Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 апреля 2012 года г. Комсомольск-на-Амуре Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края под председательством судьи Лукьянченко Р.В., при секретаре Сарайкиной Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Амурский судостроительный завод» о признании незаконным бездействия по непринятию в полном объеме мер, направленных на получение в установленном законом порядке договора водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов из реки Амур; а также решения о предоставлении реки Амур - поверхностного водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для сброса сточных вод; устранении нарушений законодательства, У С Т А Н О В И Л: Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «Амурский судостроительный завод» о признании незаконным бездействия по непринятию в полном объеме мер, направленных на получение в установленном законом порядке договора водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов из реки Амур; а также решения о предоставлении реки Амур - поверхностного водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для сброса сточных вод; устранении нарушений законодательства, ссылаясь на следующее: прокуратурой проведена проверка соблюдения ОАО «АСЗ» законодательства водопользовании при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности. В ходе проверки установлено, что река Амур является водным объектом высшей рыбохозяйственной категории, имеет водоохранную зону. ОАО «АСЗ» по состоянию на 01.01.2012 осуществляет хозяйственную деятельность с использованием водного объекта без приобретения права пользования водным объектом в целях забора воды, а также сброса сточных вод в отсутствие договора о предоставлении водного объекта в пользование, а также решения о предоставлении водного объекта в пользование, в нарушение требований п. 1 ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 11, ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации, нарушая тем самым, гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право дан на благоприятную окружающую среду. В судебном заседании Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор Богатский В.Н. настаивал на удовлетворении иска, подтвердил изложенные в нем обстоятельства. Представитель ответчика ОАО «АСЗ» Золотухина А.В., действующая на основании доверенности от 01.01.2012 г. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, пояснила, что действительно имеются указанные в иске нарушения в сфере соблюдения законодательства о водопользовании при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности, причина неисполнения законодательства - финансовые затруднения. В настоящее время ведется работа по оформлению соответствующих разрешений, по заключению договора о предоставлении водного объекта в пользование и решения о предоставлении водного объекта реки Амур в пользование для забора воды и сброса сточных вод, просила предоставить срок для устранения недостатков до 01.09.2012г. Согласно положениям ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать исковые требования. В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Как следует из п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 13 от 26 июня 2008 г. «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» принимаемые решения должны быть в соответствии со статьями 195, 198 ГПК РФ законными и обоснованными и содержать полный, мотивированный и ясно изложенный ответ на требования истца и возражения ответчика, кроме решений суда по делам, по которым ответчик признал иск и признание иска принято судом. Аналогичные нормы права содержаться в ч. 4 ст. 198 ГПК РФ. Судом принято признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает законные интересы других лиц. Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям: В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статьей 58 Конституции РФ и ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде, Частями 5 и 6 статьи 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определено, что отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; - допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; - запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды; - ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды. Часть 2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади. Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. Статьей 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда. Частями 1, 2 статьи 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Пункты 1, 2, 3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам, в том числе, относят моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища). Пункт 2 ч. 2 ст. 11 ВК РФ определяет, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. В соответствии с п. 2 Административного регламента по исполнению министерством природных ресурсов Хабаровского края государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденного Постановлением Губернатора Хабаровского края от 10.06.2010 № 81 (далее - Административный регламент), государственную функцию по предоставлению права пользования водными объектами на основании Решения исполняет министерство природных ресурсов Хабаровского края. Часть 6 статьи 56 ВК РФ запрещает сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Пункты 1, 3 ч. 6 ст. 60 ВК РФ устанавливают, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах); осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций. При этом часть 7 названной статьи предусматривает, что нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном ВК РФ, другими федеральными законами. Приказом Росрыболовства от 18.01.2010 № 20 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. Указанными