Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
20 сентября 2010 года г. Комсомольск-на-Амуре
Судья Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Р.В. Лукьянченко, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Солнце-Логистик» Сидорик С.Г., Дата обезличена года рождения, уроженца ... района Хабаровского края, гражданина РФ, проживающего по адресу: ..., ..., ..., по жалобе Сидорик С.Г. на постановление начальника Амурской таможни ФТС России по делу об административном правонарушении № 10713000-36/2010 от 04 марта 2010 года,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника Амурской таможни ФТС России по делу об административном правонарушении № 10713000-36/2010 директор ООО «Солнце-Логистик» Сидорик С.Г. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Данным постановлением Сидорик С.Г. признан виновным в том, являясь должностным лицом, в силу наделения административно - хозяйственными и организационно - распорядительными функциями, допустил нарушение таможенных правил, предусмотренных п.п. 7 п. 3 ст. 124, ст. 131, ст. 158 ТК РФ, а именно: 15 февраля 2010 года ООО «СОЛНЦЕ - Логистик» в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Комсомольского-на-Амуре таможенного поста Амурской таможни (ул. Красногвардейская, 34, г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края) подана грузовая таможенная декларация Номер обезличен от Дата обезличена, на декларирование различных товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ из Китая, согласно контракта внешнеэкономической сделки Номер обезличен от Дата обезличена, в том числе: товар 3 - санитарно-технические изделия из пластмассы: ванны с устройством циркуляции воды (гидромассажные) - количество 20 комплектов, на который распространяются запреты и ограничения не экономического характера, требуется предоставление сертификата соответствия. Однако ООО «СОЛНЦЕ - Логистик» сертификат соответствия, либо обязательство в письменной форме о представлении документов в установленный срок не представило.
Считая постановление начальника Амурской таможни не законным и не обоснованным, Сидорик С.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление начальника Амурской таможни ФТС России отменить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях директора ООО «Солнце-Логистик». Списки с указанием кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, утвержденные 11.02.2010г. не опубликованы. При не предоставлении необходимых документов для таможенного оформления, таможенный орган должен был отказать в приеме ГТД. Сертификат соответствия был оформлен 12.02.2010г., за 3 дня до подачи декларации, и представлен в таможенный орган 19.02.2010г. до помещения товара под таможенный режим.
В ходе рассмотрения дела Сидорик С.Г. настаивал на удовлетворении жалобы, подтвердил изложенные в ней обстоятельства, также пояснил, что его вина в совершении правонарушения отсутствует, так как осуществлением конкретных действий по таможенному оформлению занимался уполномоченный работник общества.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения Сидорик С.Г., суд приходит к следующему:
статьей 12 Таможенного кодекса РФ установлено, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу включает, в том числе, соблюдение лицом запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу.
Частью 1 статьи 13 ТК РФ предусмотрено, что товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, допускаются к ввозу (а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 149 ТК РФ предоставление в таможенный орган сертификатов, разрешений и иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, является одним из условий выпуска товаров, за исключением случаев, когда таможенным органом принято решение о предоставлении документов в более поздний срок, согласно п.5 ст. 131 ТК РФ.
Одним из условий ввоза товаров на таможенную территорию РФ товаров является соблюдение запретов и ограничений, не носящих экономического характера, вводимых исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 ФЗ от 08.12.2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
Согласно п. 7 ч.3. ст. 124 ТК РФ декларантом в таможенной декларации указываются сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 131 ТК РФ если отдельные документы не могут быть предоставлены одновременно с таможенной декларацией, то по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенный орган может в письменной форме разрешить представление таких документов в срок, необходимый декларанту для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации.
С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (ч. 3 ст. 132 ТК РФ).
В соответствии с п.8 ч.1 ст. 11 ТК РФ ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации - фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.
Статьей 158 ТК РФ установлено, что запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также требования законодательства Российской Федерации, установленные в целях валютного регулирования и валютного контроля, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.
В силу п. 1 ст. 29 ФЗ от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со ст. 30 названного закона.
Согласно п. 3 ст. 46 указанного закона Правительством РФ со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащий обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» утвержден перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, согласно которому «машины и приборы бытовые с электродвигателем, работающие на основе физических эффектов», к которым относятся гидромассажные ванны подлежат обязательной сертификации.
В силу п. 6 названного Постановления, оно вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня официального опубликования. Данное Постановление официально опубликовано 14.12.2009г. в издании «Собрание законодательства РФ» № 50, следовательно, вступило в силу 14.02.2010г.
Судом установлено, что 15.02.2010г. при подаче в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Комсомольского-на-Амуре таможенного поста Амурской таможни, ГТД Номер обезличен на товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации из Китайской народной республики, согласно контракту внешнеэкономической сделки Номер обезличен от Дата обезличенаг., ООО «Солнце-Логистик» на товар № 3 (санитарно-технические изделия из пластмассы: ванны с устройством циркуляции воды (гидромассажные» - количество 20 комплектов) не представлен сертификат соответствия.
