2-2578/2012 решение



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июня 2012 года        Центральный районный суд

                                    г.Комсомольска-на-Амуре

         Хабаровского края

В составе:

председательствующего - судьи Известкиной И.Г.,

при секретаре - Захаровой Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Слесарева Е.А. к Военному комиссариату Хабаровского края о признании незаконными действий по не выплате премии за третий квартал 2011 года, возложении обязанности по выплате премии с уплатой процентов (денежной компенсации) за нарушение срока выплаты премии,

УСТАНОВИЛ:

Слесарева Е.А. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Хабаровского края о признании незаконными действий по не выплате премии за третий квартал 2011 года, возложении обязанности по выплате премии с уплатой процентов (денежной компенсации) за нарушение срока выплаты премии, ссылаясь на то, что она работает в военном комиссариате Хабаровского края в отделе по г.Комсомольску-на-Амуре в должности <данные изъяты> по контракту на основании бессрочного трудового договора б/е от . и по настоящее время. В соответствии с Указом президента РФ от 26 декабря 2006 года №1459, на основании приказа Министра обороны от 2010 года №1010, решением Командующего восточным военным округом и телеграммами военного комиссара Хабаровского края №ФЭО/1253 от 22.12.2011г. были выделены лимиты бюджетных обязательств на выплату дополнительного материального стимулирования гражданского персонала для отдела военного комиссариата Хабаровского края по г.Комсомольску-на-Амуре за третий и четвертый квартал 2011 года. В соответствии с п. 1 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств…» дополнительные выплаты и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. В соответствии с п.11 указанного порядка не представляются к дополнительному материальному стимулированию лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей. При этом, за период работы в 3 квартале с июля по сентябрь 2011 года никаких дисциплинарных взысканий истец не имела. Однако премия за третий квартал 2011 года ей не выплачивалась. В связи с чем, просит суд признать незаконными действия по не выплате премии за третий квартал 2011 года, обязать ответчика выплатить премию с уплатой процентов (денежной компенсации) за нарушение срока выплаты премии.

Истец Слесарева Е.А. на иске настаивала, дала суду пояснения, полностью совпадающие с вышеизложенными обстоятельствами и дополнила их тем, что начальник отдела в соответствии с п.8.1.24 Коллективного договора между командованием и гражданским персоналом военного комиссариата Хабаровского края не имел права распределения премии без согласования с профкомом, председателем которого она является. В обоснование расчета премии за третий квартал 2011г. в размере <данные изъяты> руб. пояснила, что исходила из размера премии в сумме <данные изъяты> рублей, выплаченной начальнику отделения, в связи с чем она вычислила коэффициент должностного оклада между начальником отделения и своим окладом и применила его при вычислении премии за третий квартал 2011г. Относительно заявления представителя ответчика о пропуске срока для обращения в суд, пояснила, что срок ею не пропущен, поскольку первоначально она обратилась в суд 23.03.2012г., то есть в трехмесячный срок со дня подачи заявления 26.12.2011г. о выплате премии за третий квартал 2011г. на имя начальника отдела Меньшикова С.П., однако заявление было ей возвращено из-за того, что не было подписано.

Представитель ответчика Пикалова С.А., действующая на основании доверенности военного комиссара Хабаровского края Н.Глинина от 14.11.2011г., иск не признала, суду пояснила, что со Слесарева Е.А. военным комиссаром был заключен трудовой договор о приеме на работу 19.07.2007 года, на момент издания приказа о выплате премии по приказу Минобороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года истец работала в отделе военного комиссариата Хабаровского края по г. Комсомольск-на-Амуре в должности <данные изъяты>

12.12.2011 года в отдел военного комиссариата по г. Комсомольск-на-Амуре поступила телефонограмма № ФЭО /1203 о предоставлении в военкомат Хабаровского края сведений на гражданский персонал о количестве фактически отработанных дней в 3 и 4 кварталах 2011 года.

15.12.2011 года на имя военного комиссара Хабаровского края поступила телеграмма руководителя ФКУ УФО МО РФ по Хабаровскому краю о выделении лимитов бюджетных обязательств на премии гражданскому персоналу за счет экономии денежных средств за июль - декабрь 2011 года в сумме 46920 тыс. рублей.

