Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 августа 2012 года г.Комсомольск-на-Амуре Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Галенко В.А., при секретаре судебного заседания Титовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лемешева В.М., Конновой Г.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» о взыскании ущерба, УСТАНОВИЛ: Лемешев В.М. и Коннова Г.В. обратились в суд с иском к ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» о взыскании ущерба. В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками жилых помещений в доме ., Лемешев В.М. квартиры ., Коннова Г.В. квартиры .. Дом был построен в 1948 году, с момента постройки капитальный ремонт не производился, кровля пришла в негодность, на металлическом покрытии появились дыры. Неоднократные обращения к ответчику с заявлениями по вопросу ремонта кровли остались без внимания. Так как ответчик отказался ремонтировать кровлю, произвели ремонт за счет собственных средств. Согласно заключению ООО «Экспертный центр» . от . стоимость ремонтно-восстановительных работ составляет <данные изъяты> Просят взыскать с ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» по <данные изъяты> в пользу каждого из истцов, а также судебные расходы в сумме <данные изъяты> в пользу Лемешева В.М. Определением судьи Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от . к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья «Металлургов». Определением судьи Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от . к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре», Бугай С.Г., Скворцов М.А.. В судебном заседании истец Лемешев В.М., представитель истца Конов Г.М., действующий на основании доверенности от ., настаивали на удовлетворении исковых требований, дали суду аналогичные показания, пояснив, что Лемешев В.М. и Коннова Г.В. являются собственниками квартир, расположенных на втором этаже двухэтажного многоквартирного дома .. Дом был построен в 1948 году, с момента постройки капитальный ремонт не производился, кровля пришла в негодность, на металлическом покрытии появились дыры. Неоднократные обращения в различные инстанции с заявлениями по вопросу ремонта кровли остались без внимания. Осмотр мест общего пользования в их доме ответчиком не производился, как и не производился текущий ремонт, в частности кровли, за счет которого возможно было поддерживать ее технически исправное состояние. Так как на обращения в различные инстанции получали отказ в ремонте кровли, произвели капитальный ремонт за счет собственных средств. На ремонт было затрачено <данные изъяты> Для производства ремонта наняли рабочих. Часть строительных материалов закупали самостоятельно, часть закупали рабочие на передаваемые им денежные средства. Договор на выполнение ремонтных работ не заключали. В судебном заседании представитель ответчика ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» Ганиева А.Р., действующая на основании доверенности от ., исковые требования не признала, пояснила, что дом . входит в состав ТСЖ «Металлургов», с которым ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» заключило договор управления многоквартирными домами. Планы работ, выполняемых ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» согласовывались в председателем ТСЖ «Металлургов», ему же предоставлялись отчеты о выполненных работах. Собственники данного дома не обращались в ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» о проведении какого-либо ремонта кровли. Согласно представленному локальному сметному расчету все позиции и виды работ подразумевают под собой проведение работ капитального характера. Согласно концепции действующего жилищного законодательства бремя расходов на содержание общего имущества возлагается на собственников помещений. Кроме того, в п.2 ч.1 ст.154 ЖК РФ специально оговорено, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. Собственникам многоквартирного дома необходимо было провести общее собрание, утвердить перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Истец Коннова Г.В., третьи лица Бугай С.Г., Скворцов М.А., представители третьих лиц ТСЖ «Металлургов», муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре», извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, не явились. Представитель муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Лемешев В.М. является собственником квартиры . на основании договора купли-продажи квартиры от ., государственная регистрация права собственности произведена .. Коннова Г.В. является собственником квартиры . на основании договора купли-продажи квартиры от ., государственная регистрация права собственности произведена .. В доме . расположено 4 квартиры. Дом был построен в 1948 году, имеет железную крышу. За период его эксплуатации капитальный ремонт дома, в том числе крыши, не проводился, в результате чего крыша пришла в негодность.Во избежание причинения вреда своему имуществу истцы в период с . по . произвели ремонт крыши дома . за счет собственных средств. Согласно заключению специалиста ООО «Экспертный центр» Н.А.А. . от ., стоимость ремонтно-восстановительных работ по замене кровли из оцинкованной стали на металлочерепичную с заменой системы водоотведения по ., согласно смете фактических затрат составляет <данные изъяты> Приложенная к заключению смета фактических затрат на сумму <данные изъяты> не принимается судом во внимание, поскольку в ходе рассмотрения дела, с учетом возражений ответчика, содержащихся в справке ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» от ., специалистом Н.А.А. составлен локальный сметный расчет на замену металлической кровли на металлочерепичную по ., согласно которому сметная стоимость строительных работ по состоянию на . составила <данные изъяты> Локальный сметный расчет на сумму <данные изъяты> согласован с опрошенной в судебном заседании в качестве специалиста П.Н.П., работающей сметчиком в ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству». Стоимость используемых в смете материалов подтверждена справкой индивидуального предпринимателя О.