№ 2-1234/2012 решение



Дело .

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 мая 2012 г.       г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:

единолично судьи Баннова П.С.,

при секретаре Новиковой И.А.,

с участием:

истца Леонтьевского В.Б.,

представителя ответчика Громовой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Леонтьевского <данные изъяты> к Хабаровскому филиалу Федерального государственного унитарного предприятия «Ведомственная охрана» Минэнерго России о признании незаконным и отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания, возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Леонтьевский В.Б. обратился в суд к Хабаровскому филиалу Федерального государственного унитарного предприятия «Ведомственная охрана» Минэнерго России с вышеуказанным иском, в котором просит признать незаконным и отменить приказ . от ., взыскать понесенный материальный ущерб в размере <данные изъяты>., взыскать за восемь часов праздничного времени . в размере <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб. Свои требования мотивировал тем, что . во время дежурства истцом и ФИО9 территория, закрепленная за постом согласно плану- табелю поста по охране объекта, действующего на тот период была убрана. В связи с чем, наступление ответственности за нарушение п. 4.1.13 Должностной инструкции контролера не правомерно. Ответственность наступает за невыполнение возложенной обязанности. Пунктами 2, 2.1 Должностной инструкции контролера, обязанность по поддержанию чистоты и порядка на территории, закрепленной за командой не возложена, а следовательно и ответственность за невыполнение данной обязанности наступить не может. Отказ от уборки дополнительной территории ими мотивирован тем, что дополнительно вверенная, закрепленная на уборку территория является наружной, т.е. находится за пределами охраняемой территории (территорией закрепленной за постом), покидать которую согласно п.5.3 Должностной инструкции контролера запрещено, а также тем, что приказа на уборку наружной не охраняемой территории не было, соответственно пункт 2.1.5 Должностной инструкции контролера не нарушен, в связи с чем, ответственность за его нарушение наступить не может. Новый план- табель поста по охране объекта, закрепленной за постом территории появился 25.11.2011. Согласно ст.22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Данное требование выполнено не было.

В судебном заседании истец Леонтьевский В.Б. настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, подтвердил вышеизложенные обстоятельства, и дополнительно пояснил суду, что приказ . от ., который он оспаривает, был издан в нарушение Трудового кодекса РФ, поскольку он был уволен 02.12.2011, а приказ об увольнении фактически издан 05.12.2011. Территорию, которую ему поручили убирать, он убирал. Его наказали за то, что он не убирал территорию, на которую не было письменного приказа об уборке. Команде, в которой он работал, в устном порядке была вменена обязанность по уборке дополнительной территории.

В судебном заседании представитель ответчика Хабаровского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Ведомственная охрана» Минэнерго России- Громова Н.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала полностью, и пояснила суду, что с . Леонтьевский В.Б. работал в Хабаровском филиале ФГУП «Управление ведомственной охраны Минэнерго России» в должности <данные изъяты>. Территория, которую истец должен был убирать утверждена в 2007 году. Из должностной инструкции контролера следует, что контролер при смене должен передать закрепленную территорию в чистоте. 22.11.2011 в <данные изъяты> контролер Леонтьевский В.Б. при сдаче поста . Комсомольской ТЭЦ-2 отказался убирать прилегающую закрепленную за постом территорию от снега и льда. От дачи каких-либо объяснений Леонтьевский В.Б. отказался, о чем был составлен акт от 22.11.2011. По результатам проведенной служебной проверки издан приказ . от . об объявлении Леонтьевскому В.Б. замечания и лишении премии за . на <данные изъяты>. Приказ . от . издан в соответствии с трудовым законодательством, процедура применения к работнику дисциплинарного взыскания была работодателем соблюдена в полном соответствии с трудовым законодательством. В соответствии с п.6.15 Положения об оплате и стимулировании труда работников филиалов ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, применение к работнику дисциплинарного взыскания в виде замечания автоматически влечет уменьшение премии за период премирования на <данные изъяты> от рассчитанного размера премии. С данным локальным нормативным актом Леонтьевский В.Б. был ознакомлен, в связи с чем требования истца о взыскании материального ущерба в размере <данные изъяты> необоснованные. В соответствии с графиком на . заступления личного состава <данные изъяты> истец должен был заступить на дежурство 01 и 05 ноября 2011. Согласно табелю учета рабочего времени Леонтьевский В.Б. фактически отдежурил в дни согласно графику заступления личного состава за ноябрь 2011. Более того, постовые ведомости от . и от . также подтверждают, что в праздничный день- 04.11.2011 истец фактически не работал. Просит суд в полном объеме отказать истцу в иске.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

В соответствии со ст. 193 указанного выше закона, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Из материалов дела следует, что . между Федеральным государственным унитарным предприятием «Управление ведомственной охраны Министерства энергетики Российской Федерации» в лице Директора Хабаровского филиала ФГУП «Управление ведомственной охраны Минэнерго России» ФИО16 и Леонтьевским В.Б. на основании приказа . от . был заключен трудовой договор ., согласно которому истец принят на работу в Хабаровский филиал ФГУП «Управление ведомственной охраны Минэнерго РФ» на должность <данные изъяты>

В соответствии с п.6.1 Трудового договора, работник обязуется добросовестно выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с должностной инструкцией, распоряжениями своих начальников, табеля постам, настоящего трудового договора и действующего законодательства.

Согласно п. 2.1 Правил внутреннего трудового распорядка для работников Хабаровского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, утвержденных Директором Хабаровского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России ФИО17 от 28.02.2011, работники филиала обязаны добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, возложенные на них трудовыми договорами, должностной инструкцией, неукоснительно соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка филиала, трудовую дисциплину, своевременно и точно исполнять распоряжения Работодателя и непосредственного руководителя, использовать все рабочее время для производительного труда, воздерживаться от действий, мешающих другим работникам выполнять их трудовые обязанности; содержать свое рабочее место, оборудование и приспособления и передавать сменяющему работнику в порядке, чистоте и исправном состоянии, а также соблюдать чистоту на своем рабочем месте и на территории, соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей, документов.

