Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 03 июля 2012 года г. Комсомольск-на-Амуре Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края под председательством судьи Лукьянченко Р.В., при секретаре Сарайкиной Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Комсомольска-на-Амуре в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 6 о признании не законным бездействия по не достаточному обеспечению надлежащей контентной фильтрации к сети Интернет, по не созданию Общественного Совета Школы; о возложении обязанности устранить нарушения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Комсомольска-на-Амуре обратился с иском в суд в защиту неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № 6 г. Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным бездействия по недостаточному обеспечению надлежащей контентной фильтрации к сети Интернет, по не созданию Общественного Совета Школы; о возложении обязанности устранить нарушения, ссылаясь на следующее: в ходе проведенной прокуратурой проверки в целях исполнения требований Федерального закона «Об образовании», требований приказа Министерства образования Хабаровского края от 27.12.2006 года № 1061 «Об организационных мерах по исключению доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания учащихся» установлено, что в образовательном учреждении имеет место факт открытого использования сайтов, информация которых является несовместимой с задачами образования и воспитания учащихся, в следствие недостаточной контентной фильтрации при осуществлении доступа к сети Интернет, запрещающий выход на определенные сайты, содержащие информацию, способную нанести нравственный вред несовершеннолетним. Через сеть Интернет осуществляется доступ к сайтам, осуществляющим рекламу нижнего белья, приобретение автомобилей, рекламы табачных изделий, что является нарушением ст. 14 Закона «Об образовании». Кроме того, установлено, что в указанном образовательном учреждении отсутствует Общественный Совет Школы, определяющий политику доступа в Интернет. Указанные нарушения влекут за собой нарушение защиты нравственности обучающихся несовершеннолетних. В судебном заседании помощник прокурора Каунова Е.В. поддержала исковые требования и дала пояснения, аналогичные вышеизложенным обстоятельствам и настаивала на удовлетворении иска. Представитель ответчика МОУ СОШ № 6 - директор школы Вохменцева Т.И., исковые требования признала, подтвердила наличие установленных проверкой нарушений, пояснила, что предпринимаются меры по устранению данных нарушений. Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно положениями ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать исковые требования. В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Судом принято признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает законные интересы других лиц. В соответствии с Уставом, МОУ СОШ № 6 г. Комсомольска-на-Амуре реализует общеобразовательные программы (начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Целью образовательного учреждения является обучение детей и подростков, воспитание всесторонне развитой личности. Основными задачами образовательного учреждения являются, в том числе и формирование духовно-нравственной личности, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Школа создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Из акта проверки прокуратуры от 24 февраля 2012 года по соблюдению требований Федерального законодательства, регламентирующего реализацию национального проекта «Образование», следует, что в образовательном учреждении отсутствует приказ о создании Общественного Совета школы по вопросам допуска учащихся к системе Интернет. Фильтрация на уровне образовательного учреждения не достаточная. Есть доступ к сайтам рекламы сигарет, нижнего белья, сайтам приобретения автомобилей, сайтам содержащим информацию о целях Статьей 14 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио - и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, антиобщественное поведение. В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании» содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности. Как следует из п. 1.3. Приказа Министерства образования Хабаровского края от 27 декабря 2006 года № 1061 «Об организационных мерах по исключению доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания учащихся» использование сети Интернет в Школе подчинено следующим принципам: соответствия образовательным целям; содействия гармоничному формированию и развитию личности; уважения закона, авторских и смежных прав, а также иных прав, чести и достоинства других граждан и пользователей Интернета; приобретения новых навыков и знаний; расширения применяемого спектра учебных и наглядных пособий; социализации личности, введения в информационное общество. Указанным приказом утверждены типовые правила использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении. Согласно п. 2.3. Типовых правил непосредственное определение политики доступа в Интернет осуществляет Общественный Совет Школы, состоящий из представителей педагогического коллектива, сотрудников Школы, профсоюзной организации (если таковая имеется), родительского комитета и ученического самоуправления. Общественный Совет Школы: - принимает решение о разрешении/блокировании доступа к определенным ресурсам и (или) категориям ресурсов сети Интернет, содержащим информацию, запрещенную законодательством Российской Федерации и/или несовместимую с задачами образовательного процесса с учетом социокультурных особенностей конкретного муниципального образования или населенного пункта; - определяет характер и объем информации, публикуемой на Интернет -ресурсах Школы; - дает Директору школы рекомендации о назначении и освобождении от исполнения своих функций лиц, ответственных за непосредственный контроль безопасности работы в сети Интернет и соответствия ее целям и задачам образовательного процесса. В соответствии с п. 2.5. указанных Правил при использовании сети Интернет в Школе осуществляется доступ только на ресурсы, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и не является несовместимым с целями и задачами образования и воспитания учащихся. Проверка такого соответствия осуществляется с помощью специальных технических средств и программного обеспечения контентной фильтрации, установленного в Школе или предоставленного оператором услуг связи. Использование сети Интернет в Школе без применения данных технических средств и программного обеспечения (например, в случае технического отказа) допускается только для лиц, достигших 18 лет, с индивидуального разрешения директора школы. Указанные нарушения ставят под угрозу надлежащую реализацию основных направлений приоритетного проекта «Образование» и защиту детей от информации, наносящей вред их нравственному и духовному развитию, что влечет нарушение основных прав ребенка в РФ. На основании изложенного, с учетом указанных нарушений и требований закона, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора г. Комсомольска-на-Амуре в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 6 о признании не законным бездействия по не достаточному обеспечению надлежащей контентной фильтрации к сети Интернет, по не созданию Общественного Совета Школы; о возложении обязанности устранить нарушения - удовлетворить. Признать незаконным бездействие муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 6 по не достаточному обеспечению надлежащей контентной фильтрации к сети Интернет, по не созданию Общественного Совета Школы. Обязать муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 в течение двадцати дней со дня вступления решения в законную силу, установить систему контентной фильтрации, исключающей доступ выхода на сайты, содержащие информацию, несовместимую с духовно-нравственным развитием несовершеннолетних, к сайтам содержащим информацию, распространение которой запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации, закрепленным в приложении № 6, № 7 Приказа Министерства образования Хабаровского края от 27.12.2006г. № 1061 «Об организационных мерах по исключению доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания учащихся»; создать на уровне МОУ СОШ № 6 Общественный Совет Школы, организовать его работу в соответствии с требованиями Приказа № 1061 от 27.12.2006г. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре. Судья Лукьянченко Р.В.