Р.В. При этом из показаний специалистов установлено, что при определении стоимости материалов по сборникам их сметная стоимость будет больше фактической. Металлочерепица изготавливается из стального оцинкованного листа, покрытого антикоррозийными покрытиями. Указанное кровельное покрытие идентично ранее используемому на крыше дома ., является более современным материалом, используемом в настоящее время. Поскольку сторонами не оспаривается правильность произведенного локального сметного расчета на сумму <данные изъяты>, он принят судом в качестве доказательства, подтверждающего размер понесенных истцами расходов на капитальный ремонт крыши. Локальный сметный расчет составлен специалистом Н.А.А. имеющей высшее образование, квалификацию инженера-строителя, производственный стаж по специальности 9 лет. Далее судом установлено, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах . от . создано товарищество собственников жилья «Металлургов». . между товариществом собственников жилья «Металлургов» и обществом с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» заключен договор управления многоквартирными домами, состоящих в ТСЖ «Металлургов». Согласно пунктам 1.1, 1.2 договора ТСЖ, действуя в интересах собственников, поручает, а управляющая организация обязуется, в течение согласованного срока, в пределах суммы денежных средств поступающих от собственников помещений организовывать оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирных домов состоящих в ТСЖ (далее «Дом»), осуществлять иную порученную настоящим договором деятельность. Управляющая организация принимает на себя обязательства по организации оказания услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме по перечерню, объему услуг, работ и условиями их выполнения, установленных настоящим договором и Приложением № 1 к договору. Управляющая организация обязана производить осмотр общего имущества, расположенного в местах общего пользования (находящегося за пределами жилых и нежилых помещений принадлежащих собственникам и пользователям) не реже чем два раза в год, перед запуском отопления и после окончания отопительного сезона. После произведенного осмотра общего имущества, проинформировать уполномоченное собственниками лицо или всех собственников о результатах осмотра и мероприятиях необходимых для устранения выявленных дефектов, а также о необходимости собственникам принять на общем собрании решение о проведении конкретных видов ремонтных работ, принятия решения о поручении их выполнения управляющей организации, принятия решения о финансировании этих работ и услуг собственниками (пункт 4.1.18 договора управления многоквартирным домом). В соответствии с п. 2.2 устава ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству», общество создано с целью выполнения функций управления многоквартирными домами и оказания услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основным видом деятельности общества является управление многоквартирными домами. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах . от . принято решение о ликвидации товарищества собственников жилья «Металлургов», выборе способа управления - управляющей организацией, выборе управляющей организации - МУП «Служба заказчика № 1». До настоящего времени ликвидация товарищества собственников жилья не завершена, договор управления многоквартирными домами с МУП «Служба заказчика № 1» не заключен, в связи с чем управление многоквартирным домом продолжает осуществлять ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству». Согласно пунктам 2.1, 2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, на организацию по обслуживанию жилищного фонда возлагается обязанность по осмотру, а также контролю за использованием и содержанием помещений. Один раз в год в ходе весеннего осмотра следует проинструктировать нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений о порядке их содержания и эксплуатации инженерного оборудования и правилах пожарной безопасности. Плановые осмотры жилых зданий следует проводить: общие, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство; частичные - осмотры, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений. Обязанности по техническом обслуживании крыши установлены п.4.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. В частности, организация по обслуживанию жилищного фондадолжна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода,устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях. В соответствии со ст.36 ЖК РФ, п.2 ч.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включаются крыши. В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что именно управляющей компанией по результатам проведенных осмотров определялся план работ на следующий период, который доводился до сведения председателя ТСЖ и с ним же согласовывался. Таким образом, в данном случае управляющая организация во исполнение возложенных на нее функций должна была произвести осмотр общего имущества многоквартирного дома, по результатам которого составить акт осмотра и довести его до сведения собственников помещений, на основании которого собственники помещений могли принять решение об устранении выявленных дефектов. Управляющей организацией ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» не представлено доказательств, подтверждающих надлежащее выполнение обязанностей по обслуживанию многоквартирного дома по .. Согласно п.42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором. В соответствии со ст.29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребоватьвозмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами. Согласно Ведомственным строительным нормам ВСН 58-88-р минимальная продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов в жилых зданиях до капитального ремонта (замены) покрытия крыш (кровля) из оцинкованной стали составляет 15 лет. Представителем ответчика не оспаривается, что крыша многоквартирного дома . нуждалась в проведении капитального ремонта. Указанные обстоятельства подтверждены обращениями истцов в Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации г.