Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
09 декабря 2010 года г. Комсомольск-на-Амуре
Судья Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Лукьянченко Р.В., рассмотрев дело по жалобе Охрименко С.В. на постановление и.о. начальника Амурской таможни ФТС России № от 04 августа 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора закрытого акционерного общества «ФИО7» Охрименко С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. начальника Амурской таможни ФТС России № от ДД.ММ.ГГГГ директор ЗАО «ФИО7» Охрименко С.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере № рублей.
Данным постановлением Охрименко С.В. признан виновным в том, что, являясь директором ЗАО «ФИО7», обладая организационно - распорядительными функциями, совершил нарушение таможенных правил, установленных п. 2 ст. 13 Таможенного Кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от 15.07.2000г. № 99-ФЗ «О карантине растений», выразившееся в предоставлении ЗАО «ФИО7» в таможенный орган при декларировании товаров недействительного фитосанитарного сертификата, содержащего в графе № 6 недостоверные сведения о номере железнодорожного вагона.
Считая незаконным привлечение к административной ответственности директор ЗАО «ФИО7» Охрименко С.В. обратился в суд с жалобой об отмене данного постановления, ссылаясь на следующее: 29.01.2010г. таможенным брокером подана ГТД №№ на лесоматериал общим объемом № куб.м., код № с приложением отгрузочных спецификаций к железнодорожным вагонам и фитосанитарных сертификатов соответствующих номеров. При подготовке первичных документов работником декларанта был неверно указан номер железнодорожного вагона, в связи с чем, работник декларанта заказал фитосанитарный сертификат № под товар на ошибочный номер вагона №.
09.02.2010г. ошибка была выявлена и исправлена работником декларанта, а именно на железнодорожный вагон с правильным номером № заказан фитосанитарный сертификат №, который поступил 16.02.2010г., в связи с чем, при вывозе лесоматериалов 16.02.2010г. с таможенной территории России, транспортные и сопроводительные документы соответствовали фактическим обстоятельствам. К компетенции директора не относятся вопросы проверки соответствия декларации той информации, которая содержится в пакете экспортера и импортера, не установлено, в чем конкретно выражается неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом организационно-распорядительных или административных функций. Им как руководителем были выполнены соответствующие обязанности.
В ходе рассмотрения дела Охрименко С.В. участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие Охрименко С.В.
Защитник Охрименко С.В. - Фролов А.Г., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в ходе рассмотрения дела, настаивал на удовлетворении жалобы, подтвердил изложенные в ней обстоятельства.
Защитник Охрименко С.В. - Королюк В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в ходе рассмотрения дела поддержал позицию Фролова А.Г.
Выслушав пояснения защитников, изучив материалы дела, судья приходит к следующему:
В соответствии со ст. 7 ТК России в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно ст. 32 Федерального закона от 08.12.2003 года № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, исходя из национальных интересов, вводятся меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами. Данные меры направлены в частности для обеспечения соблюдения, не противоречащих международным договорам РФ, нормативных правовых актов РФ, касающихся представления таможенным органам РФ, одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
В соответствии с положениями ст. 131 Таможенного кодекса Российской Федерации подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. При декларировании товаров в таможенный орган представляются разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Как следует из положений ст. 124 ТК ПФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации (в том числе в неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации) или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Согласно п. 2 ст. 13 ТК России товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 8 Федерального Закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений», вывоз с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон, перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если имеется фитосанитарный сертификат или карантинный сертификат, удостоверяющие соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений. Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) вывозимой с территории Российской Федерации сопровождается фитосанитарным сертификатом.
В силу п. 5 ст. 2 Международной конвенции по карантину и защите растений, принятой постановлением Правительства РФ от 18.12.2001г. №874, фитосанитарные сертификаты или их эквиваленты, там где они принимаются заинтересованной импортирующей договаривающейся стороной, должны соответствовать образцу, данному в Приложении к настоящей Конвенции. Эти сертификаты должны заполняться и выдаваться с учетом соответствующих международных договоров.
Согласно Международному стандарту по фитосанитарным мерам все части фитосанитарных сертификатов должны быть заполнены, в разделе «заявленный способ транспортировки» необходимо указывать номер транспортного средства, перевозящего подкарантинную продукцию.
Товары группы 4403 ТН ВЭД ТС (лесоматериалы) подлежат карантинному фитосанитарному контролю.
В соответствии с ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы (примечание 2 к статье 16.1 КоАП РФ).