Нормативами, для водных объектов рыбохозяйственного назначения определены вредные вещества и для них установлены ПДК. В том числе к вредным веществам для водных объектов рыбохозяйственного назначения отнесены: Аммоний-ион (п. 54); Железо Fe (п. 344); Натрия гексаметафосфат (по фосфат-иону) (п. 575), Нефтепродукты (п. 600), Нефть и нефтопродукты в растворенном и эмульгированном состоянии (п. 601), фенол (п. 910) и другие. Также для указанных веществ определены лимитирующий показатель вредности (ЛПВ) и классы опасности. В судебном заседании установлено, что согласно перечню субъектов хозяйственной деятельности, предоставленному Министерством природных ресурсов, в перечень субъектов хозяйственной деятельности осуществляющих водопользование без оформленного в установленном порядке права пользования водными объектами на территории города Комсомольска-на-Амуре включено, в том числе ОАО «АСЗ». Согласно сведениям, предоставленным отделом водных ресурсов Амурского БВУ по Хабаровскому краю, ОАО «АСЗ» согласно отчету по форме 2-ТП (водхоз) в 2011 году использовало водный объект - реку Амур (в границах города Комсомольска-на-Амуре) в целях забора воды, а также сброса сточных вод в отсутствие договора о предоставлении водного объекта в пользование, а также решения о предоставлении водного объекта в пользование. Согласно информации Амурского территориального управления Росрыболовства от 29.02.2012 № 04-34/858, река Амур является водным объектом высшей рыбохозяйственной категории, имеет водоохранную зону. В нарушение вышеназванных норм права, ОАО «АСЗ» не являясь водопользователем (т.е. не имея предоставленного в установленном законом порядке права пользования водным объектом - рекой Амур) осуществляет хозяйственную деятельность с использованием водного объекта без приобретения права пользования водным объектом. Согласно отчету по форме 2-ТП (водхоз) ОАО «АСЗ» в 2011 году использовало водный объект - реку Амур (в границах города Комсомольска- Амуре) в целях забора воды, а также сброса сточных вод в отсутствие договора о предоставлении водного объекта в пользование, а также решения о предоставлении водного объекта в пользование (письмо № 08-10/194 от. 02.2012 Отдела водных ресурсов по Хабаровскому краю АБВУ). Из отчета ответчика по форме 2-ТП (водхоз) за 2011 год следует, что в период с .. Обществом в реку Амур отведено <данные изъяты> тыс. м. 3 сточных вод, из них без очистки-<данные изъяты> тыс мЗ. Также в отчете по форме 2-ТП (водхоз) за 2011 г. Обществом отражено количество забранной из реки Амур воды для производственно- хозяйственных целей. Забор и отведение сточных вод в р. Амур осуществляется Обществом ежедневно и в 2012 году. Производственный цикл Общества в 2012 г. не изменился. Министерством природных ресурсов Хабаровского края для ОАО «АС3» не выдавалось договора водопользования и решения о предоставлении водного объекта реки Амур в пользование для забора воды и сброса сточных вод. Согласно экспертному заключению от № . от . Департамента ФС по надзору в сфере природопользования по ДФО, проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами ОАО «АСЗ», согласован Амурским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю. Также из указанного экспертного заключения следует, что хозяйственная деятельность завода направлена на обеспечение изготовления военной техники, гражданского судостроения, металлоконструкций и т.д. При хозяйственной деятельности образуются «производственные» сточные воды, «производственные и дождевые (атмосферные)», «дождевые (атмосферные)». Сброс воды ведется в р. Амур в береговой черте города. Приемник сточных вод - река Амур, водный объект рыбохозяйственного значения высшей категории. Решение о предоставлении водных объектов в пользование не получено. Таким образом, ОАО «АСЗ», в нарушение названных требований Водного кодекса Российской Федерации, осуществляя хозяйственную деятельность, сбрасывает в реку Амур сточные воды, в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также осуществляет забор воды из реки Амур без договора водопользования. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Амурский судостроительный завод» о признании незаконным бездействия по непринятию в полном объеме мер, направленных на получение в установленном законом порядке договора водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов из реки Амур; а также решения о предоставлении реки Амур - поверхностного водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для сброса сточных вод; устранении нарушений законодательства - удовлетворить. Признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Амурский судостроительный завод» по непринятию в полном объеме мер, направленных на получение в установленном законом порядке договора водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов из реки Амур - поверхностного водного объекта, находящегося в федеральной собственности. Признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Амурский судостроительный завод» по непринятию в полном объеме мер, направленных на получение в установленном законом порядке решения о предоставлении реки Амур - поверхностного водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для сброса сточных вод. Обязать открытое акционерное общество «Амурский судостроительный завод» в установленном порядке в срок до 01.09.2012г. получить договор водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов из реки Амур - поверхностного водного объекта, находящегося в федеральной собственности, а также решение о предоставлении реки Амур - поверхностного водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для сброса сточных вод. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре. Судья Лукьянченко Р.В.