Комсомольска-на-Амуре от ., МУП «Служба заказчика № 1» от ., .. . истцы обратились с заявлением в ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» с заявлением, в котором потребовали возместить затраты на ремонт кровли, осуществленный за счет собственных средств. В соответствии с п.14.2 ст.1 Градостроительного кодекса РФкапитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. В судебном заседании установлено и подтверждается локальным сметным расчетом . на замену кровли дома . на сумму <данные изъяты>, что были выполнены следующие работы: разборка покрытий кровель из листовой стали, разборка парапетных решеток (разборка обшивки по кобылке), разборка мелких покрытий и обделок из листовой стали: поясков, сандриков, желобов, отливов, свесов, устройство кровли из металлочерепицы по готовым прогонам средней сложности, резка стального профилированного настила, устройство колпаков над шахтами в два канала, установка пароизоляционного слоя из пленки полиэтиленовой (без стекловолокнистых материалов) конек, сборка и навеска водосточных труб по готовым ухватам с готовых подмостей, устройство желобов настенных, дополнительное устройство мелких покрытий (брандмауэры, парапеты, свесы и т.п.) из листовой оцинкованной стали, примыкание труб шахт, устройство мелких покрытий ( брандмауэры, парапеты, свесы и т.п.) обшивка карниза сайдингом по готовой обрешетке, устройство герметизации горизонтальных и вертикальных стыков силиконовым герметиком, перенавеска водосточных труб с земли, лестниц или подмостей, установка и разборка наружных инвентарных лесов высотой до 16 м: трубчатых для прочих отделочных работ, изготовление простых изделий из металла заказчика, изготовление из плоского листа. Произведенные работы свидетельствуют о выполнении капитального ремонта крыши, что не оспаривается представителем ответчика в судебном заседании. Возражения представителя ответчика против иска, обусловленные тем обстоятельством, что бремя расходов на содержание общего имущества возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме (ч.1 ст.39 ЖК РФ), капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме производится за счет собственника жилищного фонда (ч.1 ст.154 ЖК РФ), не может служить основанием для отказа в иске по следующим основаниям. Из содержания ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения. Ранее жилые помещения, принадлежащие истцам на праве собственности, входили в состав муниципального жилищного фонда и были приватизированы гражданами. Поскольку капитальный ремонт в доме, где проживают истцы, не проводился, в предельный срок эксплуатации кровли дома истек задолго до приватизации жилых помещений, на истцов не может быть возложена обязанность по производству капитального ремонта. Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определены компетенция, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, а также регулируются отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Ежегодно, в целях реализации указанного Федерального закона Правительством Хабаровского края утверждается Адресная программа Хабаровского края по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Аналогичные Адресные муниципальные программы утверждаются постановлениями главы г.Комсомольска-на-Амуре. Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ, Адресными программами Хабаровского края и муниципального образования г.Комсомольска-на-Амуре предусмотрено совместное финансирование капитального ремонта многоквартирных домов собственниками помещений в многоквартирном доме, администрацией города, органами власти Хабаровского края и Российской Федерации. Исполнителями указанных программ применительно к населенному пункту г.Комсомольска-на-Амуре являются городская администрация и управляющие компании. Отсутствие проведения управляющей компанией осмотров общего имущества многоквартирного дома, своевременное доведение до сведения собственников помещений результатов осмотра, предложений по проведению конкретных работ, не позволило своевременно принять собственникам решение о проведении и финансировании работ по капитальному ремонту крыши. Кроме того, управляющей компанией не были приняты меры, направленные на обеспечение исправного состояния крыши. При этом судом учтено, что начисление платежей за обслуживание жилого помещения, капитальный ремонт производится управляющей компанией, ей же в распоряжение поступают собранные собственниками жилых помещений средства. При указанных обстоятельствах суд полагает, что расходы, понесенные истцами на проведение капитального ремонта крыши многоквартирного дома . подлежат возмещению за счет ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству». В судебном заседании истцы указали, что расходы на капитальный ремонт крыши понесены ими в равных долях, в связи с чем в пользу каждого из истцов подлежит взысканию по <данные изъяты> В соответствии со ст.ст. 94,98 ГПК РФ, с ответчика в пользу Лемешева В.М. подлежат взысканию расходы на оплату услуг специалиста в сумме <данные изъяты>, размер которых документально подтвержден. В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика полежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в сумме <данные изъяты> На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» в пользу Лемешева В.М. в счет возмещения расходов на ремонт кровли <данные изъяты>, расходы по оплате услуг специалиста <данные изъяты> Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» в пользу Конновой Г.В. в счет возмещения расходов на ремонт кровли <данные изъяты> Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» госпошлину в местный бюджет в сумме <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре. Судья Галенко В.А.
"Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения"
утвержденным приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312,