РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 апреля 2012 года Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края В составе: председательствующего - судьи Известкиной И.Г., при секретаре - Захаровой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Резванов К.К. к Хабаровскому краевому государственному унитарному предприятию технической инвентаризации и оценки недвижимости о пересмотре представленных в налоговый орган сведений о стоимости объекта недвижимости, УСТАНОВИЛ: Резванов К.К. обратился в суд с исковым заявлением к Комсомольскому-на-Амуре филиалу Хабаровского краевого государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости о пересмотре представленных в налоговый орган сведений о стоимости объекта недвижимости, ссылаясь на то, что ответчиком незаконно представлены в налоговый орган сведения об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости <данные изъяты> в ценах 2011 года по состоянию на 2004 год без проведения визуального осмотра объекта недвижимости, в связи с чем просит суд пересмотреть налоговую базу объекта недвижимости, рассчитанную в ценах 2010 года по состоянию на 2004 год: <данные изъяты>, общей площадью . инв. ., лит. Е, расположенную по адресу: ., ., оцененную в сумме . рублей и оценить объект в соответствии с его продажной стоимостью в размере . рублей. Определением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 17 февраля 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Комсомольску-на-Амуре, Администрация города Комсомольска-на-Амуре, произведена замена ненадлежащего ответчика Комсомольский-на-Амуре филиал Хабаровского краевого государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости надлежащим - Хабаровское краевое государственное унитарное предприятие технической инвентаризации и оценки недвижимости. В судебном заседании истец Резванов К.К. поддержал исковые требования о пересмотре представленных в налоговый орган сведений о стоимости объекта недвижимости, его представитель Рындин П.С., действующий на основании доверенности, выданной по месту работы истца инспектором ОК ООО «Востокспецхимзащита» ФИО5 от 22 ноября 2011 года, исковые требования поддержал, суду пояснил, что . Резванов К.К. приобрел объект недвижимости «<данные изъяты>», расположенный по адресу ., лит. Е. Ответчиком в налоговый орган были предоставлены данные о стоимости объекта на последнюю дату инвентаризации, проведенной в 2004 году. С исчислением налоговой базы, применяемой ответчиком, истец не согласен, так как в соответствии с п. 3 Приказа Госстроя России и МНС России от 28.02.2001 г. № 36/БГ-3-08/67 «Порядок представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества» ответчик должен был учесть, что в случае, если отсутствуют технические паспорта объектов недвижимого имущества или плановая инвентаризация таких объектов не была проведена в течение последних пяти лет организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам массовой оценки объектов, то есть порядок исчислении налоговой базы должен быть иным, нежели тот, который использовал ответчик. Ответчиком налоговая база исчислялась исходя из инвентаризационной стоимости объекта, принадлежащего юридическому лицу, однако, налоговая база должна исчисляться из продажной стоимости объекта истцом как физическим лицом, как указано в ст. 374 Налогового кодекса РФ. Так же ответчик не предоставил своевременно сведения в налоговый орган об изменении права собственности на спорный объект недвижимости, что привело к возникновению у Резванов К.К. задолженности по уплате налога. У истца отсутствовала обязанность ставить ответчика в известность о приобретении им права собственности на спорный объект недвижимости. В соответствии с Налоговым кодексом РФ данную информацию в налоговые органы должен сообщать орган, осуществляющий учет и регистрацию недвижимого имущества. Просит суд удовлетворить исковые требования, обязать ответчика пересмотреть представленные в налоговый орган сведения о стоимости объекта недвижимости. Представитель ответчика КГУП «Хабкрайинвентаризация» Кобышева Ю.В., действующая на основании доверенности директора ФИО7 от 22.12.2011 г. № 103, иск не признала, суду пояснила, что в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения заполняются на основании данных технических паспортов (п.З Приказа Госстроя РФ N 36, МНС РФ N БГ-3-08/67 от 28.02.2001 "Об утверждении Порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества"). Технический паспорт на объект недвижимости - здание <данные изъяты> (литер Е), расположенный по адресу: ., в . изготовлен 15.01.2004 г. Заказчиком работ являлся собственник в лице ФИО11. Исходя из того, что на момент проведения инвентаризации объект находился в собственности юридического лица, определена его восстановительная и действительная стоимости (разница между восстановительной стоимостью и суммой физического износа). По запросу ИФНС по г.Комсомольску-на-Амуре в 2011 году инвентаризационная стоимость объекта - мойка с очистными сооружениями была пересчитана с учетом индексов, применяемых для оценки объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности, и передана в электронном виде в налоговый орган. По состоянию на 2010 год инвентаризационная стоимость объекта составила . руб. Доводы истца о необходимости переоценки стоимости объекта по его рыночной стоимости со ссылкой на п. 3 Приказа Госстроя РФ N 36, МНС РФ N БГ-3-08/6" 28.02.2001 "Об утверждении Порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений объектах недвижимого имущества", который отменен с 01.01.12 г. Приказом Минрегиона 173, ФНС РФ № ММВ-7-11/263 от 14.04.2011 г., необоснованны, поскольку не соответствуют законодательству, так как плановая техническая инвентаризация не реже одного раза в пять лет отменена с 19.05.2009 г. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 № 388 «О внесении изменений в Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. № 921 и от 13 октября 1997 г. № 1301"; методы массовой оценки в настоящее время применяются для расчета кадастровой стоимости земельных участков, в целях налогообложения объектов капитального строительства применяется инвентаризационная стоимость. Сведения о переходе права собственности на спорный объект у ответчика отсутствовали, так как полномочия по государственной регистрации прав на недвижим имущество и ведение ЕГРП на территории города осуществляет Комсомольский-на-Амуре отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, который направляет данные сведения в налоговый орган. Истец не сообщил ответчику о приобретении им объекта недвижимости, следовательно, у ответчика возникла обязанность по предоставлению сведений об инвентаризационной стоимости объекта в ИФНС только после поступлении запроса налогового органа. В связи с чем, считает, что исковые требования необоснованны и не подлежат удовлетворению, поскольку применение рыночной стоимости, в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации. Представители Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Комсомольску-на-Амуре, Администрации города Комсомольска-на-Амуре, извещенные о времени и месте рассмотрения дела согласно распискам 06 апреля 2012 года, в судебном заседании участия не принимали. Согласно отзыва на исковое заявления, представленного представителем Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Трофимычевой Н.А., действующей на основании доверенности главы города ФИО9 №101038/66 от 12.12.2011г., органы местного самоуправления имеют право устанавливать ставки налога и налоговые льготы. В установлении инвентаризационной стоимости объектов, облагаемых налогом на имущество физических лиц, и исчислении суммы налога исполнительные органы местного самоуправления не участвуют. Согласно п.3 Инструкции МНС России от 02.11.1999 №54 по применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» под инвентаризационной стоимостью понимается восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Налог на имущество физических лиц должен исчисляться исходя из оценочной (инвентаризационной) стоимости объекта недвижимости, вне зависимости от того по какой стоимости данный объект был приобретен в собственность. В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года (п.4 указанной статьи). Согласно п.3 Порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества, утвержденного Приказом Госстроя РФ и МНС РФ от 28 февраля 2001 г. N 36/БГ-3-08/67, действующего на момент подачи в налоговый орган сведений об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения заполняются на основании данных технических паспортов. В случае, если отсутствуют технические паспорта объектов недвижимого имущества, или плановая инвентаризация таких объектов не была проведена в течение последних пяти лет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам массовой оценки объектов, которые могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости. В случае, если объект налогообложения на момент представления сведений не поставлен правообладателем на технический учет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам визуального наблюдения, которые впоследствии могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости. Согласно п.6 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ №388 от 30.04.2009 года, вступившими в законную силу 22 мая 2009 года, техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц. Согласно п. 3 Инструкции МНС РФ от 2 ноября 1999 г. N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации. Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу. Таким образом, учитывая, что у ответчика отсутствовала обязанность по проведению технической инвентаризации объекта недвижимости, приобретенного Резванов К.К. в 2008 году, суд приходит к выводу об обоснованности представления ответчиком в налоговый орган сведений о стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 2004 год в ценах 2010 года, в связи с чем находит требования Резванов К.К. необоснованными, поэтому подлежащими отклонению. Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд В удовлетворении искового заявления Резванов К.К. к Хабаровскому краевому государственному унитарному предприятию технической инвентаризации и оценки недвижимости о пересмотре представленных в налоговый орган сведений о стоимости объекта недвижимости отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре. Судья Известкина И.Г.Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено в судебном заседании, . Резванов К.К. на основании договора купли-продажи от ., заключенного с ФИО12, зарегистрировал право собственности на объект недвижимости «<данные изъяты>, инв. ., лит Е, расположенный по адресу: ., Лит Е, ., ., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 27-АВ 155076 (л.д. 22, 28).
