2-1677/12 о понуждению к совершению действий



№ 2-1677/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 апреля 2012 года Центральный районный суд города Комсомольска -на-Амуре Хабаровского края

в составе:

Председательствующего судьи Тучиной О.В.

При секретаре Кузьминой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комсомольского -на- Амуре межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Малохатько ФИО6 о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ИП Малохатько В.С. о возложении обязанности провести в установленном законном порядке инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и получить в установленном законом порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В обоснование своих требований указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение федерального законодательства ответчик не проведя инвентаризацию стационарных источников выбросов и не имея специального разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух эксплуатирует стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - одноэтажное нежилое помещение (здание) гаража . (литер Б), оборудованное под станцию технического обслуживания «Авто-Азия» общей площадью 1 081 кв.м., в которой в том числе размещены и функционируют пост замены масла и технических жидкостей автомобилей, пост диагностики ходовой и рулевой частей автомобилей, помещений для ремонта автомобилей. В потолочной части станции технического обслуживания «Авто-Азия» установлены и функционируют три вытяжных вентиляции артикула ARC-75-10CV, каждая из которых оснащена вытяжным вентилятором AVA0,5 HP (),37 кВт), а также гофрированным шлангом диаметром 75 мм и длиной 10 метров. Через указанные три вытяжных вентиляции осуществляется отвод за пределы СТО «Авто-Азия» в атмосферный воздух отработанных выхлопных газов обслуживаемых автомобилей. Всего в 2011 года на СТО «Авто-Азия» обслужено 3103 автомобиля. Согласно не согласованного в установленном порядке проекта от 2009 года инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для СТО «Авто-Азия» следует, что на территории СТО расположены участки, связанные с выделением загрязняющих веществ в атмосферу: пункт контроля СО, сварочный пост, участки ТО и ТР, участок металлообработки, автомойка. Валовый (годовой) выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет 0,080309 т/год, в том числе твердых - 0,0016893 т/год и жидких и газообразных - 0,063416 т/год. От источников выбросов в атмосферу выделяется 11 загрязняющих веществ и 2 группы веществ, обладающих эффектом суммации, относящихся к 2, 3, 4 классам опасности, в т.ч. железа оксид, марганец (IV) оксид, азота оксид, углерод, сера диоксид, углерод оксид, фториды газообразные, бензин, керосин, эмульсол, пыль абразивная. В ходе проведенной прокурорской проверки установлено отсутствие у ИП Малохатько В.С. разрешения уполномоченного органа на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При этом отчеты и оплата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух производится по тарифам сверхлимитных выбросов рассчитанных УЛАТИ по ДФО. Таким образом, ИП Малохатько В.С. в нарушение действующего федерального законодательства, не проведя инвентаризацию стационарных источников выбросов и не имя специального разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух эксплуатирует источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, оказывая тем самым негативное воздействие на окружающую среду и влияет на здоровье неопределенного круга лиц жителей ., нарушая тем самым гарантированное ст.42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду. Просил установить срок для исполнения решения суда.

В судебном заседании помощник Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Приходько И.В. на исковых требованиях настаивал просил предоставить обязать ответчика провести в установленном законном порядке инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и получить в установленном законом порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Дал суду пояснения, полностью совпадающие с вышеизложенными обстоятельствами. Просил установить срок для исполнения решения суда не менее полугода, учитывая длительность получения необходимых согласований.

В судебное заседание ответчик ИП Малохатько В.С не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен в установленном законом порядке, об отложении слушания дела не просил, о причинах неявки не извещал, в связи с чем суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотрел гражданское дело в его отсутствии.

В судебном заседании представитель ответчика Малохатько О.А., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, исковые требования признала, пояснив, что ИП Малохатько В.С. осуществляет деятельность по техническому обслуживанию транспортных средств в СТО «Авто-Азия». Ответчиком в 2009 году была проведена инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, но в связи с халатным отношениям к выполнению своих обязанностей сотрудницы ИП Малохатько В.С., занимающейся данным вопросом, разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух по итогам данной инвентаризации получено не было. В последствии в связи с изменением действующего законодательства, результаты проведенной инвентаризации не могли быть использованы для получения разрешения на выброс вредных веществ. С ООО «Экосервис» . заключен договор на выполнение подрядных работ по инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и получение соответствующего разрешения. Кроме того, в ближайшее время ГУ Хабаровский ЦМС должен предоставить фоновые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе для объектов СТО «Авто-Азия». Отчеты и оплата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух производится по тарифам сверхлимитных выбросов рассчитанных УЛАТИ по ДФО. По сообщению ООО «Экосервис» сроки согласования и сроки получения разрешения составляют не менее 6 месяцев.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с этой конституционной нормой статья 3 ФЗ от . № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.

