Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 апреля 2011 года г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в составе:
председательствующего судьи Галенко В.А.,
при секретаре судебного заседания Комляковой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климова Т.Н. к администрации г.Комсомольска-на-Амуре о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии,
У С Т А Н О В И Л :
Климова Т.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику о сохранении в перепланированном состоянии жилого помещения, в котором указала, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником трехкомнатной <адрес>, расположенной в <адрес> в <адрес>. Жилой дом по <адрес> находится в списке вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную и художественную или иную ценность, утвержденном приказом № от ДД.ММ.ГГГГ НПЦ по ОПИК <адрес>. В вышеуказанном жилом помещении ею произведена перепланировка, в результате которой изменена конфигурация помещений внутри квартиры. Строительные мероприятия выполнены в соответствии с действующими техническими, санитарно-гигиеническими и противопожарными нормами и правилами. Сохранность несущей способности строительных конструкций здания обеспечена. Угроза для жизни и здоровья людей, проживающих в перепланированной квартире и граничащих с ней отсутствует, что подтверждается заключениями компетентных организаций. Просит сохранить жилое помещение - <адрес> в <адрес> в перепланированном состоянии.
В судебном заседании истец Климова Т.Н. уточнила исковые требования, просила сохранить <адрес> в <адрес> в перепланированном и переустроенном состоянии, дала показания, аналогичные вышеизложенным обстоятельствам, дополнительно пояснила, что приобрела квартиру, которая находилась в разрушенном состоянии. В ходе ремонта, с целью повышения комфортности проживания, улучшения жилищных условий была произведена перепланировка жилого помещения.
Участвующая в судебном заседании представитель третьего лица КГУП «Хабкрайинвентаризация» Кобышева Ю.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, не возражала против удовлетворения требований истца, дополнительно пояснила суду, что перепланировка произведена истицей в соответствии со строительными, противопожарными, санитарными нормами и правилами, а также требованиями законодательства об охране памятников архитектуры, истории и культуры. Предоставленное истцом заключение индивидуального предпринимателя Авгусманов В.И. по результатам обследования спорного жилого помещения согласовано министром культуры <адрес>, в связи с чем является допустимым доказательством по данному делу.
Представитель ответчика, извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что Климова Т.Н. является собственником жилого помещения - трехкомнатной <адрес> в <адрес>, государственная регистрация права собственности истицы на жилое помещение произведена ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время в жилом помещении зарегистрированы и проживают Климова Т.Н. и несовершеннолетний Зоткин Д.Б.
В квартире с целью повышения уровня благоустройства и комфортности проживания был выполнен ремонт, в ходе которого произведены: разборка всех внутренних деревянных перегородок. Вместо разобранной деревянной перегородки, на прежнем месте установлена перегородка из ГВЛ на металлическом каркасе с заполнением минплитой. Вместо разобранной деревянной перегородки, со сдвигом в комнату и изгибом, установлена перегородка из ГВЛ на металлическом каркасе с заполнением минплитой. Вместо разобранной деревянной перегородки, на прежнем месте, установлена перегородка с широким проемом объединяющим комнату с кухней (образована кухня-столовая), перегородка из ГВЛ на металлическом каркасе с заполнением минплитой. Вместо разобранной деревянной перегородки, со сдвигом в коридор, установлена перегородка из ГВЛ на металлическом каркасе с заполнением минплитой. Площадь кухни увеличилась. На новых местах установлено новое кухонное оборудование (газовая плита и мойка), над газовой плитой зонт с принудительной вытяжкой в вентиляционный каннал. Перегородка с распашной дверью разобрана, на том же месте установлена декоративная перегородка с раздвижными дверями. На новых местах установлено новое сантехническое оборудование (унитаз, умывальник и ванна), в облицовке стен выполнены люки для обслуживания ревизии и запорной арматуры. Вместо разобранной деревянной перегородки, со сдвигом в коридор, установлена перегородка из ГВЛ на металлическом каркасе с заполнением минплитой. Площадь и ширина санузла увеличилась. При устройстве пола выполнена новая гидроизоляция. В комнате установлена декоративная перегородка с раздвижными дверями (шкаф-купе). Заполнение оконных проемом и балконная дверь из древесины заменены пластиковыми окнами и дверью с двухкамерными стеклопакетами. Произведена замена старых чугунных приборов отопления алюминиевыми. При перепланировке и ремонтных работах полностью обновлено санитарно-техническое оборудование и трубные разводки. Полностью заменены электропроводка и электроприборы.
Тем самым истцом была произведена самовольная перепланировка и переустройство жилого помещения, за согласование которых в орган местного самоуправления она не обращалась.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, справкой МУП «ЕРКЦ <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о зарегистрированных в жилом помещении лицах, техническими паспортами жилого помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, заключением по результатам технического обследования жилого помещения (квартиры) <адрес> в <адрес>.
В соответствии с ч.2 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии со ст.25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
При отсутствии основания, предусмотренного ст.26 ЖК РФ перепланировка и (или) переустройство жилого помещения является самовольной. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью ( п.4 ст.29 ЖК РФ).
