Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 января 2012 года г. Комсомольск-на-Амуре Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края под председательством судьи Лукьянченко Р.В., при секретаре Сарайкиной Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению краевого государственного учреждения «. дом-интернат для престарелых и инвалидов» об оспаривании предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, установил: КГУ «. дом-интернат для престарелых и инвалидов» обратилось в суд с заявлением об оспаривании предписания . от . по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, ссылаясь на следующее: в период с . по . государственным инспектором по пожарному надзору проведена проверка в отношении заявителя. В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в связи с чем, выдано предписание . по устранению этих нарушений. С нарушением, указанным в п. 8 предписания (ширина лестничных маршей в главном корпусе не соответствует требованиям, предъявленными нормативными документами по пожарной безопасности. Ширина лестничных маршей составляет менее 1, 35 метра), заявитель не согласен. Здание КГУ «. дом-интернат для престарелых и инвалидов» было построено в <данные изъяты> году. Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения указанного закона не распространяются, за исключением случаев, когда эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В ходе рассмотрения дела представитель заявителя ФИО3 действующая на основании доверенности от ., на удовлетворении заявления настаивала, подтвердила изложенные в нем обстоятельства, пояснила, что действительно имеются установленные проверкой не соответствия требованиям Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», однако данный закон на здание, построенное в <данные изъяты> г. не распространяется. Представитель заинтересованного лица - начальник отдела государственного пожарного надзора по . ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на следующее: законом установлено, что заявитель обязан соблюдать требования действующего закона, либо подтвердить пожарную безопасность расчетом пожарного риска, что сделано не было. Заключение 2 отряда противопожарной службы о возможности эвакуации людей из учреждения не может являться доказательством пожарной безопасности, так как не является оценкой пожарного риска в установленном порядке. В соответствии со ст. 53 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов. Объект маломобильный, требование в части расширения ширины прохода обусловлено обеспечением возможности спасения людей на колясках для инвалидов, так как в здании учреждения находятся инвалиды, то есть маломобильные люди. При возникновении пожара, шансы на спасение в настоящее время, если лестница не позволяет развернуть носилки - отсутствуют. Представитель заинтересованного лица - ФИО5, действующий на основании доверенности от . в судебном заседании поддержал позицию начальника отдела государственного пожарного надзора по .. Суд, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему: Краевое государственное учреждение «. дом-интернат для престарелых и инвалидов», является некоммерческой организацией, бюджетным Учреждением, созданным для осуществления стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (п. 2.1 Устава). Местонахождением данного учреждения является .. Здание введено в эксплуатацию в <данные изъяты>. и на основании договора от . закреплено за ГУ «. дом-интернат для престарелых и инвалидов» на праве оперативного управления, что подтверждается техническим паспортом, свидетельством о государственной регистрации прав от ., выпиской из реестра краевого имущества от . В период с . по . инспектором отдела государственного пожарного надзора по . на основании распоряжения начальника отдела от . проведена проверка КГУ «. дом-интернат для престарелых и инвалидов», расположенного по адресу .. По результатам проверки составлен акт . от ., в котором указаны выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленные Федеральным законом от . № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Закон), в частности: нарушены требования ст. 53 ч. 2 Закона - ширина лестничных маршей в главном корпусе не соответствует требованиям предъявляемыми нормативными документами по пожарной безопасности, соблюдение которых предусмотрено в целях исполнения ч. 3 ст. 4 данного Закона, ширина составляет менее 1, 35 метра. При этом обеспечение пожарной безопасности не подтверждено расчетом пожарного риска. Согласно ч. 2 ст. 53 Закона, для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов. Пунктом 5.2.5 Свода правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 171, на основании ст. 89 указанного Закона, установлено, что ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее 1, 35 м. Аналогичные требования изложены в п. 6.29 СНиП 21-01-97. Наличие указанного в п. 8 акта от . нарушения Закона подтверждается материалами дела и не оспаривается представителем заявителя. . государственным инспектором по пожарному надзору . вынесено предписание . по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в соответствии с п. 8 которого требуется устранить нарушение ч. 2 ст. 53 Закона - ширина лестничных маршей в главном корпусе не соответствует требованиям предъявляемыми нормативными документами по пожарной безопасности, ширина менее 1, 35 метра. В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Согласно ст. 37 данного Закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Как следует из ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона. Согласно ч. 1 ст. 5 Закона, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара (ч. 20 ст. 2 Закона). В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: 1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом. Согласно ч. 1 ст. 64 Закона, декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 и предусматривает: 1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска); 2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара). В случае, если собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, выполняют требования федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень указанных требований для конкретного объекта защиты (ч. 2 ст. 64 Закона). Согласно ч. 7 данной статьи, для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу. Здание занимаемое Краевое государственное учреждение «Комсомольский-на-Амуре дом-интернат для престарелых и инвалидов», по классификации зданий по функциональной пожарной опасности, в соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона относиться к классу Ф1.1 - здания специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные). В связи с чем, доводы заявителя о том, что положения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», не должны выполняться данным учреждением, являются необоснованными. В данном случае заявитель обязан обеспечить пожарную безопасность объекта защиты путем выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности либо путем подтверждения, что пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных ст. 79 Закона. В соответствии с ч. 7 ст. 64 Закона, . заявителем в отдел ГПН по . представлена декларация пожарной безопасности в отношении объекта защиты - здания по адресу: .. В декларации указано, что расчет пожарного риска не производился. Пожарная безопасность объекта обеспечивается выполнением требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». При указанных обстоятельствах, инспектор ОГПН при обследовании . обоснованно проверил состояние здания учреждения на соответствие требованиям названого Закона и установив соответствующие нарушения отразил их в акте и предписании .. Заявителем не опровергнута презумпция пожарной опасности объекта, в частности инспектору, проводившему проверку, не представлено заключение о соответствии объекта защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем оценки пожарного риска. Как пояснил представитель заявителя, оценка пожарного риска не производилась. В связи с чем, инспектором правомерно сделан вывод о не соответствии объекта требованиям пожарной безопасности. Ссылки представителя заявителя на то, что устранение установленных нарушений не возможно технически, не имеют правового значения для рассматриваемого дела. Также судом не принимаются ссылки заявителя на заключение . от . 2-го отряда противопожарной службы ., в котором указано следующее: ширина лестничного марша в здании КГУ «. дома-интерната для престарелых и инвалидов» не соответствует п. 6.29 СНиП 21-01-97. Он заужен на 0,15 см., однако незначительное уменьшение ширины лестничного марша позволяет беспрепятственно эвакуировать нетранспортабельных людей, так как ширина носилок не превышает 0,60 м; а также на ответ МУП предприятие проектный институт «<данные изъяты>» от . о том, что в здании учреждения параметры лестничных маршей изменить нельзя. Названные заключение и ответ МУП ПИ КГП не свидетельствуют о возможности подтверждения обеспечения пожарной безопасности объекта в порядке, не предусмотренном законом. Как установлено выше обязательные требования пожарной безопасности учреждением не выполнены, оценка пожарного риска в установленном порядке не производилась. Оспариваемое предписание отдела ГПН по . соответствует требованиям названных выше федеральных законов, принятых в соответствии с ними норм и правил, а также положениям Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС РФ от . N 517. Таким образом, требования заявителя являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления краевого государственного учреждения «. дом-интернат для престарелых и инвалидов» об оспаривании предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности - отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре. Судья Лукьянченко Р.В.