Пунктом 4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 3 Федерального закона от . № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») основными принципами в области охраны атмосферного воздуха являются:

приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;

недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды;

обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Статьей 11 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.

На основании ст. 12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы таких выбросов.

Частью 1 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

При этом, согласно п. 1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» на юридических лиц возложена обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства в части проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработки предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

В судебном заседании установлено, что ИП Малохатько В.С. осуществляет деятельность по техническому обслуживанию транспортных средств на СТО «Авто-Азия» по адресу: . . по настоящее время. Здание 46 по . представляет собой одноэтажное нежилое помещение (здание) гаража . (литер Б), оборудованное под станцию технического обслуживания общей площадью 1 081 кв.м., в которой в том числе размещены и функционируют пост замены масла и технических жидкостей автомобилей, пост диагностики ходовой и рулевой частей автомобилей, помещений для ремонта автомобилей. В потолочной части станции технического обслуживания «Авто-Азия» установлены и функционируют три вытяжных вентиляции артикула ARC-75-10CV, каждая из которых оснащена вытяжным вентилятором AVA0,5 HP (),37 кВт), а также гофрированным шлангом диаметром 75 мм и длиной 10 метров. Через указанные три вытяжных вентиляции осуществляется отвод за пределы СТО «Авто-Азия» в атмосферный воздух отработанных выхлопных газов обслуживаемых автомобилей. Всего в 2011 года на СТО «Авто-Азия» обслужено 3103 автомобиля. На территории СТО расположены участки, связанные с выделением загрязняющих веществ в атмосферу: пункт контроля СО, сварочный пост, участки ТО и ТР, участок металлообработки, автомойка. Валовый (годовой) выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет 0,080309 т/год, в том числе твердых - 0,0016893 т/год и жидких и газообразных - 0,063416 т/год. От источников выбросов в атмосферу выделяется 11 загрязняющих веществ и 2 группы веществ, обладающих эффектом суммации, относящихся к 2, 3, 4 классам опасности, в т.ч. железа оксид, марганец (IV) оксид, азота оксид, углерод, сера диоксид, углерод оксид, фториды газообразные, бензин, керосин, эмульсол, пыль абразивная.

В ходе проведенной Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой проверки, установлено, что в нарушение ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст.11,12,14,22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предприятие ИП Малохатько В.С. не проведена инвентаризация стационарных источников выбросов и, не имея специального разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, эксплуатирует стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на территории СТО «Авто-Азия». В связи с выявленным нарушением действующего законодательства в адрес ИП Малохатько В.С. . было внесено требование в порядке ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» о предоставлении документов, свидетельствующих о проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и специального разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, которое получено ответчиком ., однако, до настоящего времени не выполнено.

Установленные в судебном заседании обстоятельства, не оспаривались сторонами, подтверждаются материалами дела актом обследования помещения от ., характеристикой предприятия как источника загрязнения атмосферы, расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду, реестром вывоза отходов, актом прием нефтесодержащих отходов, счетами-фактурами, требованием о предоставлении документов.

На основании установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что ИП Малохатько В.С. в нарушение действующего федерального законодательства, не проведя инвентаризацию стационарных источников выбросов и не имя специального разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух эксплуатирует источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, оказывая тем самым негативное воздействие на окружающую среду и влияет на здоровье неопределенного круга лиц жителей ., нарушая тем самым гарантированное ст.42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.

Поскольку в судебном заседании установлен, факт нарушения ответчиком положения Федерального закона «Об атмосферном воздухе», суд в соответствии с положениями ст.12 ГК РФ считает необходимым возложить на ИП Малохатько В.С. обязанность провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать и утвердить в установленном законом порядке проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Для выполнения указанных действий суд, с учетом установленной действующим законодательством процедуры инвентаризации выбросов вредных веществ и получения соответствующего законодательства, считает разумным определить срок в шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Учитывая, что требования истца подлежат удовлетворению, а последний в силу требований ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в местный бюджет госпошлину на основании ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в размере 4000 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Комсомольского -на- Амуре межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Малохатько ФИО7 о возложении обязанности - удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Малохатько ФИО8 в срок до . провести в установленном законом порядке инвентаризацию выбросов вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получить в установленном законом порядке разрешение на выброс вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Малохатько Владимира Степановича государственную пошлину в местный бюджет в сумме 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в .вой суд в течение месяца через Центральный районный суд ..

Судья:        Тучина О.В.