о возмещении морального вреда, причиненного действия органа гос власти



РЕШЕНИЕ

                                                     Именем Российской Федерации

05 июля 2011 года

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре

Хабаровского края

в составе:

председательствующего судьи Тучиной О.В.

при секретаре- Федотовой О.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Севастьяновой ФИО8 к Министерству Финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Севастьянова Р.Л. обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей. В обоснование заявленных требований указала, что решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 27 мая 2010 года признано незаконным бездействие государственной инспекции труда в Хабаровском крае. Незаконным бездействием государственного органа ей причинен моральный вред, который она, в соответствии со ст.16 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" просит возместить.

В судебное заседание истец Севастьянова Р.Л. не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена в установленном законом порядке, просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствии.

В судебном заседании представитель истца Вдовин А.И., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, настаивал на удовлетворении исковых требований, дал пояснения соответствующие изложенным выше обстоятельствам, дополнительно пояснив, что действиями Гострудинспекции в Хабаровском крае неоднократно нарушались права Севастьяновой Р.Л., что унижает ее, заставляя испытывать нравственные страдания.

В судебное заседание представитель Министерства финансов РФ не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен в установленном законом порядке, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствии. В письменном отзыве представитель, Гордеенко С.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указав, что истцом, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ не предоставлены доказательства перенесенных нравственных страданий. Кроме того, в соответствии с положениями ч.3 ст.159 БК РФ Министерство финансов РФ не является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, т.к. вред причинен бездействием Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, главным распорядителем бюджетных средств которого, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

Суд, выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53); государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52).

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

В соответствии со ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (с изменениями от 25 октября 1996 г., 15 января 1998 г.) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (ст. 151 ГК). Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда от 27 мая 2010 года, имеющим в соответствии со ст.61 ГПК РФ преюдициальное значение, признано незаконным бездействие Государственной инспекции труда в Хабаровском крае по своевременному рассмотрению жалоб Севастьяновой Р.Л. на определение государственного инспектора труда Ануфриева В.Г. от 16 февраля 2009 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении главного редактора редакции газеты «Амурская заря», на ответ государственного инспектора труда Ануфриева В.Г. от 16 февраля 2009 года №213 на заявление Севастьяновой О.Л.

На основании изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании установлен факт нарушения прав Севастьяновой Р.Л. бездействием государственного органа, и вследствие этого, причинения нравственных страданий.

Таким образом, требования Севастьяновой Р.Л. о компенсации причиненного ей морального вреда в связи с причиненными нравственными страданиями по выводу суда, обоснованны.

Что касается суммы, подлежащей возмещению, то суд приходит к следующему.

Исходя из положений статьи 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера понесенных истцом физических и нравственных страданий. При определении суммы возмещения вреда судом учитываются требования разумности и справедливости. Принцип разумности предполагает, что размер компенсации за причиненный моральный вред должен соответствовать той степени физических и нравственных страданий, которые понесло лицо.

Определяя размер подлежащей взысканию с ответчика компенсации морального вреда, суд считает, что указанная истцом сумма 5 000 рублей, является необоснованной и завышенной.

Исходя из характера и степени нравственных страданий истца, с обстоятельств дела, характера допущенных нарушений, суд считает, возможным определить размер компенсации морального вреда в размере 1 000 рублей.

Согласно ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно Положению о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, утвержденном Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 28 декабря 2009 г. № 471, Государственная инспекция труда в Хабаровском крае является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), осуществляющим функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Хабаровского края. Инспекция является государственным органом, находящимся в подчинении Федеральной службы по труду и занятости.

Имущество Инспекции является федеральной собственностью и находится в ее оперативном управлении. Финансирование расходов на содержание Инспекции осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, в соответствии с бюджетной сметой.

Принимая во внимание, что моральный вред причине незаконными действиями территориального органа федерального органа исполнительной власти, возмещение морального вреда подлежит за счет средств казны РФ.

Суд не принимает во внимание доводы представителя Министерства финансов РФ о том, что данный орган государственной власти является ненадлежащим ответчиком в силу положений ч.3 ст.158 БК РФ, т.к. они основаны на неверном толковании действующего законодательства.

В соответствии с п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16 ГК) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Анализируя положения ст. 1069 ГК РФ и изложенные выше нормы права, суд приходит к выводу о том, что при предъявлении исков к государству о возмещении вреда в соответствии со ст.ст.1069 ГК РФ от имени казны Российской Федерации в качестве ответчика должно выступать Министерство финансов Российской Федерации. Поскольку Министерство финансов в судах представляет казну Российской Федерации, в решениях судам следует указывать, что сумма возмещения взыскивается за счет казны Российской Федерации, а не за счет имущества и денежных средств, переданных Министерству финансов Российской Федерации, как федеральному органу исполнительной власти, в оперативное управление.

Кроме того, в соответствии с п.2 Положения о Федеральном казначействе (утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703) федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено в п. 2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат частичному удовлетворению за счет казны Российской Федерации.

По указанным основаниям в удовлетворении иска к Государственной инспекции труда по Хабаровскому краю в лице Комсомольского-на-Амуре отдела, следует отказать.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истца подлежат возмещению судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

                                                РЕШИЛ:

Исковые требования Севастьяновой ФИО9 к Министерству Финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств Казны Российской Федерации в пользу Севастьяновой ФИО10 в счет возмещения морального вреда 1 000 рублей, судебные расходы в сумме 200 рублей.

В остальной части исковые требования Севастьяновой ФИО11 к Министерству Финансов РФ о возмещении морального вреда - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г.Комсомольска- на-Амуре.

Судья :                                                                  О.В. Тучина