На основании запроса Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края №14-14/03033 ДСП от 28.02.2011г., КГУП «Хабаровсккрайинвентаризация» были предоставлены сведения об инвентаризационной стоимости имущества в ценах 2011 года. (л.д. 70-73).
Согласно сообщению КГУП «.инвентаризация» . от ., Комсомольским-на-Амуре филиалом КГУП «.инвентаризация» сведения для налогового органа за 2010 год были поданы в ценах 2011 года по запросу . от .. Оценочная стоимость объекта определяется по стоимости на последнюю дату инвентаризации в ценах текущего (запрашиваемого) года. Объект недвижимости «<данные изъяты>» стоит на учете в архиве филиала и последняя инвентаризация проводилась в 2004 году. Поэтому стоимость объекта «Мойка с очистными сооружениями» была рассчитана в ценах 2010 года по состоянию на 2004 год (л.д. 24).
Как установлено в ходе судебного заседания, объект недвижимости «<данные изъяты>» Лит. Е был поставлен правообладателем, коим являлось ФИО13, на технический учет ., о чем свидетельствует технический паспорт на здание «<данные изъяты>», инвентарный номер 12870 (л.д. 56-61).
Указанный объект недвижимости был приобретен Резванов К.К. в 2008 году и его право собственности зарегистрировано .. На 2008 год у органа, производящего техническую инвентаризацию объекта недвижимости отсутствовали основания для плановой инвентаризации данного объекта, поскольку не истек срок, в течение которого проведена последняя техническая инвентаризация, то есть пять лет с момента проведения такой инвентаризации, который истекает ..
Таким образом, в сентябре 2009 года, то есть по истечении пяти лет с момента проведения технической инвентаризации объекта капитального строительства, у органа, производящего техническую инвентаризацию объекта недвижимости, отсутствовали основания для плановой инвентаризации данного объекта.
С заявлением о проведении технической инвентаризации объекта капитального строительства, Резванов К.К. в соответствии с п. 6 указанного выше Положения к ответчику не обращался.
Поэтому, по запросу ИФНС по г. Комсомольску-на-Амуре в 2011 года инвентаризационная стоимость объекта - <данные изъяты>, указанная в техническом паспорте по состоянию на 2004 год, была пересчитана с учетом индексов, применяемых для оценки объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности и передана в налоговый орган.
Судом проверен расчет определения инвентаризационной стоимости для целей налогообложения объекта недвижимости «Мойка с очистными сооружениями», представленный л.д. 67-69, который, по выводу суда, составлен в соответствии с требованиями, установленными Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.04.1992г. №87, Постановлением губернатора Хабаровского края от 01.02.2010г. №7 «Об утверждении укрупненных индексов для оценки объектов недвижимости, принадлежащим гражданам на праве собственности, и признан правильным.
При таких обстоятельствах довод представителя истца об оценке принадлежащего истцу объекта в соответствии с его продажной стоимостью в размере . руб. суд находит несостоятельным, поскольку он не соответствует действующему законодательству.
РЕШИЛ: