РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 ноября 2011 года г. Комсомольск-на-Амуре Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: Председательствующего судьи Галенко В.А., при секретаре судебного заседания Титовой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ларичевой Л.П. к Филиалу . Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю о возложении обязанности по перерасчету заработной платы при увольнении, УСТАНОВИЛ: Ларичевой Л.П. обратилась в суд с иском к Филиалу . Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по . о возложении обязанности по перерасчету заработной платы при увольнении. В обоснование заявленных требований указала, что была уволена . по п.2 ст.81 ТК РФ, по сокращению штата работников, в соответствии с приказом . командира в/части . от .. Филиалом . Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по ., где войсковая часть . состоит на финансовом обеспечении, ей были выплачены суммы средней заработной платы на период трудоустройства при увольнении по сокращению штата. Сумма выплат за период с . по . составила <данные изъяты>. С размерами полученных выплат не согласна, так как в расчет средней заработной платы не были включены премии в размере <данные изъяты>., выплаченные за счет экономии бюджетных средств согласно приказу Министерства обороны РФ от . .. По ее расчетам сумма выплат с . по . должна составлять <данные изъяты> следовательно недоплата составляет <данные изъяты>. Просит обязать ответчика произвести перерасчет ранее выплаченных сумм средней заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства при увольнении по сокращению штата за период с . по ., а также произвести расчет последующих сумм средней заработной платы за период с . по . с учетом премии в размере <данные изъяты> выплаченных согласно приказу Министерства обороны РФ от . .. В судебное заседание истец Ларичевой Л.П., извещенная о времени и месте проведения судебного заседания, не явилась. В исковом заявлении указала, что просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель Филиала . Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по . Коленченко А.В. , действующий на основании доверенности от ., извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Будучи ранее опрошенным в ходе предварительного судебного заседания исковые требования не признал и пояснил, что выплаты, определенные приказом Министра обороны РФ . напрямую связаны с наличием либо отсутствием экономии бюджетных средств, в состав среднего заработка не включаются, так как не являются обязательными, не относятся к оплате труда, установленной у работодателя, предназначены для дополнительного материального стимулирования работников, сверх утвержденного фонда оплаты труда организации. Также просит отказать истице в иске в связи с пропуском срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц. Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании приказа командира войсковой части . . от . Ларичевой Л.П. уволена в соответствии с п.2 ст. 81 ТК РФ по сокращению численности работников, с .. При увольнении с Ларичевой Л.П. был произведен расчет, согласно которому выплачено единовременное денежное вознаграждение по итогам за ., выходное пособие (средний заработок за период с . по . в сумме <данные изъяты> Далее, в ходе судебного разбирательства установлено, что с . работники финансовой службы войсковой части . были уволены по сокращению численности штата работников. С . все руководящие документы для начисления заработной платы работникам войсковой части . были переданы работником Филиала ., где была произведена проверка расчета среднедневного заработка для выплаты выходного пособия и были выявлены нарушения, в связи с тем, что работники бухгалтерии войсковой части . необоснованно включали в него премии выплаченные по приказу Министерства обороны РФ от . ., в . в сумме <данные изъяты> В соответствии со ст. 139 Трудового кодекса РФ, для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников. Особенности порядка исчисления средней заработной платы определены Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от . ., в соответствии с пунктом 2 которого, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, в том числе премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда. Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие). Условия оплаты труда истца регулировались Приказом Министра обороны РФ от . . «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от . .», которым определены составляющие (должностные оклады, надбавки, премии, материальная помощь, ежемесячное денежное поощрение) заработной платы и их размер; требования по утверждению и формированию фондов оплаты труда гражданского персонала; а также утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ (приложение . к Приказу .). В соответствии с вышеуказанным Положением, на премирование при утверждении фонда заработной платы на соответствующий год предусматриваются средства в размере 3 должностных окладов (25% должностного оклада в расчете за месяц), премирование производится, как правило, по результатам работы за месяц и квартал, премия выплачивается одновременно с заработной платой за проработанное время и учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка, конкретный размер премии определяется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Таким образом, премиальные выплаты должны быть включены в годовой фонд оплаты труда организации, утверждаемый ежегодно соответствующим распорядителем средств федерального бюджета. При этом, должностные лица, допустившие перерасход или незаконное расходование фонда оплаты труда, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем, в систему оплаты труда работников войсковой части . выплаты на дополнительное материальное стимулирование (премии), предусмотренные Приказом Министра обороны РФ от . ., не входит. В соответствии с п.7 Указа Президента РФ от . . «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», Министру обороны РФ было предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, и разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, на выплату работникам премий по результатам службы (работы) и на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты. В соответствии с данным Указом Министром обороны был издан Приказ от . ., которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащих, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 которого, расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. При этом, размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается. Для подразделений управлений военных округов объемы бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование, и расчетная сумма устанавливаются Министром обороны Российской Федерации. Из анализа положений приказа Министра обороны РФ от . . следует, что выплаты на дополнительное материальное стимулирование не являются строго фиксированными по сроку их выплаты (ежеквартально), так как их выплата производится только при наличии таких условий, как установленная экономия бюджетных средств по итогам за квартал, утверждение Министерством обороны РФ распределения объемов бюджетных средств и расчетной суммы. Выплаты на дополнительное материальное стимулирование (премии), определенные приказом Министра обороны от . ., при расчете годового фонда оплаты труда организации не могут учитываться, так как напрямую связаны с наличием либо отсутствием экономии бюджетных средств, не относятся к оплате труда, установленной у работодателя, предназначены для дополнительного материального стимулирования работников, сверх утвержденного фонда оплаты труда организации, в связи с чем не могут приниматься в расчет при определении среднего заработка, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. Также, основанием для отказа Ларичевой Л.П. в удовлетворении иска является его предъявление к ненадлежащему ответчику. В соответствии со ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом или ответчиком в суде. Иск предъявлен Ларичевой Л.П. к Филиалу . Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю, не являющемуся юридически лицом. Поскольку право определять лицо, которое по его мнению нарушило права, и является ответчиком по иску принадлежит истцу, суд рассмотрел дело по предъявленным требованиям. Кроме того, в соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При подготовке дела к судебному разбирательству необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 6 статьи 152 ГПК РФ возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ). Если же ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (часть вторая статьи 390 ТК РФ) после назначения дела к судебному разбирательству (статья 153 ГПК РФ), оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства. В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи). Согласно штампу канцелярии Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре исковое заявление Ларичевой Л.П. поступило в суд ., и направлено в суд, согласно почтовой отметки .. В иске Ларичевой Л.П. просит обязать ответчика произвести перерасчет ранее выплаченных сумм средней заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства при увольнении по сокращению штата за период с . по ., а также произвести расчет последующих сумм средней заработной платы за период с . по . с учетом премии в размере <данные изъяты>., выплаченных согласно приказу Министерства обороны РФ от . .. Таким образом, истцом пропущен установленный ст.392 ТК РФ срок обращения в суд с требованием по перерасчету произведенных выплат за период с . по ., что является самостоятельным основанием для отказа в иске в указанной части. Доводов и обстоятельств, указывающих на то, что срок для обращения с иском в суд пропущен истцом по уважительным причинам, последним суду не представлено. С заявлением о восстановлении пропущенного срока истец в суд не обращался. Установленный законодателем трехмесячный срок для обращения с требованием в суд по индивидуальным трудовым спорам, является достаточным для реализации такого права, однако, истец не реализовал свое право. Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ларичевой Л.П. к Филиалу . Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю о возложении обязанности по перерасчету заработной платы при увольнении - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Центральный районный суд. Комсомольска-на-Амуре. Судья Галенко В.А.