решение по делу №2-1997/2012



                                                                            Дело .

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

.                         Центральный районный суд .

В составе:

председательствующего судьи - Кузнецовой Т..В.,

при секретаре - Лемешевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мамедовой ФИО10 об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по . . от . об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации,

                                                 У С Т А Н О В И Л:

           Мамедов ФИО11 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по . об аннулировании разрешения от . . на временное проживание на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований Мамедова ФИО12 указала, что . она получила уведомление . от . Управления федеральной миграционной службы по ., в котором ей сообщается о том, что в соответствии с решением . от . ей аннулировано разрешение на временное проживание в Российской Федерации на основании подпункта 7,8 пункта 1 статьи 7 ФЗ от . . «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Само решение ей не было направлено, в связи с чем она лишена возможности обжаловать спорное решение по существу. Целью пребывания заявителя (гражданки Азербайджана) в . является получение гражданства Российской Федерации, так как она состоит в браке с гражданином РФ, от брака имеет двоих малолетних детей 5 и 3 лет - граждан России, имеет постоянное место жительство по месту регистрации своих членов семьи, занимается воспитанием малолетних детей и находится на иждивении супруга. Заявитель полагает, что нарушены её права, т.к. в силу Конституции РФ в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Аннулирование ранее выданного разрешения на временное проживание на территории РФ не отвечает требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям, а также не соотносится с личностными характеристиками заявителя, её семейным положением и степенью общественной опасности совершенного ею нарушения закона, а потому нарушает её право на уважение личной и семейной жизни. Кроме того, аннулирование разрешения заявителю на временное проживание в РФ влечет за собой необходимость выезда заявителя из Российской Федерации, что не исключает вмешательство в право на семейную жизнь её супруга, гражданина РФ и вмешательство в права детей на заботу и воспитание со стороны родителей. Уведомление об аннулировании разрешения на временное проживание не содержит доводов, подтверждающих необходимость применения к заявителю такой меры ответственности, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов и является препятствием к осуществлению прав и свобод заявителя. Просит признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной миграционной службы по . об аннулировании разрешения от . . на временное проживание заявителя на территории Российской Федерации.

           В судебном заседании заявитель Мамедова ФИО13 заявление поддержала.

           В судебном заседании представитель заявителя Шатохин ФИО14 действующий на основании доверенности, заявление поддержал, дал пояснения аналогичные установочной части решения. Дополнительно пояснил, что Миграционная служба приняла решение и в своем уведомлении заявителю сообщила об аннулировании разрешения на временное проживание на территории РФ. В связи с этим, данный гражданин должен в течение 5 дней после аннулировании разрешения на временное проживание, покинуть территорию РФ, либо Мамедова будет принудительно депортирована и не сможет появляться на территории РФ 5 лет. Данным решением на нее не только возлагают обязанность покинуть территорию РФ, но и разлучают с семьей, детьми. Решение УФМС не соответствует требованиям соразмерности и гуманности. Действительно, Мамедова ФИО15. допустила нарушение закона, которое выражалось в отсутствии регистрации по месту проживания. Однако это нарушение совершено ею по той причине, что ей отказывали в регистрации по месту жительства супруга. В настоящее время данное обстоятельство устранено. Жилищный фонд, в котором сейчас зарегистрирована Мамедова, принадлежит Министерству обороны. Мамедову ФИО16 супруг пытался зарегистрировать по месту жительства в течение шести месяцев, но ему в этом было отказано. Пункт 8 ФЗ . от . может применяться в отношении лиц, которые ежегодно должны представлять справку - подтверждение о своем местонахождении и прилагать справку о доходах, который должен быть не ниже прожиточного минимума в субъекте РФ. Миграционная служба пришла к выводу, что у заявителя недостаточно средств на проживание. В соответствии с Постановлением Правительства РФ . от 2007 года «Определение среднемесячного дохода иностранного гражданина» к членам семьи иностранного гражданина относятся: супруг, дети, а также родители. В соответствии со справкой .-р заявитель проживает вместе с мужем, детьми, а также родителями супруга. Все они имеют единый бюджет, доход родителей супруга не был учтен Миграционной службой. Считает решение УФМС принятым без достаточных к тому оснований, просит его отменить.

