Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
22 декабря 2010 года г. Комсомольск-на-Амуре
Судья Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Лукьянченко Р.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении директора ООО <данные изъяты>» Яковин, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> им. <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> <адрес> по жалобе Яковин на постановление начальника Амурской таможни № от 19.08.2010г. по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Амурской таможни ФТС России № от 19 августа 2010 года генеральный директор ООО «<данные изъяты>» Яковин привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Данным постановлением Яковин признан виновным в том, что, являясь генеральным директором ООО «<данные изъяты>», обладая организационно - распорядительными функциями, не обеспечил надлежащую работу работников общества по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, допустив нарушение таможенных правил, установленных п. 2 ст. 13, п. 2 ч. 131, ст. 158 Таможенного Кодекса РФ, Федерального закона от 15.07.2000г. № 99-ФЗ «О Карантине растений», п. 6 приказа Министерства сельского хозяйства от 14.03.2007г. № 163, выразившееся в том, что товар пересек государственную границу РФ на 17-тый день с момента выдачи фитосанитарного сертификата, т.е. в нарушение 15-ти дневного срока с момента выдачи указанного сертификата.
Считая незаконным привлечение к административной ответственности генеральный директор ООО «<данные изъяты>» Яковин обратился в суд с жалобой об отмене данного постановления, ссылаясь на следующее: 18.02.2010г. на основании агентского договора № от 30.12.2009г. подана ГТД № на оформление в режиме экспорта лесоматериалов, различных наименований. 17.03.2010г. товары были выпущены в соответствии с заявленным таможенным режимом. При таможенном оформлении был предоставлен фитосанитарный сертификат № выданный 17 февраля 2010г. управлением Россельхознадзора по Хабаровскому краю, ЕАО и Сахалинской области на лесоматериал находящийся в вагоне №. Данный вагон пересек границу на 17 день после поучения фитосанитарного сертификата. При этом таможенным органом в железнодорожном пропускном пункте было принято решение о разрешении пропуска вагона через таможенную границу. Должностные лица органа карантинного фитосанитарного контроля в железнодорожном пункте пропуска при обнаружении факта истечения срока действия сертификата, должны были самостоятельно, без получения заявки и дополнительных документов от грузоотправителя, переоформить и выдать фитосанитарный сертификат на продукцию. В связи с чем, отсутствует его вина в совершении правонарушения.
В ходе рассмотрения дела Яковин настаивал на удовлетворении жалобы, подтвердил изложенные в ней доводы, также пояснил, что из <адрес> товар был отправлен до ст. <адрес> с надлежащим образом оформленными документами, в том числе фитосанитарным сертификатом. В связи с длительной транспортировкой РЖД товара, он прибыл на границу по истечении срока действия сертификата. Однако документы органами фитосанитарного контроля не проверялись, в противном случае ими должен был быть переоформлен сертификат на новый срок, без участия экспортера.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения Яковин, судья приходит к следующему:
В соответствии с ч 3. ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно п. 2 ст. 132 Таможенного кодекса РФ, с момента принятия таможенная декларация становиться документом, свидетельствующим о фактах имеющих юридическое значение.
На основании п. 2 ст. 13 Таможенного кодекса РФ товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 158 Таможенного кодекса России, запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также требования законодательства РФ, установленные в целях валютного регулирования и валютного контроля, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.
Согласно ст. 32 Федерального закона от 08.12.2003 года № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, исходя из национальных интересов, вводятся меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами. Данные меры направлены в частности для обеспечения соблюдения, не противоречащих международным договорам РФ, нормативных правовых актов РФ, касающихся представления таможенным органам РФ, одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
На основании ст. 8 Федерального Закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений», вывоз с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон, перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если имеется фитосанитарный сертификат или карантинный сертификат, удостоверяющие соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений. Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) вывозимой с территории Российской Федерации сопровождается фитосанитарным сертификатом.
В соответствии с ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно п. 6 Порядка организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз), утвержденного приказом Минсельхоза РФ от 14 марта 2007 г. N 163 (с изменениями от 15 мая 2009 г.), ФСС (фитосанитарный сертификат) выдается на срок, который определяется с даты его выдачи до даты пересечения подкарантинной продукцией Государственной границы Российской Федерации и составляет не более 14 дней при вывозе этой продукции в страны-члены ЕС, при вывозе в другие страны - не более 15 дней.
