РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
13 сентября 2010 года г.Комсомольск-на-Амуре
Судья Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Известкина И.Г., рассмотрев дело по жалобе Пакшина И.В. на постановление государственного инспектора Хабаровского края по охране природы ФИО1 Номер обезличена от 19 мая 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ФИО7 Пакшина И.В., Дата обезличена года рождения, уроженца ... края, зарегистрированного и проживающего по адресу: ... в ...,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением государственного инспектора Хабаровского края по охране природы ФИО1 Номер обезличена от 19 мая 2010 года Пакшину И.В. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 руб. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.
Данным постановлением ФИО8 Пакшин И.В., как должностное лицо признан виновным в том, что в ходе осуществления своей деятельности ФИО9 оказывает негативное воздействие на окружающую среду, посредством образования и размещения отходов, проект нормативов образования отходов и лимиты на размещение отходов подтвержден, твердые отходы, образуемые предприятием, вывозятся с территории предприятия согласно заключенных договоров, по мере накопления отходов. Отработанные ртуть содержащие лампы сдаются по договору в ООО «РЭЦД». Обращение с отходами производства и потребления ведется в соответствии с требованиями законодательства. Оплата за негативное воздействие на окружающую среду производилась в срок, в полном объеме. Учет обращения отходов ведется, отчетность и акты сверки предоставляются в срок. На предприятии имеется необходимая договорная и разрешительная документация за исключением разрешения на выброс в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ от стационарного источника выбросов - бензиновой горелки, работавшей на момент проверки (ул.Лесная, 2), используемой для плавки металла при изготовлении зубных протезов. Расход бензина зависит от объема и количества изделий, не более 0.5 литра в день. Расчета негативного воздействия на окружающую среду по выбросам нет, оплата за негативное воздействие на окружающую среду от выбросов не производилась, что является нарушением требований ч.1 ст.14 «Об охране атмосферного воздуха».
Полагая незаконным привлечение к административной ответственности Пакшин И.В. обратился в суд с жалобой об отмене данного постановления, ссылаясь на то, что во-первых, инспектор при составлении протокола по делу об административном правонарушении нарушил установленный законом порядок, поскольку лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении вправе представлять объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу и лишь после этого копия протокола должна быть вручена привлекаемому лицу, во-вторых, инспектор ссылается в обоснование своих выводов на акт от 06.05.2010 года, тогда как факт правонарушения зафиксирован 11.05.2010 года, в связи с чем непонятно когда же было совершено административное правонарушение.
Одновременно, Пакшин И.В. просит восстановить срок для обжалования данного постановления.
Пакшин И.В., извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Заслушав объяснения защитника Пакшина И.В., Титовой Н.В., действующей на основании нотариальной доверенности Номер обезличен от Дата обезличенаг., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
В соответствие со ст.30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу.
Из материалов дела следует, что постановление государственного инспектора Хабаровского края по охране природы ФИО1 Номер обезличена от 19 мая 2010 года по делу об административном правонарушении получено Пакшиным И.В. 24 мая 2010 года, что подтверждается почтовым уведомлением, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении направлена Пакшиным И.В. в суд почтой 31 мая 2010 года, что подтверждается штемпелем на конверте и свидетельствует о соблюдении Пакшиным И.В срока подачи жалобы, установленного ч.1 ст.30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и порядка подачи жалобы, установленного ст.30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поэтому суд восстанавливает Пакшину И.В срок для подачи указанной жалобы.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 данного Закона, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно статье 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Статья 1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" раскрывает значение используемых понятий:
атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;
вредное (загрязняющее) вещество - это химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду;
загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;
вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.
Из постановления Номер обезличена по делу об административном правонарушении от 19 мая 2010 года следует, что ФИО10 не имеет разрешения на выброс в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ от стационарного источника выбросов - бензиновой горелки, используемой для плавки металла при изготовлении зубных протезов. Расход бензина зависит от объема и количества изделий, не более 0.5 литра в день.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что во-первых, бензиновая горелка является стационарным источником выбросов, во-вторых, что указанная бензиновая горелка производит выброс именно вредного (загрязняющего) вещества, которое определяется исходя из определенной концентрации, в-третьих, что выброс вредных веществ производится непосредственно в атмосферный воздух, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае, как в протоколе, так и в постановлении государственного инспектора Хабаровского края по охране природы ФИО1 Номер обезличена от 19 мая 2010 года по делу об административном правонарушении в отношении ФИО11 Пакшина И.В. отсутствуют сведения, относящиеся к событию совершенного правонарушения, а также сведения, касающиеся объективной стороны административного правонарушения.
Выводы о совершении Пакшиным И.В. административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.8.21 КоАП РФ основаны на сведениях, изложенных в протоколе по делу об административном правонарушении, иных доказательств не имеется.
Протокол санитарно-химического исследования воздуха Номер обезличен от Дата обезличенаг., на который в качестве доказательства по делу ссылается в своем отзыве от 08.07.2010г. представитель министерства природных ресурсов Хабаровского края ФИО5, таковым не является, поскольку, во-первых, не является подлинником данного документа (незаверенная ксерокопия), во-вторых, не указан в качестве доказательства как в протоколе, так и в постановлении по делу об административном правонарушении.
При наличии таких обстоятельств следует признать, что административный орган привлек должностное лицо к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств события административного правонарушения, с нарушением положений КоАП РФ, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела, что в соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Кроме того, как следует из материалов дела, проверка юридического лица - ФИО12 проводилась 6 мая 2010 года, о чем государственным инспектором Хабаровского края по охране природы ФИО1 составлен акт Номер обезличен, тогда как согласно протоколу по делу об административном правонарушении, временем совершения административного правонарушения является 11 мая 2010 года, что свидетельствует о том, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении не было установлено время совершения административного правонарушения.
Данное обстоятельство как разъяснено в 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» является существенным недостатком протокола, что в силу п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела являлось основанием для возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол. Указанное является нарушением процессуальных требований и самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора Хабаровского края по охране природы ФИО1 Номер обезличена от 19 мая 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ФИО13 Пакшина И.В. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Хабаровский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Известкина И.Г.