выходить на место для уточнения границ участка, это делает кадастровый инженер. Посмотреть на месте, как проходят границы, они не могут, и руководствуются только представленными им документами. Кадастровый инженер определил границу, как показал правообладатель, для устранения неточностей введена процедура согласования в соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Все процедуры по установлению и согласованию границ отданы под ответственность кадастрового инженера. Заявителю было отказано в связи с тем, что не представлен акт согласования с собственниками соседнего участка. Кроме того, для согласования ФИО4 не прибыли, поскольку вызваны для согласования 25.08.2011, вызов ими получен 27.08.2011

Суд, выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с п.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», описание местоположения границ земельного участка является его уникальной характеристикой.

Согласно ч.3 ст.16 вышеуказанного закона, кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.

В соответствии с ч.3 ст.20 указанного закона, с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

В судебном заседании установлено, что 25 августа 2011 Колесник В.П. обратился в ФБУ «Кадастровая палата по Хабаровскому краю» с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка, находящегося в . с кадастровым номером . и выдаче кадастрового паспорта.

12 сентября 2011 решением ФБУ «Кадастровая палата» по Хабаровскому краю . отказано в осуществлении кадастрового учета изменений на основании п.2 ч.2 ст.27Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» поскольку заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям указанного Федерального закона.

Указанным решением Колеснику В.П. рекомендовано для устранения причин, препятствующих проведению государственного кадастрового учета изменений, в соответствии с ч.11 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» обратиться к кадастровому инженеру ООО «ГЕО» ФИО8 для включения в состав Приложения согласия собственников смежного земельного участка с кадастровым номером . на внесение изменений в его сведения для исправления кадастровой ошибки.

Порядок проведения государственного кадастрового учета до 01.03.2008 регулировался Федеральным законом РФ от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

В соответствии с ч.2 ст.7 вышеуказанного закона, государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления его в силу, является юридически действительным, т.е. земельные участки являются ранее учтенными.

В связи с указанной правовой нормой в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером ., площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по ., разрешенное использование - под индивидуальный жилой дом и ведение личного подсобного хозяйства, собственность ФИО9

Сведения об указанном земельном участке внесены в ГКН на основании Перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала . от . .. Площадь земельного участка ориентировочная, границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о согласовании границ отсутствуют.

09.12.2004 ФИО10 обратилась в орган кадастрового учета, с заявкой о внесении изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером ., представив необходимые для учета документы. На основании представленных документов в ГКН внесены изменения в части уточнения местоположения указанного земельного участка.

В дальнейшем изменения в сведения ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером . вносились только в части указания правообладателя. В настоящее время в ГКН внесены сведения о собственниках земельного участка (общая совместная собственность) ФИО5 и ФИО4

С 01 марта 2008 порядок проведения государственного кадастрового учета регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с ч.1 ст. 45 вышеуказанного закона, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

На основании указанной правовой нормы в соответствии с заявлением Колесник В.П. внесены сведения о ранее учтенном земельном участке, расположенной по адресу: ., напротив дома по ., площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование «для установки гаража и вагончика». Земельному участку присвоен кадастровый номер ., граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Далее в судебном заседании установлено, что в результате проверки представленных Колесником В.П. документов к заявлению о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером . выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером . пересекают границы земельного участка с кадастровым номером .

Согласно заключению кадастрового инженера, содержащемуся в межевом плане, в местоположении ранее установленных границ земельного участка с кадастровым номером . имеется кадастровая ошибка, которая подлежит исправлению в соответствии с разделом «Сведения об уточняемых земельных участках с кадастровым номером . не требуется, так как его площадь и конфигурация не изменились. Данная позиция обоснована письмом Минэкономразвития России от 27.03.2009 № 4448-ИМ/Д23, который не является нормативным правовым актом и имеет информационный характер.

В соответствии с ч.4 ст.28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

В межевом плане от 24.08.2011, представленном Колесник В.П. отсутствует какая-либо информация о том, что правообладатели земельного участка с кадастровым номером . ФИО5 и ФИО4 уведомлены о неверном определении границ приобретенного ими земельного участка и не имею спора о границе со смежником.

В соответствии с ч.1, п.1 ч.3 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).

Таким образом, для согласования границ земельного участка необходим акт о согласовании с собственниками смежного земельного участка.

Доводы заявителя о том, что ФИО4 и ФИО5 были уведомлены о проведении согласования границ земельного участка, но для согласования границ не прибыли, не принимаются судом, поскольку из представленных заявителем документов видно, что уведомление о вручении почтового отправления ФИО4 и ФИО5 было отправлено только 25.08.2011, и получено адресатами 27.08.2011, в то время, как Колесник В.П. уже обратился в орган кадастрового учета с заявлением, а согласование границ земельного участка с кадастровым номером . проводилось 17.08.2011, в связи с чем приложенное к заявлению уведомление о вручении почтового отправления не может являться документом, подтверждающим факт уведомления ФИО4 и ФИО5 о проведении согласования границ земельного участка с кадастровым номером .

Поскольку был нарушен порядок согласования местоположения границ земельных участков, Федеральным бюджетным учреждением «Кадастровая палата» по Хабаровскому краю правомерно отказано заявителю в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в связи с чем, решение . от 12.09.2011 является законным и обоснованным.

В соответствии с ч.4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Колесник <данные изъяты> о признании незаконным решение от 12.09.2011 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, возложении обязанности выдать кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером ., отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.

     Судья подпись      П.С. Баннов

Копия верна

Судья                                                                                                            П.С. Баннов