В ходе проверки таможенным органом установлено следующее: фитосанитарный сертификат № от 17.02.2010г. предоставлен ООО «<данные изъяты>» в таможенный орган при таможенном оформлении. Лесоматериал круглый породы <данные изъяты> сорта погружен в ж/д вагон № и вывезен в количестве <данные изъяты> м3 с таможенной территории РФ 05 марта 2010 года. Товар пересек государственную границу РФ на 17-й день с момента выдачи ФСС, т.е. в нарушение 15-ти дневного срока с момента выдачи фитосанитарных сертификатов, предусмотренного Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 14.03.2007 года № 163.
Таможенный орган пришел к выводу о том, что ООО «<данные изъяты>» не предприняло соответствующих мер и не обратилось в Управление Россельхознадзора с просьбой о выдаче нового ФСС до момента пересечения таможенной границы РФ - 05.03.2010г. В связи с чем, не соблюдены установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящие экономического характера ограничения на вывоз товара с таможенной территории РФ.
Между тем, как следует из п. 7 Порядка организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов, в редакции действовавшей в период возникновения рассматриваемых правоотношений, переоформление выданных ФСС осуществляется в срок не позднее 15 дней с даты истечения срока его действия. ФСС переоформляется и выдается Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, в регионе деятельности которого находится перевозимая подкарантинная продукция, в срок не более 3 рабочих дней с даты подтверждения факта выдачи ФСС Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, выдавшим его.
При этом требования, установленные главами II (Порядок рассмотрения заявок на выдачу ФСС и КС) и III (Порядок выдачи ФСС и КС) настоящего Порядка, не применяются.
Таким образом, при обнаружении контролирующим органом перевозки подкарантинной продукции с истекшим сроком его действия, но не позднее 15 дней с даты истечения срока его действия, ФСС должен быть переоформлен и выдан Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, в регионе деятельности которого находится перевозимая подкарантинная продукция, в срок не более 3 рабочих дней с даты подтверждения факта выдачи ФСС Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, выдавшим его, без соответствующей заявки экспортера.
Однако указанные действия не были произведены, принято решение о выпуске товара за границу.
Кроме того, приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 19.03.2010г. № 85 « О внесении изменений в Приказ Минсельхоза России от 14.03.2007г. № 163», в п. 6, 7 Порядка организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов, внесены изменения, согласно которым подкарантинная продукция, на которую выдан ФСС, должна пересечь государственную границу РФ при вывозе в государства Европейского союза в течение 14 дней со дня выдачи ФСС, при вывозе в другие страны - в течении 30 дней со дня выдачи ФСС. В случае заявления экспортером подкарантинной продукции требования о переоформлении ФСС в течении 30 дней с момента его выдачи, ФСС должен быть переоформлен без проведения дополнительных исследований.
Приказ Минсельхоза России от 19.03.2010 № 85 вступил в законную силу с 04.05.2010г.
Исходя из части 2 ст. 1.7 КоАП, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Таким образом, Приказ Минсельхоза России от 19.03.2010г. № 85, внесший изменения в пункты 6, 7 Порядка, продлил срок действия выдаваемых Россельхознадзором ФСС до 30 дней и отменил требование о переоформлении ФСС в течение 15 дней с момента его выдачи, продлив этот срок до 30 дней, следовательно, в этой части улучшил положение ООО «<данные изъяты>» и в силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ обладает обратной силой.
Поскольку на момент составления таможенным органом протокола об административном правонарушении и рассмотрения административного дела о привлечении к административной ответственности объект противоправного посягательства был устранен принятием соответствующего нормативно- правового акта, суд приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, вменяемого директору общества.
Оспариваемое постановление не исполнено на момент вынесения настоящего судебного акта.
Кроме того, в соответствии со статьей 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В обжалуемом постановлении не указано в чем конкретно выражается неисполнение либо ненадлежащее исполнение Яковин своих должностных обязанностей, послужившее основанием для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
Поскольку в действиях Яковин отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление начальника Амурской таможни подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника Амурской таможни ФТС России № от 19 августа 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» Яковин - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано, опротестовано в Хабаровский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Лукьянченко Р.В.