Военному комиссариату Хабаровского края лимиты бюджетных обязательств на выплату дополнительного материального стимулирования поступили 19.12.2011 года согласно расходного расписания № 187/59982/096 в сумме 46920 тыс. рублей по коду бюджетной классификации 187 0201 2026700 014 211. В отдел по г. Комсомольск-на-Амуре решение военного комиссара Хабаровского края о выделении сумм на выплату дополнительного материального стимулирования гражданского персонала доведено телеграммой ФЭО/1253 22.12.2011 года. Военным комиссаром Хабаровского края на выплату премии гражданскому персоналу отдела по г. Комсомольск-на-Амуре было выделено 4195000 рублей. Из них начальника отдела по г. Комсомольск-на-Амуре военный комиссар премировал в сумме 200000 рублей. Так же военный комиссар требовал представить факсом 23 декабря 2011 года представление и ведомость на выплату премии в соответствии с приказом Минобороны № 1010 гражданскому персоналу.

23.12.2011 года в военный комиссариат Хабаровского края было отправлено представление на премирование гражданского персонала по г. Комсомольск-на-Амуре за 2 полугодие 2011 года № Ф/12582.

Согласно пункта 1.2 Положения об оплате труда гражданского персонала военного комиссариата Хабаровского края, разработанного в соответствии с приказом МО РФ № 555 от 10.011.2008 года, система оплаты труда гражданского персонала включает в себя размеры должностных окладов, выплат компенсационного характера (перечислены в п.2.2. Положения об оплате труда), а также выплат стимулирующего характера (перечислены в п.2.3. того же Положения).

В соответствии с пунктом 7 «Порядка формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и иных организаций ВС РФ» (приложение № 3 к приказу Минобороны РФ от 10.11.2008 года № 555) годовой фонд оплаты труда воинской части не может быть уменьшен при проведении мероприятий по оптимизации и сокращению численности гражданского персонала.

В ежегодно утверждаемых бюджетах премия по приказу Минобороны РФ № 1010 не предусматривается. Министр обороны РФ имеет право использовать на дополнительное материальное стимулирование разницу между запланированными средствами и реально выплаченной заработной платой военнослужащих и гражданского персонала при проведении организационно-штатных мероприятий в соответствии с пунктом 2 «Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств...» приложения к приказу Минобороны РФ № 1010.

Как следует из пункта 2 приказа Министра обороны РФ № 1010 выплаты дополнительного материального стимулирования по результатам работы производятся лицам гражданского персонала. Данный вид премии не включается в состав заработной платы, (систему оплаты труда), не носит регулярный характер выплаты. Распределение этой экономии не относится к обязательным дополнительным выплатам, имеет поощрительную природу и идет централизовано от Министерства обороны РФ вниз до получателей бюджетных средств через распорядителей бюджетных средств.

Фонд экономии распределяется между лицами гражданского персонала с учетом личного вклада каждого по результатам работы. Премии представляют собой денежные выплаты за достижение определенных результатов в труде. Применение премиальных систем направлено на создание у работников материальной заинтересованности в достижении тех показателей, которые не предусмотрены основной оплатой по должностному окладу, т.е. дополнительное материальное стимулирование не является гарантированной частью заработной платы.

Поощрение работников за добросовестный труд путем выплаты денежных премий, а также определение размера такого поощрения является исключительно правом работодателя, а не его обязанностью может устанавливаться им в зависимости от их вклада в результаты деятельности. В приказе Министра обороны РФ № 1010 отсутствует механизм определения размера материального стимулирования в отношении отдельного работника, руководитель имеет право единолично оценить трудовую деятельность лиц гражданского персонала и исполнение ими должностных обязанностей и принять отдельное решение в отношении каждого лица гражданского персонала о выплате ему данной премии либо невыплате без указания каких-либо причин и обоснований на основании представленных непосредственными начальниками рапортов.

В соответствии с пунктом 11 приказа Минобороны РФ № 1010 не представляются к дополнительному материальному стимулированию лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей.

Слесарева Е.А. была привлечена к дисциплинарной ответственности в октябре 2011 года (приказ начальника отдела . от 24Л 0.2011 года) и в декабре 2011 года (приказ начальника отдела . от .). В связи с этим начальник отдела не включил фамилию Слесарева Е.А. в представление на выплату премии.

В приказе военного комиссара Хабаровского края № 584-1 от 21.12.2011 года речь идет о дополнительных выплатах материального стимулирования с июля по декабрь 2011 года и лимиты бюджетных обязательств на премии гражданскому персоналу за счет экономии денежных средств были выделены ФКУ УФО МО РФ за июль - декабрь 2011 года в сумме 46920 тыс. рублей. А в декабре 2011 года Слесарева Е.А. была привлечена к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, ею пропущен срок для обращения в суд, в связи с чем просила в иске отказать.

Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, допросив в качестве свидетеля ФИО5, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Как установлено судом, Слесарева Е.А. на основании трудового договора б/н от . принята на работу в военный комиссариат г.Комсомольска-на-Амуре в должности <данные изъяты>.

Согласно дополнительным соглашениям . от ., . от ., . от ., . от . к трудовому договору Слесарева Е.А. переведена на должность помощника <данные изъяты>.

. в отдел военного комиссариата по г. Комсомольск-на-Амуре поступила телефонограмма № ФЭО /1203 о предоставлении в военкомат Хабаровского края сведений на гражданский персонал о количестве фактически отработанных дней в 3 и 4 кварталах 2011 года в срок до . (л.д.74).

Во исполнение данного указания, . направлен список гражданского персонала, в котором также значится Слесарева Е.А. (л.д.75), из чего следует, что третий квартал 2011 года отработан истцом в полном объеме.

Из телеграммы от 15.12.2011 года, с дополнениями, внесенными телеграммой от 16.12.2011г., видно, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 1010 2010года и указаниями руководителя департамента социальных гарантий Минобороны России от 6 декабря 2011г. военному комиссариату Хабаровского края выделены лимиты бюджетных обязательств на премии гражданскому персоналу за счет экономии денежных средств за июль-декабрь 2011 года в сумме 46920 тыс. руб., из расчета 10,0 тыс. рублей в месяц на одного гражданского работника в военном комиссариате (л.д.77, 78).

Как следует из расходного расписания № 187/59982/096 от 19.12.2011г. Военному комиссариату Хабаровского края лимиты бюджетных обязательств в сумме 46920 тыс. рублей по коду бюджетной классификации 187 0201 2026700 014 211 на выплату дополнительного материального стимулирования поступили 19.12.2011 года.

В отдел по г.Комсомольск-на-Амуре решение военного комиссара Хабаровского края о выделении сумм на выплату дополнительного материального стимулирования гражданского персонала в размере 4 195 000 руб. доведено телеграммой ФЭО/1253 22.12.2011 года (л.д.81), согласно которой в срок до 23 декабря 2011 года необходимо направить в Военный комиссариат Хабаровского края представление на выплату премии гражданскому персоналу отдела.

Согласно представлению на премирование гражданского персонала отдела по г.Комсомольску-на-Амуре за 2 полугодие 2011 года № Ф/12582 от 23.12.2011г. Слесарева Е.А. к премированию не представлена, поскольку приказами . от . и . от . Слесарева Е.А. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечаний за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей (л.д.88).

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 г. Москва «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Данным Порядком установлено, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления....военных округов.... Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала (п.1, п.2). Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств производится в управлении военных округов - на основании приказов командующих войсками военных округов, флотами. Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами рапортов (п.6).

В соответствии с п.7 вышеназванного приказа размер дополнительного материального стимулирования не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава.

Пунктом 11 приказа Министра обороны РФ № 1010 установлен перечень лиц, которые не представляются к дополнительному материальному стимулированию: лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей; лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий финансово-экономической и хозяйственной деятельности.

Как видно из представленных представителем ответчика доказательств, Слесарева Е.А. не была представлена к премированию из-за наличия двух действующих приказов . от . и . от ., которыми ей объявлены замечания за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей.

Однако как следует из указанных приказов, к дисциплинарной ответственности истец привлекалась в четвертом квартале 2011 года, кроме того, на день рассмотрения дела в суде, приказ . от . отменен приказом <данные изъяты> . от ., а приказ . от . - решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 17 апреля 2012г.

Исходя из требований п.1 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, дополнительные выплаты и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально.

Из материалов дела следует, что фактически согласно телеграмме от 15.12.2011 года лимиты бюджетных обязательств на премии гражданскому персоналу выделены за счет экономии денежных средств за июль - декабрь 2011 года, в связи с чем приказом военного комиссара Хабаровского края №584-1 от 21.12.2011г. в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации №1010, указаниями руководителя департамента социальных гарантий Минобороны России от 06 декабря 2011 года, указаниями руководителя федерального бюджетного учреждения от 15.12.2011г., гражданскому персоналу военного комиссариата Хабаровского края произведена дополнительная выплата материального стимулирования с июля по декабрь 2011 года, то есть за полугодие (л.д. 83-86).

Учитывая, что дополнительная выплата материального стимулирования выплачивается ежеквартально, то есть в данном случае за третий квартал (июль-сентябрь) и четвертый квартал (октябрь-декабрь) 2011 года, а истец отработала третий квартал 2011г. в полном объеме и не имела нарушений дисциплины, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Слесарева Е.А. о признании незаконными действий Военного комиссариата Хабаровского края по невыплате ей премии за третий квартал 2011 года, поскольку истцом выполнены условия премирования, установленные приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010г. № 1010, из которого следует, что для выплаты дополнительной премии, предусмотренной данным приказом, необходимо, чтобы сотрудник военного комиссариата проработал третий квартал в полном объеме и не имел нарушений дисциплины.

Довод представителя ответчика о том, что премия не входит в систему оплаты труда и носит разовый характер, опровергается представленными по делу доказательствами.

Согласно ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Исходя из представленных истцом в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу о необоснованности заявления представителя ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд, установленного ст.392 Трудового кодекса РФ, поскольку как видно из заявления истца на имя начальника отдела о своем нарушенном праве на получении премии она узнала 26.12.2011г., с заявлением в суд обратилась 23.03.2012г., то есть в установленный срок.

При расчете размера, подлежащей взысканию в пользу истца премии за третий квартал 2011 года суд исходит из следующего.

Согласно приведенной выше телеграмме от 15.12.2011г. следует, что при распределении объемов бюджетных средств, выделенных на поощрение за июль-декабрь 2011г. руководитель ФКУ УФО Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю исходил из расчета 10 000 рублей в месяц на гражданского работника в военном комиссариате.

Отсюда следует, что за три месяца третьего квартала 2011г. истцу причитается в виде дополнительной премии, установленной приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010г. № 1010, в размере <данные изъяты> руб., что с учетом удержания налога на доходы физических лиц в размере 13% составляет <данные изъяты> рублей.

Данный размер премии сопоставим с размером премии, выплаченной гражданскому персоналу отдела военного комиссариата Хабаровского края по городу Комсомольску-на-Амуре за второе полугодие 2011 года по должности, аналогичной должности истца, составляющей в среднем 50 000 - 55 000 рублей за два квартала 2011 года (трети и четвертый) на основании представления от 23.12.2011г. (л.д.82).

Довод истца о том, что начальник отдела в соответствии с п.8.1.24 Коллективного договора не имел права распределения премии без согласования с профкомом, председателем которого она является, суд находит несостоятельным, поскольку данным пунктом Коллективного договора установлена обязанность работодателя согласовывать с профкомом приказы, распоряжения, постановления, затрагивающие трудовые и социально-экономические интересы работников, тогда как во-первых, начальник отдела военного комиссариата Хабаровского края по городу Комсомольску-на-Амуре в силу п.2 Положения о военном комиссариате Хабаровского края работодателем не является и, во-вторых, данным начальником отдела приказ на премирование не издавался, поскольку во исполнение указания военного комиссара Хабаровского края им в адрес военного комиссариата Хабаровского края было направлено только представление на премирование.

Расчет указанной дополнительной премии, представленный истцом, в размере <данные изъяты> коп., что за вычетом налога на доходы физических лиц составляет <данные изъяты> руб., суд находит несостоятельным, поскольку он противоречит как приведенному выше указанию ФКУ УФО Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю, так и представлению на премирование.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Согласно акту приема-передачи реестров зачисление денежных средств (премии) на счета физических лиц произведено 26.12.2011г., из чего следует, что период задержки выплаты дополнительного материального стимулирования составляет 184 дня (с 26.12.2011г. по 26.06.2012г.).

Отсюда следует, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты (денежная компенсация) за нарушение срока выплаты премии за 184 дня задержки, исходя из ставки рефинансирования банка по состоянию на 04.08.2011г. в 8,25% в размере 1 320 руб. 66 коп., что соответствует представленному ответчиком расчету, который, по выводу суда, составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми ст.71 ГПК РФ к письменным доказательствам по делу, является правильным и принят судом в качестве доказательства по делу в соответствии с вышеуказанными требованиями.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконными действия Военного комиссариата Хабаровского края по невыплате Слесарева Е.А. премии за третий квартал 2011 года.

Обязать Военный комиссариат Хабаровского края выплатить Слесарева Е.А. премию за третий квартал 2011 года в размере 26 100 рублей, проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты премии в размере 1 320 руб. 66 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.

Судья      Известкина И.Г.