Гидромассажные ванны являются объектом обязательной сертификации, в связи с чем, их ввоз на территорию РФ должен сопровождаться представлением сертификата соответствия, а также не представило обязательство о предоставлении соответствующих документов в установленный срок.
Материалами дела, в том числе: грузовой таможенной декларацией Номер обезличен от 15.02.2010г., контрактом от 02.04.2007г., уведомлением общества от 15.02.2010г. о предоставлении документов, удостоверяющих соответствие продукции обязательным требованиям, уведомлением от 15.02.2010г. о внесении изменений в ГТД Номер обезличен, требованием по ГТД Номер обезличен от 15.02.2010г.; протоколом об административном правонарушении от 19.02.2010г. подтверждается вина директора ООО «Солнце-Логистик» Сидорик С.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно в несоблюдении установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в том числе, в бездействии лица - участника внешнеэкономической деятельности, выраженного в неисполнении им публично-правовой обязанности по соблюдению запретов и ограничений неэкономического характера на ввоз товаров на территорию Российской Федерации.
При указанных обстоятельствам у таможенного органа имелись правовые основания для привлечения Сидорик С.Г. к административной ответственности по вышеназванной норме КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что он не располагал достоверной информацией о необходимости представления при таможенном оформлении сертификата соответствия на товар № 3, так как соответствующая информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением на таможенной территории РФ, с указанием кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, на момент подачи грузовой таможенной декларации не была опубликована, не принимаются судом во внимание в силу следующего.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 01.12.2009г. № 982, Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службе с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе единых перечней продукции, утвержденных пунктом 1 настоящего Постановления, поручено обеспечить публикацию информации, в том числе о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, с указанием кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Списки продукции, с указанием кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности утверждены 11.02.2010г. заместителем руководителя ФТС и заместителем руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Кроме того, как следует из ГТД Номер обезличен, товар №3 - санитарно-технические изделия из пластмассы: ванны с устройством циркуляции воды (гидромассажные), задекларирован под кодом ТН ВЭД 9019109001, что совпадает с кодом, указанным для данного товара в информации, размещенной на сайте ФТС России.
Также судьей отклоняется как несостоятельный, довод заявителя относительно того, что при отсутствии необходимого для таможенного оформления документа и при отсутствии письменного гарантийного обязательства о предоставлении необходимого документа, таможенный орган обязан был отказать в приеме ГТД.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 149 ТК РФ представление таможенному органу лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами РФ, является одним из условий выпуска товара.
Из содержания ч. 1 ст. 153 ТК РФ следует, что при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных ст. 149 ТК РФ, выпуск товаров не осуществляется. Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с положениями настоящей статьи.
Из смысла вышеуказанных норм следует вывод, что соблюдение запретов и ограничений законодатель связывает, прежде всего, с возможностью принятия таможенной декларации.
Кроме того, проверка соблюдения декларантом соответствующих запретов и ограничений, в силу изложенного, производится таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации и иных документов, представленных при декларировании, что возможно лишь после принятия декларации.
Довод Сидорик С.Г. о его невиновности в совершении правонарушения, судьей не принимается, так как, являясь руководителем общества, обладая административно - хозяйственными и организационно - распорядительными функциями, он обязан обеспечить соблюдение обществом и его работниками требований законодательства при осуществлении таможенного оформления, а также обеспечить контроль за соблюдением названых требований.
Не соблюдение Сидорик С.Г. указанных требований повлекло совершение указанного административного правонарушения.
В ходе рассмотрения дела таможенным органом, нарушений порядка и срока привлечения лица к административной ответственности судом не установлено.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оценив характер и степень общественной опасности совершенного Сидорик С.Г. противоправного деяния, суд полагает, что данное правонарушение является малозначительным.
Делая вывод о малозначительности совершенного лицом правонарушения, суд учитывал обстоятельства его совершения, в частности исходит из того, что грузовая таможенная декларация была подана 15.02.2010г., то есть на следующий день после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 01.12.2009г. № 982; на момент подачи ГТД сертификат соответствия на спорный товар фактически имелся и был представлен в таможенный орган до составления протокола об административном правонарушении 19.02.2010г.
Кроме того, данное правонарушение совершено Сидорик С.Г. впервые и не несет вредных последствий для граждан, общества и государства.
Таким образом, постановление начальника Амурской таможни подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника Амурской таможни ФТС России № 10713000-36/2010 от 04 марта 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Солнце-Логистик» Сидорик С.Г. - отменить.
Освободить Сидорик С.Г. от административной ответственности и ограничится устным замечанием.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Солнце-Логистик» Сидорик С.Г. прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Хабаровский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Лукьянченко Р.В.