                В судебном заседании представитель заинтересованного лица УФМС по . ФИО4, действующая на основании доверенности, с заявлением не согласилась и пояснила, что УФМС России по . принято решение об аннулировании разрешения на временное проживание на территории РФ гражданки Азербайджанской республики Мамедовой ФИО17. В соответствии с Федеральным Законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» она не предоставила уведомление о своем проживании на территории РФ в течение очередного года. В связи с этим в отношении неё 01 сентября и . были составлены протоколы об административном правонарушении по ч. 1ст. 18.8 КоАП РФ. Следовательно, Мамедова ФИО18. имеет в течение одного года два административных взыскания. На основании этого было аннулировано разрешение на временное проживание на территории РФ. Кроме того, Мамедова ФИО19 находилась на иждивении гражданского супруга, их доход ниже прожиточного минимума, что также является основанием для аннулирования разрешения на временное проживание на территории РФ. Просила в удовлетворении заявления отказать.

              Суд, выслушав пояснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, приходит к следующему:

             В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от . № 115-ФЗ
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность; временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.

          Согласно ст.6 указанного выше Федерального закона, срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

            Судом установлено, что . решением УФМС России по . ., гражданке . Мамедовой ФИО20 было разрешено временное проживание в Российской Федерации до ., о чем сделана отметка в паспорте заявителя.

            Заявитель состоит на миграционном учете по адресу: ., Дос, 12-13, находится на иждивении супруга.

           . решением Управления ФМС России по . (заключение . от .) разрешение Мамедовой ФИО21. на временное проживание в Российской Федерации аннулировано на основании п.п.7,8 п.1 ст.7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от . № 115-ФЗ, поскольку Мамедова ФИО22 в установленный законодательством срок до . с уведомлением о подтверждении проживания в Российской Федерации в УФМС России по . в течение двух месяцев не обращалась и не трудоустроена, факт нахождения ее на иждивении супруга не подтвердила. . и . Мамедова ФИО23 была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ.

         Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями участвующих в деле лиц, а также материалами дела, в том числе: копией паспорта гражданки . Мамедовой ФИО24..; заключением УФМС России по . . от ., заключением УФМС России по . . от ., постановлениями о привлечении Мамедовой ФИО25. к административной ответственности от . и от .

         В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

          Основанием для обращения Мамедовой ФИО26. в суд явилось ее несогласие с заключением УФМС России по . . от . об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

          В соответствии с Положением об Управлении Федеральной миграционной службы по ., утвержденным приказом ФМС России от . ., территориальный орган (УФМС России по .) является государственным органом; основными задачами территориального органа являются, в том числе, оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации. В полномочия территориального органа входит выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

           Как следует из Положения о Межрайонном отделе Управлении Федеральной миграционной службы по . в ., утвержденного Приказом Управления Федеральной миграционной службы по . . от ., Отдел является обособленным структурным подразделением Управления ФМС по .; основными задачами отдела являются, в том числе, прием документов для оформления иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений для временного пребывания, временного или постоянного проживания в Российской Федерации; отдел осуществляет полномочия, в том числе, контроль и надзор за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства; Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации прием документов для оформления иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации; проставление отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства; принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

           Согласно ч.9 ст.6 Федерального закона от . № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание.

         В соответствии с п.7 ч.1 ст.7 Федерального закона от . № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в российской Федерации.

         В соответствии с п. 8 ч.1 ст.7 Федерального закона от . № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин: в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

           Основанием для аннулирования Управлением ФМС России по . ранее выданного Мамедовой ФИО27 разрешения на временное проживание в РФ явилось то обстоятельство, что Мамедова ФИО28 в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание (с . по .) с уведомлением о подтверждении проживания в Российской Федерации в УФМС России по . в течение двух месяцев не обращалась, не трудоустроена, не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и своих двух несовершеннолетних детей на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ей разрешено временное проживание.

           Из материалов дела следует, что .. от Мамедовой ФИО29. взята расписка о том, что она обязана лично, в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения разрешения на временное проживание подать в территориальное подразделение миграционной службы по месту регистрации уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода за очередной год со дня получения разрешения на временное проживание.

