№ 2-1679/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 мая 2012 года Центральный районный суд города Комсомольска -на- Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Тучиной О.В. при секретаре Кузьминой Т.В. с участием представителя ответчика Межрайонной ИФНС России . по . - ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России . по . о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, возложении обязанности по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России . по . о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск в сумме <данные изъяты> рублей 54 копеек, возложении на ответчика обязанности удержать и перечислить в бюджет НДФЛ в размере 2988 рубля 89 копеек указывая следующее. Истец поступила на службу в Межрайонную ИФНС России . по . .. . ей было вручено предупреждение о реорганизации Межрайонной ИФНС России . по . на основании приказа УФНС России по . от . . @ в форме присоединения к Межрайонной ИФНС России . по . и о возможном предстоящем сокращении. Приказом от . . она уволена с должности главного государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России . по . по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона Российской Федерации от . № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением штатов .. При сокращении с ней произведен расчет, в том числе выплачена компенсация за неиспользованный отпуск. Однако, как полагает истец, компенсация за не использованный отпуск ей выплачена не в полном объеме. Согласно п. 13 ст. 46 Закона № 79-ФЗ при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. При этом порядка расчета денежной компенсации Закон № 79-ФЗ не содержит. Полагает, что при расчете количества дней работы, за которое увольняющемуся работнику полагается отпуск, компенсируемый денежной выплатой, следует руководствоваться п. 28 правил «Об очередных и дополнительных отпусках», утвержденных Наркоматом труда СССР от . . и действующим до настоящего времени в редакции от ., в котором указано, что полную компенсацию получают работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие … сокращения штатов или учреждения или отдельных его частей, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ. Во всех остальных случаях работники получают компенсацию пропорционально отработанному. На момент увольнения период, за который ей положен отпуск, составил 7,5 месяцев (с . по .), следовательно сумма компенсации на неиспользованный отпуск должна быть рассчитана исходя из права на полный отпуск в количестве 63 дней (30 календарных дней - основной, 16 календарных дней за работу, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, 7 календарных дней за ненормированный служебный день, 10 календарных дней за выслугу). Среднедневной заработок составил 1094 рубля 83 копейки, который она не оспаривает. При этом, ею в 2011 году был использован отпуск в количестве 27 дней, следовательно, количество дней недоиспользованного отпуска, за которые она должна получить компенсацию, составляет 36 дней, однако ответчиком выплачена компенсация за 15 дней отпуска в сумме . рубля 45 копеек. Невыплаченная сумма компенсации за 21 день составит 22 991 рубль 43 копейки. Исходя из положений ст. ст. 208-210, 217 Налогового кодекса РФ полученные доходы в виде компенсации за неиспользованный отпуск подлежат налогообложению НДФЛ в размере 13%, в связи с чем, просила суд взыскать с ответчика компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 20 002 рубля 54 копейки ( т.е. за вычетом подоходного налога), возложив обязанность на ответчика удержать и перечислить в федеральный бюджет из суммы 22991 рубль 43 копеек НДФЛ в размере . рублей 89 копеек. В судебное заседание истец не явилась, просила рассматривать дело в ее отсутствии, на иске настаивала. Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России . по . - ФИО3 просила суд в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях. Дополнительно пояснила, что п. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках в данном случае, применению не подлежит, поскольку противоречит Трудовому Кодексу РФ, согласно положениям которого, компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается за фактически отработанное время. Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, считает возможным удовлетворить исковые требования по следующим основаниям. Исходя из положений ст. 5, ст. 73 Закона № 79-ФЗ и п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от . . «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ. Согласно п. 13 ст. 46 Закона № 79-ФЗ от . «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. При этом порядка расчета денежной компенсации Закон № 79-ФЗ не содержит. Положения о выплате компенсации за неиспользованный отпуск также содержатся в ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ), однако порядка расчета денежной компенсации Трудовой кодекс РФ также не содержит. При этом положениями Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от . . «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ. С учетом вышеизложенного, при расчете количества дней работы, за которые увольняющемуся работнику полагается отпуск, компенсируемый денежной выплатой, следует руководствоваться Правилами «Об очередных и дополнительных отпусках», утвержденными Наркоматом Труда СССР . .. Этот документ является единственным нормативным актом, который разъясняет данный вопрос и не был отменен при вступлении в силу ТК РФ. Согласно п. 28 Правил «Об очередных и дополнительных отпусках», утвержденных НКТ СССР . . и действующих до настоящего времени (в ред. от .), при увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. При этом, увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию. Полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие: а) ликвидации предприятия или учреждения или отдельных частей его, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ; Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию. Таким образом, пропорциональную компенсацию получают работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются по каким-либо другим причинам, кроме указанных выше (в том числе по собственному желанию), а также все работники, проработавшие менее 5 1/2 месяцев, независимо от причин увольнения. При этом п. 28 Правил не указывает на то, что полная компенсация при увольнении работников, проработавших до увольнения от 5,5 до 11 месяцев, выплачивается только работникам, работающим первый год на предприятии (учреждении), на что ссылался представитель ответчика в судебном заседании. Правила свидетельствуют о том, что эта норма распространяется на тех работников, которые после истечения года, за который они использовали отпуск, отработали от 5,5 до 11 месяцев и увольняются по сокращению штатов. В пользу такого толкования Правил свидетельствует и тот факт, что отдельного правового регулирования в отношении выплаты компенсации за неиспользованный отпуск работникам, работающих не первый год у работодателя, данные Правила не содержат. Иное толкование положений Правил приводит к ограничению конституционного принципа равенства всех перед законом, а также к ограничению принципа правового регулирования трудовых отношений -равенства прав работников. ( ст.