Согласно п. 2.1.5 Должностной инструкции контролера, утвержденной Директором Хабаровского филиала ФГУП «Управление ведомственной охраны Минэнерго России» ФИО18 от 10.06.2009, контролер обязан точно и беспрекословно выполнять приказы начальников, бдительно и четко нести караульную, патрульно-постовую службу по охране объекта и осуществлению контрольно-пропускного и внутриобъектового режима. Выполнять функциональные обязанности в соответствии с Порядком организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства энергетики Российской Федерации, утвержденным Приказом Минэнерго России . от 12.11.2003, табелем постам, утвержденными инструкциями.

Согласно п. 4.1.13 Должностной инструкции, контролер несет материальную, дисциплинарную и иную ответственность за неподдержание чистоты и порядка на своем рабочем месте, в служебных помещениях и на территории, закрепленной за командой.

Пунктом 6.15 Положения об оплате и стимулировании труда работников филиалов ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России предусмотрено, что в случае применения к работнику дисциплинарного взыскания в виде замечания автоматически влечет уменьшение премии за период премирования на <данные изъяты> от рассчитанного размера премии.

Приказом Директора Федерального государственного унитарного предприятия «Ведомственная охрана» Министерства энергетики Российской Федерации Королевым ФИО19 от 05.12.2011 . за невыполнение приказов и распоряжений начальников, согласно п.7.2 «Правил внутреннего трудового распорядка для работников Хабаровского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России Леонтьевскому В.Б. объявлено замечание, а также за нарушение п.2.1.5 и 4.1.13 «Должностной инструкции контролера» и п.2.1 «Правил внутреннего трудового распорядка для работников Хабаровского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России», и в соответствии с п.6.12. Положения об оплате и стимулированию труда работников филиалов ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России Леонтьевский В.Б. лишен премии за . на <данные изъяты>

Основанием для наложения дисциплинарного взыскания послужило заключение служебной проверки от . (л.д. 58-59).

В соответствии с требованиями ст. 193 Трудового кодекса РФ от истца Леонтьевского В.Б. было затребовано объяснение по факту нарушения правил внутреннего трудового распорядка, однако Леонтьевский В.Б. от дачи письменного объяснения отказался, о чем был составлен акт от . (л.д. 61).

Имеющиеся в материалах дела акты от ., . и . свидетельствуют о том, что Работодателем были предприняты попытки ознакомить Леонтьевского В.Б. с приказом . от ., однако ознакомить его не удалось по причине отсутствия Леонтьевского В.Б. по месту жительства (л.д. л.д. 108, 109, 110).

С приказом . от . о применении дисциплинарного взыскания Леонтьевский В.Б. ознакомиться отказался, о чем был составлен акт от 08.12.2011 (л.д. 111).

Исходя из исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, суд приходит к выводу о том, что процедура применения к истцу дисциплинарного взыскания была работодателем соблюдена в соответствии с трудовым законодательством, в связи с чем оснований для признания незаконным и отмене приказа . от . не имеется, а, следовательно, не подлежат также удовлетворению требования истца о возмещении материального ущерба в связи с изданием приказа . от ..

Доводы истца о том, что закрепленная на уборку территория является наружной, т.е. находится за пределами охраняемой территории (территорией закрепленной за постом), покидать которую согласно п.5.3 Должностной инструкции контролера запрещено судом признаются несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела, в частности схемой закрепления территории по подразделениям СП Комсомольская ТЭЦ-2, утвержденной Директором СП Комсомольская ТЭЦ ФИО10 от ., свидетельствующей о том, что указанная территория закреплена за постом (л.д. 187).

Требования Леонтьевского В.Б. об оплате нерабочих праздничных дней удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 112 Трудового кодекса РФ, работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение. Размер и порядок выплаты указанного вознаграждения определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором. Суммы расходов на выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Согласно п. 2.2., п.2.3 Положения о выплате дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни работникам Хабаровского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, утвержденного Генеральным директором ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России ФИО20 от 24.02.2009, вознаграждение за нерабочие праздничные дни выплачивается Работникам Хабаровского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России в размере <данные изъяты> рублей в сутки, приходящиеся на нерабочие праздничные дни.

В соответствии с графиком на ноябрь 2011 заступления личного состава <данные изъяты> Хабаровского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России Леонтьевский В.Б. должен был заступить на дежурство 01.11.2011 и 05.11.2011. С указанным графиком истец был ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись (л.д. 57).

В указанные дни Леонтьевский В.Б. фактически отдежурил, что подтверждается табелем учета рабочего времени за ., постовыми ведомостями (л.д. л.д. 89- 96, 97).

Согласно расчетному листку за . Леонтьевскому В.Б. было выплачено указанное вознаграждение в размерах, установленных Положением о выплате дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни работникам Хабаровского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России (л.д. 102).

Доказательств тому, что Леонтьевский В.Б. 04.11.2011 фактически работал, истцом суду не представлено, в связи с чем требование истца о выплате ему за 8 часов праздничного времени за 04.11.2011 удовлетворению не подлежат.

В силу требований ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

С учетом того, что судом не установлена вина ответчика в нарушении требований трудового законодательства в части применения к истцу мер дисциплинарного воздействия, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании морального вреда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Леонтьевского <данные изъяты> к Хабаровскому филиалу Федерального государственного унитарного предприятия «Ведомственная охрана» Минэнерго России о признании незаконным и отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания, возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца, с момента его вынесения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.

Судья                                                                                   П.С. Баннов