            В течение двух месяцев после . Мамедова ФИО30 с уведомлением в УФМС по . о подтверждении проживания в Российской Федерации с приложением справок о доходах физического лица формы 2-НДФЛ Мамедова ФИО31к. не обращалась.

           Как установлено судом, Мамедова ФИО32. и ее дети находятся на иждивении у ФИО7, что подтверждается материалами дела и о чем она указала в заявлении о выдаче разрешения на временное проживание в РФ.

         Согласно свидетельству о заключении брака I-ДВ . Мамедова ФИО33 состоит в браке с ФИО7 с .

         Согласно свидетельствам о рождении I-ДВ . и I-ДВ . Мамедова ФИО34 имеет двоих несовершеннолетних детей: ФИО5, . г.р. и ФИО6, . г.р., отцом детей является ФИО7           

        В силу статей 7, 17 (часть 1), 19 (часть 2), 21, 38 (части 1 и 2), 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Согласно международным нормам права каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 3 статьи 2 Протокола N 4 к ней).

В данном случае аннулирование ранее выданного разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации не отвечает указанным требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям, а также не соотносится с личностными характеристиками иностранного гражданина, его семейным положением и степенью общественной опасности совершенного им нарушения закона, а потому нарушает право Мамедовой ФИО35 на уважение личной и семейной жизни.

Кроме того, аннулирование разрешения Мамедовой ФИО36 состоящей в браке с гражданином Российской Федерации и имеющих совместных двоих малолетних детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на временное проживание, влечет за собой необходимость её выезда из Российской Федерации, что не исключает вмешательство в право на семейную жизнь её супруга, гражданина Российской Федерации и вмешательство в права детей на заботу и воспитание со стороны их матери.

Между тем, в соответствии с ч.2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случая, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

          Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от . N 55-О «По жалобе гражданина ФИО8 на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», поскольку отказ в выдаче разрешения на временное проживание или аннулирование ранее выданного разрешения за неоднократные нарушения установленного порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации в отношении иностранного гражданина, состоящего в браке с гражданином Российской Федерации и имеющего ребенка, влечет его обязанность в течение 15 дней добровольно покинуть Россию, что представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, право на уважение которой гарантируется статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, такие меры могут быть применены уполномоченным органом исполнительной власти и судом только с учетом личности правонарушителя и характера совершенного административного правонарушения, т.е. степени его общественной опасности.           

Заключение об аннулировании разрешения на временное проживание от . в отношении Мамедовой ФИО37., доводов, подтверждающих необходимость применения к заявителю такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов, не содержит.

В связи с вышеизложенным, решение . от . об аннулировании разрешения на временное проживание Мамедовой ФИО38 по основанию, указанному в п.7 ч.1 ст.7 Федерального закона от . № 115-ФЗ не может быть признано законным и обоснованным.

В соответствии с п.3 Постановления РФ . от 2007 г. «Определение среднемесячного дохода иностранного гражданина» к членам семьи иностранного гражданина относятся: супруг, дети, а также родители.

Согласно справке ЖЭУ . от . Мамедова ФИО39. проживает совместно с супругом ФИО7, несовершеннолетни детьми, а также родителями супруга.

Из справки Формы .-НДФЛ следует, что ФИО7 имел доход за 2010 г. в размере 329 443,82 руб., за вычетом подоходного налога 287 187,82. Среднемесячный доход составляет 23 932,32 руб., т.е. на каждого члена семьи заявителя, состоящей из 4-х человек, ниже прожиточного минимума.

Однако, в судебном заседании не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что Мамедова ФИО40 не имеет достаточных средств к существованию и не может проживать в РФ, не прибегая к помощи государства.

Таким образом, суд приходит к выводу, что решение об аннулировании разрешения на временное проживание Мамедовой ФИО41. по основанию, указанному в п.8 ч.1 ст.7 Федерального закона от . № 115-ФЗ, также не может быть признано законным.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления Мамедовой ФИО42 об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по . . от . об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.           

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Мамедовой ФИО43 об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по . . от . об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной миграционной службы по . . от . об аннулировании Мамедовой ФИО44 разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам .вого суда через Центральный районный суд . в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья          Т.В.Кузнецова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200