РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
15 июля 2010 года г.Комсомольск-на-Амуре
Судья Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Известкина И.Г., рассмотрев дело по жалобе Попова Сергея Георгиевича на постановление мирового судьи судебного участка № 30 Центрального округа г.Комсомольска-на-Амуре Сердюковой А.Ю. от 28 мая 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ФИО5 Номер обезличен ... ФИО6 Попова Сергея Георгиевича, Дата обезличена года рождения, уроженца ... Хабаровского края, проживающего и зарегистрированного по адресу: ... в ...,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением мирового судьи судебного участка № 30 Центрального округа г.Комсомольска-на-Амуре Сердюковой А.Ю. от 28 мая 2010 года Попову С.Г. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 руб. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Данным постановлением должностное лицо - ФИО7 Номер обезличен ... ФИО8 Попов С.Г. признан виновным в том, что не исполнил инкассовых поручений Номер обезличен от Дата обезличена года на сумму 529 068 рублей, Номер обезличен на сумму 2 645 341 рублей и Номер обезличен на сумму 1575 025 рублей, предъявленных к расчетному счету ФИО9 Номер обезличен, тем самым нарушил требования п.6 ст.46, пп.1,2,3 ст.60 Налогового кодекса РФ.
Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, Попов С.Г. обратился в суд с жалобой об отмене данного постановления, ссылаясь на то, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.8 КоАП РФ.
Выслушав объяснения Попова С.Г., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 НК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 60 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье - поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - поручение налогового органа) за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.
При наличии денежных средств на счете налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную настоящим Кодексом.
Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 настоящего Кодекса, а за счет иного имущества - в порядке, предусмотренном статьей 47 настоящего Кодекса.
Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора, а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа о перечислении налога или сбора, соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.8 КоАП РФ.
Штраф как мера административной ответственности может быть наложен при условии, что доказаны не только сам факт совершения указанного правонарушения, но и вина правонарушителя.
Из материалов дела следует, что 29.06.2009 года ИФНС России по ... Хабаровского края к расчетному счету ФИО10 открытому в Хабаровском филиале ФИО11 были выставлены инкассовые поручения от Дата обезличенаг. Номер обезличенНомер обезличен, Номер обезличен на списание с расчетного счета ФИО12 денежных средств на уплату налога на доходы физических лиц в сумме 2 645 341 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 1 575 025 руб., штрафа в сумме 529 068 руб., доначисленных по результатам выездной налоговой проверки.
29.06.2009г. выставленные к расчетному счету клиента инкассовые поручения от Дата обезличенаг. Номер обезличенНомер обезличен, Номер обезличен в связи с отсутствием необходимых для их исполнения денежных средств, были помещены Банком в картотеку.
Порядок осуществления безналичных расчетов между юридическими лицами, а также порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, определены в Положении о безналичных А73-2284/2010 7 расчетах в Российской Федерации Номер обезличенП (далее - Положение), утвержденном Центральным банком Российской Федерации Дата обезличенаг.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов, к числу которых относятся инкассовые поручения.
Согласно пункту 8.4 Положения при приеме на инкассо платежных требований, инкассовых поручений ответственный исполнитель банка-эмитента осуществляет проверку соответствия расчетного документа установленной форме бланка, полноты заполнения всех предусмотренных бланком реквизитов, соответствия подписей и печати получателя средств (взыскателя) образцам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати, а также идентичности всех экземпляров расчетных документов.
Пунктом 8.8. Положения предусмотрено, что ответственный исполнитель банка осуществляет контроль полноты и правильности заполнения реквизитов платежных требований и инкассовых поручений в соответствии с порядком, предусмотренным в пункте 8.4 Положения.
В соответствии с пунктом 2.16 Положения при приеме банком расчетных документов осуществляется их проверка в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения бухгалтерского учета и частью 1 Положения.
Перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в расчетном документе, установлен в пункте 2.10 Положения.
В соответствии с пунктом 2.10 Положения расчетные документы должны содержать такие реквизиты как назначение платежа. При этом налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается).