ст. 2, 3 ТК РФ). В этом случае работник, отработавший без отпуска более 5,5 месяцев в течение не первого года работы и увольняемый по сокращению штата, будет находиться в неравном положении с работником, также проработавшим без отпуска более 5,5 месяцев, но в течение первого года работы. Также следует в этой связи учесть и положения статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым предусмотрен запрет на удержание из заработной платы работника сумм за неотработанные дни ежегодного оплачиваемого отпуска, полученных до увольнения, если работника увольняют в связи с сокращением штата. Поскольку работник, использовавший отпуск авансом до увольнения по сокращению штата, не должен возмещать работодателю оплаченные и не отработанные им дни отпуска, то следует сделать вывод о праве увольняемого по такому основанию работника на получение компенсации за неиспользованный отпуск в полном объеме (с учетом того, что такая гарантия установлена Правилами). Как указано выше, часть 13 статьи 46 Закона № 79-ФЗ предусматривает, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. (т.е.за все время и без указания основной отпуск или дополнительный ). Исходя из положений ч. 2 ст. 46 Закона № 79-ФЗ для государственных гражданских служащих ежегодный оплачиваемый отпуск состоит из: основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков. Истцу, как государственному гражданскому служащему территориального налогового органа, в соответствии с замещаемой должностью, предусмотрено предоставление отпуска продолжительностью . календарных дня, в том числе: 30 календарных дней основного отпуска, 16 календарных дней дополнительного отпуска за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, 10 календарных дней дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет ( исходя из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы согласно ст.ст. 5, 6 ФЗ-. и учитывая более 10 лет государственной службы истца), также 7 календарных дней дополнительного отпуска за ненормированный служебный день (в соответствии с утвержденным служебным распорядком - приложение . к коллективному договору, согласно п.п. (в) п. 13 служебного контракта и допсоглашению . от . к служебному контракту от . .). Должность истца отнесена, согласно п. 3 служебного контракта к ведущей группе должностей государственной гражданской службы РФ категории «специалисты», которой установлен служебным распорядком 7-ми дневный отпуск за ненормированный рабочий день. Ответчик согласен с указанным расчетом общей продолжительности ежегодного отпуска истца (включая основной и дополнительные), что следует из пояснений представителя в судебном заседании и представленной суду справки -расчета. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что расчет компенсации за неиспользованный отпуск не должен ставиться в зависимость от вида причитающегося истцу основного и дополнительного отпуска, а также от условия работы в будущем, в том числе, в случае его выплаты за период, которой истцом не отработан по причине увольнения со службы по сокращению штата. При этом ни положения Трудового Кодекса, ни п. 28 указанный выше Правил.. не содержат механизма выплаты компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении штата в смысле предоставления составляющих его отпусков - основного и/или дополнительных. В противном случае, как указывалось выше судом, данное положение приводит к нарушению конституционного принципа равенства всех перед законом, поскольку у использовавшего отпуск авансом (до истечения года, дающего право на отпуск) работника, уволившегося по сокращению штата ст. 137 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрен запрет на удержание из заработной платы сумм за неотработанные дни ежегодного оплачиваемого отпуска, полученных до увольнения. На основании изложенного, в пользу истца подлежит взысканию компенсация за неиспользованный отпуск ( включая основной и дополнительные), невыплаченная ответчиком при увольнении. Так, учитывая . дней отпуска, предоставленных истцу ранее, 15 дней, за которые выплачена компенсация при увольнении, отпуск, за который компенсация ответчиком не выплачена составит 21 день ( . - 27 - 15 =21). За вычетом походного налога (НДФЛ) сумма компенсации составит 20 002 рубля 54 копейки ( 21 х 1094 рубля 83 копейки = 22 991 рубль 43 копейки - 13%). Суд признает расчет истца правильным, поскольку он выполнен в соответствии с законом, условиями служебного контракта, соответствует справке-расчету, представленному ответчиком ( в том числе, среднедневной заработок), расчетному листку и представителем не оспаривался. В соответствии с ст.ст. 208-220 НК РФ полученные доходы в виде компенсации за неиспользованный отпуск подлежат налогообложению НДФЛ в размере 13% В соответствии с ч.1.ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства… В соответствии ст. 22 ТК РФ, ст. 24 НК РФ суд считает необходимым обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы . по . удержать и перечислить в федеральный бюджет 2 988 рублей 89 копеек, составляющую НДФЛ от суммы, начисленной за 21 день компенсации неиспользованного истцом отпуска ( 22 991 рубль 43 копейки х 13% ). Учитывая, что межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы . по . освобождена от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования ФИО1 - удовлетворить. Взыскать с Межрайонной ИФНС России . по . в пользу ФИО1 компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме . рубля 54 копейки. Обязать Межрайонную ИФНС России . по . удержать и перечислить в федеральный бюджет из суммы . рубль 43 копейки налог на доходы физических лиц в размере . рублей 89 копеек. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца через Центральный районный суд города Комсомольска -на- Амуре. Судья: Тучина О.В.