Из заключения индивидуального предпринимателя Авгусманов В.И., имеющего лицензию на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) РПК № от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам технического обследования жилого помещения (квартиры) <адрес> в <адрес> после перепланировки и оценки возможности его безопасной эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при перепланировке жилого помещения выполнены требования СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные». Границы объекта (квартиры) не изменены. Ремонтно-строительные работы выполнены качественно и соответствуют требованиям СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции». Отделочные работы выполнены качественно и соответствуют требованиям СНиП 3.04.01-87 «Отделочные и изоляционные покрытия». Сантехнические и отопительные приборы и работы выполнены качественно и соответствуют требованиям СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий» и СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование». Примененные при ремонтно-строительных работах конструкции, изделия и материалы (облицовка стен ГВЛ, перегородки из ГВЛ, покрытия полов, пластиковые окна, двери и отделочные покрытия) соответствуют действующим строительным нормам. Пределы огнестойкости несущих строительных конструкций, соответствуют третьей степени огнестойкости. Заполнение оконных и дверных проемов, а также высота и ширина путей эвакуации соответствуют требованиям СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» и СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы». Замена деревянных перегородок на перегородки из ГВЛ на металлическом каркасе с заполнением уменьшила нагрузку от перегородок на междуэтажное перекрытие и повысила огнестойкость перегородок. Замена исторического оконного заполнения на пластиковое отразилось на архитектурном облике здания, однако большая часть деревянного оконного заполнения здания уже заменена на пластиковое. Рисунок установленных окон близок к историческому и одинаков с соседними. Положительная сторона замены, повышение термического сопротивления оконного заполнения и снижение проникновения шума. Замена трубных разводок, сантехнических и отопительных приборов, замена электроприборов и проводки, частично улучшила состояние инженерного оборудования здания. Перепланировка не оказала влияния на несущие и ограждающие конструкции здания. Архитектурный облик здания остался практически без изменения. При перепланировке несущие и ограждающие конструкции не затронуты. Перепланировка не повлияла на прочностные и деформативные характеристики несущих и ограждающих конструкций здания. Надежность и безопасность работ конструкций обеспечена. Выполненная перепланировка, примененные конструкции и материалы не представляют опасности для жизни и здоровья людей. Жилое помещение (квартира) <адрес> <адрес> в <адрес> в <адрес>, пригодно для безопасного проживания людей.
Указанное заключение суд принимает в качестве доказательства по делу, поскольку оно соответствует требованиям закона.
При этом, суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика, изложенные в возражениях на исковое заявление, где указывается, что сохранение жилого помещения <адрес> в <адрес> в перепланированном состоянии невозможно, поскольку представленное истцом заключение индивидуального предпринимателя Авгусманов В.И. по результатам обследования жилого помещения не является доказательством, подтверждающим факт соответствия перепланированного (переустроенного) жилого помещения строительным нормам и правилам, так как у индивидуального предпринимателя отсутствует свидетельство о допуске к определенным видам работ - на осуществление деятельности по проектированию и строительству зданий.
В соответствии с подпунктом 41 пункта 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Индивидуальный предприниматель Авгусманов В.И. на момент составления заключения имел лицензию, выданную ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) : научно-исследовательские, изыскательские работы (инженерно-техническое обследование конструкций; мониторинг технического состояния).
Так же, суд не принимает во внимание возражения ответчика по поводу отсутствия в заключении схемы раскладки балок перекрытия, что не позволяет сделать вывод о том, какие перегородки (самонесущие либо несущие) бели демонтированы, так как в заключении содержится ссылка на то обстоятельство, что пространственная жесткость здания обеспечена кирпичными наружными и внутренними стенами, стенами лестничных клеток и кирпичными столбами, связанными на уровне каждого этажа жесткими дисками деревянного перекрытия по железобетонным балкам каркаса. Демонтированы же в результате перепланировки были деревянные оштукатуренные перегородки, несущие и ограждающие конструкции не затронуты.
Также в судебном заседании исследованы и приняты во внимание заключение Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии жилого помещения по адресу <адрес> после перепланировки санитарно-эпидемиологическим требованиям, заключение ООО «Защита-ДВ» № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии указанного жилого помещения Нормам и Правилам пожарной безопасности РФ.
Согласно п. 1 ст. 15, п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее-реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 33 вышеназванного закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно п.п.7, 8 ст. 2 Закона Хабаровского края от 30 марта 2005 г. N 270 "О реализации полномочий Хабаровского края в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Хабаровского края" Правительство края в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия согласовывает при изменении категории объекта культурного наследия включение в реестр объектов культурного наследия федерального значения объекты культурного значения краевого и местного (муниципального) значения; принимает решение о включении объекта культурного наследия краевого значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр.
Приказом директора Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность <адрес>, в числе которых значится жилой <адрес>.
Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Строительные нормы и правила применяются при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия только в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта культурного наследия (п.4 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Пунктом 89 приказа Министерства Культуры СССР от 13 мая 1986 г. N 203 Об утверждении "Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры» реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляется в целях и с учетом обеспечения их сохранности только с разрешения государственных органов охраны памятников и под их контролем.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О мерах по реализации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О реализации полномочий <адрес> в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Хабаровского края" установлено, что специально уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Хабаровского края является министерство культуры Хабаровского края.
Согласно сопроводительному письму министерства культуры Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ №.00-13-117 министерством культуры Хабаровского края согласованы выполненные перепланировка и переустройство <адрес> в <адрес>.
Принимая во внимание изложенное, суд находит возможным сохранить жилое помещение № в <адрес> в <адрес> в перепланированном и переустроенном состоянии, согласно техническому паспорту, выполненному Комсомольским-на-Амуре филиалом <адрес>вого государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Климова Т.Н. к администрации г.Комсомольска-на-Амуре о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии - удовлетворить.
Сохранить жилое помещение № в <адрес> в <адрес> в перепланированном и переустроенном состоянии, согласно техническому паспорту, выполненному Комсомольским-на-Амуре филиалом <адрес>вого государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.
Судья Галенко В.А.