Особенности указания назначения платежа применительно к отдельным видам расчетных документов регулируются соответствующими главами и пунктами Положения.
Порядок заполнения значений реквизитов расчетных документов приведен в приложениях 4, 8, 12, 16 к настоящему Положению.
В Приложении 16 «Описание полей инкассового поручения» Положения в значении поля 24 «Назначение платежа» указывается наименование взыскания, номер, дата принятия и статья закона, наименование органа, вынесшего решение о взыскании, наименование, номер и дата документа, на основании которого производится взыскание, или номер, дата и пункт договора, предусматривающего право бесспорного списания.
В пункте 2.10 Положения также указано, что поля «Плательщик», «Получатель», «Назначение платежа», «ИНН» (ИНН плательщика), «ИНН» (ИНН получателя), а также поля 101 - 110 в расчетных документах на перечисление и взыскание налоговых и иных обязательных платежей заполняются с учетом требований, установленных Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в нормативных правовых актах, принятых совместно или по согласованию с Банком России.
В соответствии с абзацем первым Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.11.2004 № 106н, налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы, а также территориальные органы Федеральной службы судебных приставов при заполнении расчетных документов на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации указывают информацию в поле 24 «Назначение платежа» в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно пункту 10 Правил в поле 24 расчетного документа «Назначение платежа» допускается указание дополнительной информации, необходимой для идентификации назначения платежа.
Как установлено в судебном заседании, в направленных в Банк инкассовых поручениях от Дата обезличенаг. Номер обезличенНомер обезличен, Номер обезличен в поле 24 «Назначение платежа» указано следующее: «Выписано по решению ИФНС России по ... Хабаровского края Номер обезличен от Дата обезличенаг. на основании ст. 46 части 1 Налогового кодекса РФ от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ».
Следовательно, в направленных в Банк инкассовых поручениях указаны номер, дата принятия и статья закона, наименование органа, вынесшего решение о взыскании, наименование, номер и дата документа, на основании которого производится взыскание.
Однако, наименование взыскания в поле 24 инкассовых поручений от Дата обезличенаг. Номер обезличенНомер обезличен, Номер обезличен отсутствует.
В отсутствие сведений о наименовании взыскания указание только кода бюджетной классификации не позволяет при проверке банком инкассового поручения по формальным признакам без применения расшифровки, приведенной в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 25.12.2008г. № 145н, однозначно установить, что взысканию подлежит налог на доходы физических лиц.
Информация в виде номеров КБК банками не контролируется.
Кроме того, указание кода бюджетной классификации относится к заполнению поля 104, а не поля 24 инкассового поручения.
Таким образом, ввиду нарушения налоговым органом при оформлении инкассовых поручений от Дата обезличенаг. Номер обезличенНомер обезличен, Номер обезличен положений законодательства, регулирующего оформление расчетных документов и устанавливающего необходимость указания в них сведений, позволяющих определить вид требования, Банк не мог идентифицировать ФИО13 как налогового агента по налогу на доходы физических лиц, поскольку данную информацию отражал только код бюджетной классификации без расшифровки его значения.
В связи с этим, у Банка отсутствовала возможность квалифицировать платежи с позиции допустимости осуществления их взыскания в период конкурсного производства.
При таких обстоятельствах, фактов, свидетельствующих о том, что заместитель начальника дополнительного офиса Номер обезличен ... ФИО14 Попов С.Г. имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в судебном заседании не установлено.
Кроме того, действия заместителя начальника дополнительного офиса Номер обезличен ... ФИО15 Попова Сергея Георгиевича, согласно протоколу по делу об административном правонарушении и постановлению мирового судьи судебного участка № 30 Центрального округа г.Комсомольска-на-Амуре Сердюковой А.Ю. от 28 мая 2010 года квалифицированы по несуществующей норме права, а именно по части 1 статьи 15.8 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что в действиях Попова С.Г. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка № 30 Центрального округа г.Комсомольска-на-Амуре Сердюковой А.Ю. от 28 мая 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ФИО16) Попова Сергея Георгиевича отменить.
Производство по делу прекратить по основаниям п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Судья Известкина И.Г.