Таким образом, для наличия события правонарушения необходимо установить, что были заявлены недостоверные сведения или представлены недействительные документы, которые могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно статье 16 Таможенного кодекса РФ, обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, в случае, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой заключенной российским лицом, возлагается на российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку, а после начала таможенной процедуры декларирования товаров, в соответствии со статьей 126 Таможенного кодекса РФ - на декларанта.
Декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (статья 11 ТК РФ).
Как следует из содержания пп. 17 п. 1 ст. 11, п. 1, 2 ст. 139 ТК РФ таможенный брокер (представитель) - посредник, совершивший таможенные операции от имени и по поручению декларанта.
Из материалов дела следует, что 30 декабря 2009 ООО «ФИО5» и ЗАО «ФИО7» заключили договор на оказание услуг таможенным брокером №, в соответствии с которым ЗАО «ФИО7» от имени и по поручению ООО «ФИО5» обязуется совершать операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств.
29 января 2010 года ЗАО «ФИО7» от имени и по поручению ООО «ФИО5» подало в Комсомольский-на-Амуре таможенный пост грузовую таможенную декларацию №, в которой в соответствии с таможенным режимом экспорт заявило к таможенному оформлению лесоматериалы из Ели Сибирской, разных сортов и разного размера.
С целью подтверждения сведений о товарах, заявленных в ГТД № ЗАО «ФИО7» были предоставлены следующие документы:
- железнодорожные накладные №№ 175836, 175837, 175838, 175839;
- отгрузочные спецификации к железнодорожным вагонам №№ 54425665, 54478557, 54489109, 5480259;
- фитосанитарный сертификат № на лесоматериалы, перевозимые в ж/д вагоне №;
- фитосанитарный сертификат № на лесоматериалы, перевозимые в ж/д вагоне №;
- фитосанитарный сертификат № на лесоматериалы, перевозимые в ж/д вагоне №;
- фитосанитарный сертификат № на лесоматериалы, перевозимые в ж/д вагоне №.
В результате проверки достоверности сведений после выпуска товаров по ГТД №№ таможенным органом установлено, что по данной декларации с таможенной территории РФ были вывезены лесоматериалы в ж/д вагоне № с приложенным фитосанитарным сертификатом №, сведения о которых не были надлежащим образом представлены таможенным брокером при подаче в Комсомольский-на-Амуре таможенный пост грузовой таможенной декларации. Данный факт свидетельствует о том, что при декларировании товаров ЗАО «ФИО7» с целью подтверждения соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, представило в таможенный орган недействительный фитосанитарный сертификат №, содержащий недостоверные сведения о номере железнодорожного вагона 54425665.
Установив факт предоставления недействительного фитосанитарного сертификата, содержащего недостоверные сведения о номере железнодорожного вагона, таможенный орган пришел к выводу о совершении директором ЗАО «ФИО7» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что ЗАО «ФИО7» ДД.ММ.ГГГГ представлен фитосанитарный сертификат № на вагон № на лесоматериалы из Ели Сибирской (Picea) объемом 66, 757 куб.м., впоследствии в связи с допущенной ошибкой в номере вагона ДД.ММ.ГГГГ представлен другой фитосанитарный сертификат № с правильным указанием номера вагона № на лесоматериалы Ели Сибирской (Picea) объемом № куб.м., то есть на аналогичные лесоматериалы.
Постановление и.о. начальника Амурской таможни от ДД.ММ.ГГГГ не содержит указание на нарушения ЗАО «ФИО7» таможенных правил, которые могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Не подтверждается наличие указанных нарушений и материалами дела.
Неправильное первоначальное указание номера вагона не повлияло на осуществление карантинного фитосанитарного контроля, в отношении вывозимых лесоматериалов и не могло послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством.
С учетом сказанного, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях генерального директора ЗАО «ФИО7» Охрименко С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, которые не могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законом, не является основанием для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой.
Кроме того, в соответствии со статьей 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В обжалуемом постановлении не указано в чем конкретно выражается неисполнение либо ненадлежащее исполнение Охрименко С.В. своих служебных обязанностей, послужившее основанием для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Поскольку в действиях директора ЗАО «ФИО7» Охрименко С.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление и.о. начальника Амурской таможни подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление и.о. начальника Амурской таможни ФТС России № от 04 августа 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора закрытого акционерного общества «ФИО7» Охрименко С.В. - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано, опротестовано в Хабаровский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Лукьянченко Р.В.